Инвестиционная деятельность коммерческих банков РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день в Республике Казахстан действует политика создания благоприятного инвестиционного климата, связано это в первую очередь с тем, что государство нацелено на быстрый экономический рост, для реализации этой стратегии необходимы крупные капитальные вложения в экономику как страны в целом, так и в отдельные ее отрасли, тем более сейчас, когда принята долгосрочная Стратегия индустриально-инновационного развития до 2015 года, приоритетными задачами, которой является диверсификация отраслей экономики и отход от сырьевой направленности промышленности страны.

Вложенные файлы: 1 файл

2.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

 Для избежания повтора чужих  ошибок был изучен различный  опыт как негативного, так и  успешного плана. Законодательно достаточно четко определены правила функционирования банка. Например, запрещено использование уставного капитала для кредитования проектов, мы не кредитуем нерентабельные проекты и проекты без залогового обеспечения, у нас запрещено кредитование по субсидированной ставке. Таким образом, Банк Развития Казахстана работает практически как коммерческий банк, который имитирует рыночные условия там, где их еще нет или они не могут быть обеспечены. Его проекты открывают путь для коммерческих банков, которые успешно расширяют свои инвестиционные горизонты и идут дальше. Банк Развития предоставляет самую низкую стоимость заимствования, после его выхода на рынок коммерческие банки также стали занимать на более выгодных условиях и снижать свои ставки. Самая минимальная маржа Банка Развития — 1,4-1,5%, а не 5-6% как в коммерческих банках. Это достигается привлечением дешевых займов на базе высокого уровня капитализации и высоких кредитных рейтингов БРК. Кроме того, у нас статус финансового агентства, работающего над решением государственных задач, и потому наши облигации не облагаются налогом так же, как ГЦБ. Государство, стимулируя наше участие в крупных проектах с невысокой ставкой, кредитует БРК из бюджета. В соответствии с Законом «О Банке развития Казахстана» главной целью деятельности Банка развития является развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности.

Основными задачами Банка развития являются среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов, кредитование экспортных операций, стимулирование кредитования производственного сектора экономики путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами, а также софинансирования, совершенствование механизмов финансирования инвестиционных проектов, реализуемых правительством. Сегодня Банк Развития работает примерно с 40 проектами, при этом обеспечивает четвертую часть инвестиционного портфеля всей страны. Объем одобренных проектов составляет почти 700 млн. долларов, что равноценно примерно 2% ВПП. При этом мы кредитуем не юридические лица, а только сам проект. То есть, не финансирует просто компанию N, он инвестирует создание нового производства, основных фондов, модернизацию оборудования этого предприятия, создание конкретного количества рабочих мест.

Тем не менее Банк Развития не испытывает недостатка в проектах соответствующих  масштабу его деятельности. В свое время банк начинал с 5 миллионных кредитов, в прошлом году вышел  на 8-10 млн., а сегодня уже работает с кредитами в 20-30 млн. долларов. Это цифры только по выданным кредитам, а стоимость самих проектов значительно выше. При этом для банка важно не количество проектов, а их качество и увеличение масштабности. Хотя надо отметить, что количество проектов тоже растет. Есть определенные проблемы с подготовленностью проектов, их соответствием требованиям инвесторов. Для банка это означает поиск новых подходов и технологий в работе с заемщиками и проектами. Сегодня он фактически занимаемся консалтингом, начиная от появления идеи, которую банк совместно с заемщиком и возможными партнерами обсуждаем, до полноценного проекта — рентабельного, эффективного, с грамотным менеджментом. На сегодняшний день это правильный подход к проблеме дефицита готовых проектов — выявлять, инициировать и доводить до проекта инвестидеи.

 Условия работы банка гораздо  жестче, чем для коммерческих  банков. БРК придерживается более  строгих пруденциальных показателей,  чем коммерческие банки. Соотношение  заемных и собственных средств  равно 1:1. Следовательно, коэффициент адекватности капитала банка равен приблизительно 50%, в то время как для коммерческих банков достаточно иметь 6%. Банки развития Китая, например, придерживаются 20%. Банк Развития Казахстана не имеет права использовать для кредитования собственный капитал, и поэтому заимствует средства на мировых рынках капиталов, которые очень чувствительны к любым колебаниям в политике банка. Кроме того, банк, так же как коммерческие банки, придерживается принципов доступности, транспарентности, независимости принятия решения при инвестировании, совершенствуем риск-менеджмент и развивает информационные технологии, кредитные продукты банка просты и понятны. Отличие, пожалуй, в том, что банк не преследует цели получить прибыль — для него достаточна неубыточность банка, он не выплачивает дивидендов своим акционерам. В соответствии со статьей 18 закона о БРК: «Чистый доход Банка развития направляется исключительно на формирование резервного капитала по итогам утверждения годового отчета Банка развития». Можно сказать, что Банк развития — это эффективный проект государства в области стратегического и долгосрочного решения задачи координации инвестиций в экономику. Поэтому в обозримом будущем у Банка не предполагается появление негосударственных учредителей. Можно особо отметить, что процедуры и стандарты работы внутри банка максимально приближены к тем, по которым работает, например, ЕБРР.

Банк использует опыт, накопленный мировыми институтами развития. И кстати, он единственный, с кем ЕБРР заключил меморандум о принципах сотрудничества. Кроме того, у банка подписаны меморандумы с ИБР, АБР и сейчас готовится со Всемирным Банком. В этих документах прописаны не просто общие принципы, а конкретные моменты обмена опытом, передачи технологий финансирования инвестиционных программ. В рамках этого сотрудничества работники банка уже проходят подготовку в ЕБРР, до конца года планируется отправить группу в ИБР, академию АБМ-АМРО.

 Взаимодействие Банка с государственными  органами строго регламентировано  законом. Влияние государства ограничивается участием в Совете директоров представителей Президента Республики Казахстан и Правительства Казахстана. Совет директоров принимает решение об одобрении или отзыве кредитов, устанавливает лимиты, рассматривает программные внутренние документы. Правительство в Меморандуме об инвестиционной политике БРК устанавливает приоритеты не на уровне проектов, а отраслей, сфер экономики. В выборе проектов банк полностью самостоятелен. Банк Развития Казахстана с начала деятельности одобрил и принял к финансированию проекты почти на 900 млн. долл. США, при этом участие банка составило 480 млн. долл. США. В 2005 году участие банка в совокупных проектах достигнет 600 млн. долл. США, а собственный капитал — 500 млн. долл. США. В 2004 году чистые доходы Банка Развития составили 3 млрд. тнг. В 2005 году Банк начнет реализацию еще 6 проектов, в их числе:

  • проект по производству модернизированного двигателя АМЗ-МАН и созданию сети сервис-центров по обслуживанию сельскохозяйственной техники (Костанай, АО «Агромашхолдинг») на сумму 40 млн. долл., из них кредит БРК — 20,2 млн. долл.;
  • линия по производству книжной продукции (Астана, АО «Астана-Полиграфия») на сумму 13,5 млн. долл. со 100-процентным финансированием БРК;
  • реконструкция ткацкого и красильно-отделочного производства (Шымкент, АО «Меланж», 40,5/34,4 млн. долл.);
  • производство кабеля (Павлодар, АО «Казэнергокабель», 10/5,3 млн. долл.);
  • производство топливных биоприсадок (Тайынша СКО, АО «Компания Biohim», 70,1/53,8 млн. долл.);
  • производство бумажных изделий (Алматинская обл., ТОО «Nov Apack», 15,2/8,1 млн. долл.).

Тем самым реализуется Стратегия  индустриально-инновационного развития до 2015 года, принятая Указом Главы государства  в целях достижения устойчивого  развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовки условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. Недавно в прессе появилось сообщение о приватизации Банка Развития Казахстана, позже это же сообщение было опровергнуто главой БРК. Одним из пунктов принятой правительством программы развития рынка ценных бумаг рассматривается возможность увеличения уставного капитала банка путем продажи акций БРК пенсионным фондам. По словам К. Шалгимбаева, «на этот счет БРК имеет собственное мнение, не противоречащее мнению правительства, о том, что в ближайшее время никакой приватизации банка не будет”, в частности, из-за разновекторности задач БРК и пенсионных накопительных фондов. «Фондам необходим значительный прирост пенсионного дохода, а у БРК маржа на ссудный портфель составляет всего 1,3%, что в семь раз ниже уровня инфляции», - пояснил он. На рисунке 1 изображена организационная структура Банка Развития Казахстана, отражающая его управленческий аппарат.

 

 

Рисунок 1. Организационная структура  Банка Развития Казахстана

3.2 Динамика развития  деятельности инвестиционных банков  в Республике Казахстан. Современное  состояние

 

Инвестиционная деятельность в  Казахстане направлена на оживление  процесса воспроизводства за счет внутренних и внешних источников финансирования. Государство держит курс на всемерное привлечение иностранного капитала, создание для этого комплекса притягательных факторов. Многие представители зарубежных компаний, фирм, частные бизнесмены высоко оценивают инвестиционный климат в Казахстане. Помимо богатых природных ресурсов, аграрного и промышленного потенциала, квалифицированных кадров специалистов и грамотной дешевой рабочей силы, выгодного геополитического положения особо отмечается стабильность политической обстановки, межнациональных отношений. Объявив привлечение иностранного капитала в качестве приоритетной стратегической задачи, Казахстан последовательно осуществляет необходимые действия к созданию цивилизованной законодательной базы для интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике. Приняты Законы «Об иностранных инвестициях», «О государственной поддержке прямых инвестиций». Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в 1997 г. издал Указы «Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики Республики Казахстан для привлечения прямых и иностранных инвестиций" и «Об утверждении Положений о системе льгот и преференций и порядке их предоставления при заключении контрактов с инвесторами». В Казахстане иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности во всех разрешенных организационно-правовых формах, в том числе путем создания иностранных фирм, то есть полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств, либо совместных предприятий, в которых им принадлежит часть имущества. Иностранным инвесторам гарантируется использование по своему усмотрению использование доходов, полученных от своей деятельности, для реинвестиций в республике, для приобретения товаров и для других целей. Казахстан активно проводит информационно-презентационные работы по привлечению прямых инвестиций в приоритетные секторы экономики. Казахстанский центр содействия инвестиций «Казинвест» ежегодно издает инвестиционный путеводитель «INVESTOR ’ S GUIDE». В целях обеспечения прямого диалога с инвесторами, работающими в Казахстане, а также оперативного решения проблемных вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью, Указом Главы государства от 30 июня 1998 года создан Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. В целом принимаемые в республике меры по созданию благоприятных условий для инвесторов способствовали притоку значительного объема иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. В нее вкладывают сегодня свои финансовые ресурсы более 40 стран. Казахстан стал неоспоримым лидером по среднедушевым показателям привлеченных зарубежных инвестиций среди государств СНГ — на период 1993-2004гг. они составили около 2000 долл. прямых иностранных инвестиций на душу населения. Европейский Союз и США признали Казахстан как страну с рыночной экономикой, что положительно отражается на внешней торговле Казахстана. Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. Для мобилизации финансовых ресурсов созданы соответствующие финансовые институты, призванные обеспечивать финансовыми ресурсами мероприятия, направленные на реализацию основных направлений экономической политики государства в рамках индустриально-инновационной, агропродовольственной политики и развития инфраструктуры экономики. Таковыми являются: Инвестиционный фонд Казахстана, Банк Развития Казахстана, Национальный инновационный фонд, Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Кроме этого на сегодняшний день существует еще один инвестиционный банк, главное его отличие состоит  в том, что он казахстанский —  Казинвестбанк. Банк был создан в 1993 году и назывался тогда «Казахский интернациональный банк», с 50% участием Правительства Республики Казахстан и 50% Chase Manhattan Bank, NY. В феврале 2004 был проведен аудит банка по международным стандартам, в марте этого же года банк вступает в Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов физических лиц. В апреле банк был переименован в «Казинвестбанк», затем получил полную Лицензию №221 Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на проведение операций, предусмотренных банковским законодательством в национальной и иностранной валюте, Банк получает согласие Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и открывает первый в своей истории операционный офис, расположенный по адресу: г. Алматы, Сатпаева, 29, корпус А. В мае 2004 года Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций зарегистрировало увеличение количества объявленных до 45 000 000 простых акции на общую сумму 4,5 млрд. тенге, уставный капитал банка увеличен на 412 млн. тенге.

Исторически, Банк уделял большое  значение проектам, связанным с горнорудной  промышленностью. Одним из успешных проектов является организация финансирования золотодобывающей компании «АБС-Балхаш»  со стороны Chase Manhattan Bank и ЕБРР. Сумма  сделки USD 8 млн. В 2000 году Банк получил статус финансового советника по приватизации 25%-ного государственного пакета акций крупного нефтегазодобывающего предприятия Казахстана АО «Актобемунайгаз». Подготовка и успешное завершение сделки по слиянию двух крупных геофизических предприятий International Energy Services Inc. (США) и «Азимут» (Казахстан) с суммарными активами USD 40 млн.

В 2004 году банк успешно организовал  крупнейший заем в аграрном секторе  Республики Казахстан для АО «Продовольственная контрактная корпорация» на сумму 105 млн. долларов США. Казинвестбанк был выбран в результате открытого тендера, предложив оптимальные условия предэкспортного финансирования совместно с «Кредит Суисс Фёрст Бостон Интернэшнл». В этом же году провел Эффективную реструктуризацию долгосрочного кредита местной строительной компании в г. Актау, приведшая к уменьшению процентной ставки и оптимизации структуры баланса. Общая проектная стоимость составляет более 15 млн. долларов США.

Основным принципом деятельности Казинвестбанка является удовлетворение растущих потребностей компаний и частных лиц путем предоставления высококачественных банковских услуг в соответствии с международными стандартами. Его основными приоритетами являются индивидуальный клиентский подход, мобильность, надежность, командная работа и поддержание общественного имиджа Банка. Казинвестбанк оперирует в соответствии с казахстанским законодательством и является дисциплинированным налогоплательщиком. Деятельность Казинвестбанк построена на принципах оптимального применения корпоративного управления, финансовой и операционной прозрачности. Казинвестбанк строго соблюдает Международные Стандарты Финансовой Отчетности (МСФО).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что  за последние 10 лет в нашей стране кардинально изменилось все, это касается и политического устроя, и экономических процессов, и инфраструктуры, и направленности промышленности, но главные и наиболее эффективные изменения произошли в сознании людей, общество поверило в развитие государства и становления его на мировом уровне. Это можно увидеть даже на динамике миграции населения, до 1998 года из страны был огромный отток населения, это были и рабочие руки, и специалисты, которых не хватало в тот период, миграционное сальдо стало положительным лишь к 2000 году, результат не заставил себя ждать.

На сегодняшний день наша страна — это государство, развивающееся  огромными темпами, экономика, которой  требует колоссальных капиталовложений, и единственным источником этого  капитала является внутреннее и внешнее инвестирование. Данная работа посвящена развитию и становлению института внутристранового инвестирования, точнее на данном этапе становления деятельности инвестиционных банков в Казахстане можно сказать, что это именно внутристрановое, но само понятие инвестиционных банков подразумевает в себе выход на международный рынок инвестиций. Отсутствие такого свойства у казахстанских банков, говорит только о том, что они стоят на нижней ступени развития и лишь входят в мировую сферу инвестирования.

В заключении, отметим, что, тем не менее, инвестиционные банки Казахстана уже оправдали свое существование, а активное финансирование проектов по количеству превысило сотню. На рынке они зарекомендовали себя как надежные партнеры, с которыми приятно иметь дело.

Инвестиционные банки Казахстана сделали свой вклад в развитие экономики Республики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

      1. Гражданский Кодекс Республики Казахстан введен в действие Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года. Общая часть
      2. Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» от 2 марта 2001 года.
      3. Закон Республики Казахстан «О Банке Развития Казахстана» от 25 апреля 2001 года.
      4. Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке РК» от 2 марта 2001 года.
      5. Постановление Правительства Республики Казахстан «О меморандуме кредитной политики акционерного общества «Банк Развития Казахстана» от 9 марта 2004 года.
      6. «Экономика». Учебник под редакцией д.э.н. проф. А.С. Булатова. М., «Юристъ» 2001 г.
      7. «Управление инвестиционными проектами». Уч. пособие. В.А. Швандер, А.И. Базилевич. М., «Экономика»,2001 г.
      8. http // www. aea. ru — персональные страницы Александра Абрамова
      9. http // www. perspect. kz — официальный сайт политического обозревателя газеты «Перспектива»
      10. http//www. tulpar. net — казахстанский экономический обозреватель
      11. http//www. panorama. kz — казахстанская политическая газета «Панорама»
      12. http//www. nationalbank. kz — официальный сайт Национального Банка Казахстана
      13. http//www. kik. kz — официальный сайт Казахстанской ипотечной компании
      14. http//www. kkb. kz — официальный сайт КазКоммерцБанка
      15. http//www. Afn.kz — официальный сайт Агенства РК по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми организациями
      16. http//www. Site. Kz — обозреватель казахстанского Интернет
      17. http//www. Alb. Kz — официальный сайт Альянс Банка
      18. http//www. prof in. kz — экономический обозреватель
      19. http//www. minfin. kz — официальный сайт Министерства финансов РК
      20. http//www. kdb. kz — официальный сайт АО «Банк Развития Казахстана»
      21. http//www. kase. kz — официальный сайт Казахстанской фондовой биржи
      22. http//www.kazinvestbank. kz — официальный сайт КазИнвестБанка

Информация о работе Инвестиционная деятельность коммерческих банков РК