Инвестиционная политика Республики Беларусь: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Наше общество осуществляет исключительно трудный, во многом противоречивый, но исторически неизбежный необходимый процесс перехода к рыночной экономике. В этих условиях разрушаются привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмысление базовых, концептуальных постулатов в теории общественного развития. Экономическая наука Республики Беларусь вырывается из объятий догматизма выходит на дорогу мировой экономической мысли.
Необходимым условием экономического роста является инвестиционная активность. Она является важной составляющей экономики любой страны. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции (дороботка2).doc

— 877.50 Кб (Скачать файл)

Источник: составлено автором.

 

Анализ динамики иностранных инвестиций в Республику Беларусь за 2011 – 2013 гг. позволил сделать следующий вывод: в 2012 г. наблюдается значительное сокращение поступления иностранных инвестиций, темп роста по сравнению с предыдущим периодом составил 76%, что на 24 % меньше чем в 2011 г., наибольшее снижение произошло по прямым иностранным инвестициям на чистой основе – на 97 %. Но уже в 2013 г. Наблюдается положительная динамика исследуемых показателей, темпы роста соответственно по всем иностранным инвестициям, прямым иностранным инвестициям и прямым иностранным инвестициям на чистой основе составили 104%, 107%, 155%.

В 2013 году использовано 202,7 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 107,5% к уровню 2012 года, что эквивалентно 21,3 млрд. долл. США. При этом доля инвестиций в машины и оборудование в общем объеме инвестиций составила 36,7%, в том числе без учета инвестиций, направляемых на жилищное строительство, социальную и финансовую сферы – 48,9%, доля строительно-монтажных работ - 52,7%. В современных условиях состояния экономики, в связи с ужесточением денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, сокращением кредитования госпрограмм, уходом от эмиссионных источников финансирования изменился вектор инвестиционной политики не на достижение максимальных темпов роста, а на повышение эффективности инвестиций, направление инвестиций в модернизацию экономики. В этой связи вложения инвестиций должны быть увязаны с наличием реальных источников финансирования и направляться только на реализацию эффективных инвестиционных проектов. Однако в 2013 году не в должной мере было осуществлено замещение выпадающих объемов внутренних источников иностранными, доля которых составила 9,3%.

Удельный вес инвестиций в основной капитал в ВВП составил 31,8%.

Всего за 2013 г. в реальный сектор Республики Беларусь (без банков) поступило 14,97 млрд. долларов валовых иностранных инвестиций, из них прямых – 11,1 млрд. долларов (74% от общего объема), портфельных – 0,12 млрд. долларов, прочих –  3,9 млрд. долларов.

ТОП-10 2013 года стран-доноров прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямого инвестору за товары, работы, услуги) в Республику Беларусь: Россия 52,5%, Соединенное Королевство 25,3%, Кипр 6,8%, Австрия 2,2%, Польша 1,6%, Германия 1,4%, Украина 1,2%, США 1,2%, Швейцария 1,0%, Литва 1,0%. На долю прочих стран-доноров приходится – 5,6%.

Структура ПИИ (с учетом задолженности прямого инвестору за товары, работы, услуги), направленные в 2013 г. в организации по видам экономической деятельности:

• транспорт и связь (39,9%),

• оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (39,1%),

• промышленность (11,1%),

• операции  недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (4,3%),

• финансовая деятельность (1,0%),

• строительство (0,9%),

• гостиницы и рестораны (0,7%),

• сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (0,5%) и др.

За 2013 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 15 млрд. долларов США инвестиций (приложение А), что на 4,5% больше, чем за 2012 год [11].

Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (48,6% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (21,4%), Кипра (7,1%), Нидерландов (4,9%), Австрии (3,4%).

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (34,8% от всех поступивших инвестиций), транспорта (28,6%), промышленности (23,4%).

Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 74% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2012 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось на 7% (приложение Б). Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (80,8% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2013 год составила 8,2 млрд. долларов США, что на 5,9% меньше, чем за 2012 год [11].

Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (41,4% от всех прямых инвестиций), транспорта (37,6%), промышленности (11,1%).

Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России  (52,5% от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило 25,3% валового объема прямых инвестиций,  Кипра – 6,8%, Австрии – 2,2% [11].

Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено  3,9 млрд. долларов США, или на 1,8% меньше, чем за 2012 год. На их долю приходилось 25,9% от всего валового поступления иностранных инвестиций.

За 2013 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (74,1%). На организации Гомельской области приходилось 8,1% валового поступления иностранных инвестиций, Минской области – 6,8%.

Из 15 млрд. долларов США иностранных инвестиций, поступивших в 2013 году в реальный сектор экономики республики, организациями республики было использовано 37,7% (приложение В).

Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (80,8% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2013 год составила 8,2 млрд. долларов США, что на 5,9% меньше, чем за 2012 год [11].

Неиспользованные иностранные инвестиции в 2013 году составили 62,2% валового объема поступивших иностранных инвестиций, в том числе задолженность за товары, работы, услуги – 88% [11].

Из общего объема инвестиций, направленных на прочие цели, 41,2% приходилось на оплату производственных запасов и товаров для реализации, 15,4% – на погашение кредитов, займов и процентов по ним.

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 2013 год составили 2,1 млрд. долларов США (приложение Г).

Из 2 167 зарегистрированных за 2013 год организаций иностранной и смешанной с иностранным участием форм собственности, 704 организации имели прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в размере 42,3 млн. долларов США, или 2% от общего объема прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги). Валовое поступление прямых инвестиций по этим организациям составило 50,4 млн. долларов США, или 0,5% всего валового поступления прямых инвестиций [11].

За 2013 год из 2,1 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) на юридические лица без ведомственной подчиненности приходилось 1,8 млрд. долларов США, или 83,3% (за 2012 год – 1,2 млрд. долларов США, или 83,9%).

Инвестиции из Республики Беларусь за рубеж.  За 2013 год организациями республики (кроме банков) направлено за рубеж инвестиций на сумму 6,3 млрд. долларов США, что на 4,2% больше, чем за 2012 год.

Значительные объемы инвестиций организации республики направили субъектам хозяйствования России (41,4% от всех направленных инвестиций), Соединенного Королевства (17,4%), Нидерландов (14,5%), Украины (13,5%), Австрии (4,2%), Казахстана (2,6%), Литвы (1,3%), Германии (1,2%) [11].

Наибольшие суммы инвестиций за рубеж направили организации торговли (47,5% от всех направленных инвестиций), промышленности (39,9%),  транспорта (10,1%).

На долю прямых инвестиций приходилось 73,7% всех направленных инвестиций за рубеж. По сравнению с 2012 годом объем направленных прямых инвестиций за рубеж увеличился на 13,1%. Основной формой направления прямых инвестиций были долговые инструменты (97,2% от общего объема прямых инвестиций за рубеж).

В объем направленных за рубеж прямых и, соответственно, в общий объем направленных инвестиций включена задолженность за товары, работы, услуги прямому инвестору – резиденту Республики Беларусь, которая за 2013 год составила 4,4 млрд. долларов США, или на 11,9% больше, чем за 2012 год.

Наибольшие суммы прямых инвестиций за рубеж были направлены организациями промышленности (45,7% от всех направленных прямых инвестиций за рубеж), торговли (40,5%), транспорта (12%) [11].

Значительные объемы прямых инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги организации республики направили субъектам хозяйствования России (49,4% от общего объема направленных прямых инвестиций), Соединенного Королевства (23,5%), Украины (18,2%), Казахстана (2,9%) и Литвы (1,7%). Организации республики направили за рубеж прочих инвестиций на сумму 1,7 млрд. долларов США, или на 14,6% меньше, чем за 2012 год. На их долю приходилось 26,3% всех направленных инвестиций за рубеж. За 2013 год наибольшие суммы инвестиций направили за рубеж организации г. Минска (66,5%), Минской (10,7%) и Могилевской областей (7,8%) [11].

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

3.1 Совершенствование инвестиционного  потенциала Республики Беларусь

 

В качестве основных мер по повышению инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь можно предложить следующие:

  1. Создание совместных и иностранных предприятий для реализации инвестиционных проектов категории green field.

Данное мероприятие будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности национальной экономики. Не менее значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов brown field – продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны. 

  1. Представляется необходимым продолжение развития СЭЗ – как одну из самых приоритетных форм привлечения внешних инвестиций в республику. 

Несмотря на то, что новый Закон «О свободных экономических зонах» был принят недавно, режим вступления, регламентирующий учреждение инвесторов в свободных экономических зонах, является проблематичным. Закон предусматривает децентрализованную систему, благодаря которой каждая зона имеет свои собственные административные правила. Результатом этого явилось дискреционное право администрации каждой из СЭЗ устанавливать конкретные условия для создания предприятий с иностранными инвестициями на их территории.

Несмотря на попытку привести в соответствие данные условия через Постановление Совета Министров «О некоторых вопросах функционирования свободных экономических зон на территории Республики Беларусь», которое установило минимальный общий пакет документов для регистрации и критериев вступления, включая минимальный объем инвестиций (1 миллион евро), требование минимального объема экспорта (70% производства) и срок использования средств (5 лет), никакой четкой ссылки на основания и границы для принятия или отклонения вступления инвесторов предоставлено не было.

Следовательно, каждая зона может оценивать инвестиционные проекты на основании своего определенного диапазона критериев принятия. Кроме того, в рамках каждой зоны окончательное решение о вступлении принимается комиссиями по повышению конкурентоспособности экономики, состоящими из различных представителей местного и центрального правительства. Они получают отчет от административных органов зон об оценке вступления, но имеют полное дискреционное право разрешать или не разрешать вступление. Более того, их решения обжалованию не подлежат.

  1. В политике Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций необходимо сделать акцент на стимулирование создания филиалов транснациональных корпораций в форме новых предприятий на конкурентной основе.

Это позволит интегрировать экономику в международные производственные и распределительные цепи, обеспечить приток новых технологий и постоянную своевременную их модернизацию,

Кроме того, приход ТНК в каждую отрасль на конкурентной основе поможет избежать злоупотреблений монопольным положением.

Развитие связей между транснациональными корпорациями и предприятиями Республики Беларусь является одним из самых быстрых и

эффективных способов модернизации местных предприятий, передачи знаний, технологии и навыков, улучшения деловой и управленческой практики и содействия доступа к финансам и рынкам. Прочные связи могут повысить эффективности, производительность, а также технологические и управленческие способности местных фирм. Основная цель большинства программ установления связей (а именно обратных) заключается в том, чтобы расширить возможности местных предприятий для поставки транснациональными корпорациями ресурсов, которые были бы импортируемыми. Программы установления связей могут быть разработаны вследствие низких уровней местных мощностей (например, невозможность своевременно производить товары или услуги соответствующего качества), когда ТНК не располагают доступной информацией о местных поставщиках или имеет место недостаток интернационализации местных предприятий.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь: состояние и перспективы развития