Инфляционный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:41, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучение теории инфляции и проведение анализа инфляционных процессов в РФ за первое полугодие 2010 г.
В работе будет рассмотрено понятие инфляции, ее причины и виды, антиинфляционная политика, инфляционные процессы, происходившие в РФ за 1 полугодие 2010 года, выводы и последствия инфляции для России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие инфляции. Причины инфляции 4
2. Виды инфляции. Антиинфляционные государственные меры 9
3. Динамика инфляционных процессов в РФ 14
Заключение 30
Список использованных источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Открытая инфляция проявляется  главным образом через рост цен  на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг.

В то же время нельзя любой  рост цен рассматривать как инфляцию. Повышение цен может происходить  под воздействием других причин. Так, уровень цен на основные потребительские товары в наше время больше, чем, например, тридцать лет назад. Рост цен вызван изменением структуры самих товаров: в 60-е годы просто не существовало видеомагнитофонов, персональных компьютеров и т. д. Кроме этого, повысилось качество других, выпускавшихся товаров. Естественно, что более качественные и технологически более сложные и наукоемкие товары стоят дороже, чем их предшественники. Такой рост цен не является инфляцией, а если модель автомобиля выпускается практически без изменений в течение тридцати лет, и цена на нее растет, то это как раз и есть проявление инфляции.

Для того чтобы определить, какой уровень инфляции существует в стране, следует сопоставить  цены одного временного периода с  ценами другого периода. Вначале  нужно определить, цены каких товаров и услуг мы будем учитывать, поскольку не все товары и услуги дорожают в равной степени. Спрос на хлеб при росте цен будет более устойчивым, чем, например, спрос на драгоценности.

В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают следующие виды инфляции [6, С. 22]:

1) Ползучая инфляция. Темп роста цен - до 10% в год.  Это умеренный рост цен, который  не оказывает существенного негативного  влияния на экономическую жизнь.  Сбережения остаются прибыльными  (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Этот уровень инфляции характерен для стран с развитой рыночной экономикой. Так, в западноевропейских странах последние пятнадцать лет инфляция составляет в среднем 3-5% в год.

2) Галопирующая инфляция. Темп роста цен - до 300-500% в год.  Месячные темпы роста измеряются  в двухзначных числах. Такая инфляция  оказывает негативное влияние  на экономику: сбережения становятся  убыточными (процент по вкладам  ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой, например латиноамериканских стран в 80-е годы, бывших социалистических стран в 90-е годы. Так, например, динамика инфляции в России характеризуется в годовом исчислении следующими цифрами (в процентах к предыдущему году): 1993 г. - 360%, 1994 г. – 320%, 1995 г. – 231%, 1996 г. – 122%, 1997 г. - 111% [6, С. 22].

3) Гиперинфляция. Темп  роста более 50% в месяц. В  годовом исчислении - более 10000%. Такая  инфляция действует разрушительно  на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство  в целом. Потребители пытаются  избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.

Антиинфляционные  государственные меры

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос — ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого  подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложении и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию [6, С. 34]. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционная по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать  инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в  западных странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики. Схематично комплекс мер антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом.

Долговременная политика включает в себя, во-первых, задачу погасить инфляционные ожидания населения, которые  нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику, завоевать таким образом доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен, ослабление административного таможенного контроля и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии.

Во-вторых, меры по сокращению бюджетного дефицита (так как его  финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

В-третьих, мероприятия  в области денежного обращения, в частности, установление жестких  лимитов на ежегодный прирост  денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.

В-четвертых, ослабление влияния внешних факторов. В частности, задача состоит в уменьшении инфляционного  воздействия на экономику переливов  иностранного капитала (при положительном  сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь успешный результат  возможен в случае расширения совокупного  предложения без увеличения совокупного спроса. В этих целях государство предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Оно может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров.

Определенное воздействие на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.

 

 

3. Динамика инфляционных процессов в РФ

 

 

Потребительские цены

Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, за шесть месяцев 2010 г. потребительские цены повысились на 4,4%, что меньше такого же показателя в предыдущем году на 3,0 процентного пункта. Темп прироста потребительских цен в июне по отношению к июню 2009 г. составил 5,8%, в первом полугодии по отношению к первому полугодию предыдущего года - 6,6% [1].

Замедление инфляции в январе-июне 2010 г. произошло главным образом за счет базовой   инфляции,   которая   составила 2,0% против 6,0% в январе-июне 2009 года. По оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было получено 1,6 процентного пункта, или 37,2% уровня инфляции (в январе-июне 2009 г. - 4,8 процентного пункта, или 65,0%) [1].

Цены на продовольственные товары без плодоовощной продукции за первое полугодие 2010 г. повысились на 2,4% (за шесть месяцев 2009 г. - на 5,2%). Удорожание этой группы продуктов питания обеспечило, по оценкам, 0,8 процентного пункта, или 1 9,0% уровня инфляции (за первое полугодие предыдущего года - оценочно 1,8 процентного пункта, или 24,1 %) [1].

Среди основных групп и видов продуктов питания без плодоовощной продукции в январе-июне 2010 г. наиболее заметно подорожали алкогольные напитки - на 5,7% (за январь-июнь 2009 г. - на 6,7%), масло сливочное - на 5,3% (0,1%), крупа и бобовые - на 4,5% (2,8%). По итогам данного периода снизились цены на макаронные изделия, яйца, сахар (на 2,7-14,5%). Темпы прироста цен на другие основные группы продуктов питания составляли от 0,3 до 3,6%. За январь-июнь 2009 г. темпы удорожания основных видов продовольствия изменялись в диапазоне 1,9-28,2%. Снизились цены на молоко и молочную продукцию, масло подсолнечное, яйца [1].

За январь-июнь 2010 г. цены на плодоовощную продукцию возросли на 33,8%, что на 9,8 процентного пункта больше, чем за соответствующий период предыдущего года. По оценкам, вследствие удорожания плодоовощной продукции общий уровень потребительских цен повысился на 1,2 процентного пункта, или 27,7% общего прироста потребительских цен. В 2009 г. аналогичные показатели составили 0,9 процентного пункта и 11,6% [1].

Цены на продовольственные товары в целом за январь-июнь 2010 г. повысились на 5,4% (в 2009 г.-7,0%) [1].

За шесть месяцев 2010 г. темп прироста цен на непродовольственные товары сократился, составив 1,9% против 6,3% за аналогичный период 2009 года. По оценке, повышением цен на непродовольственные товары было обусловлено 0,7 процентного пункта или 15,8% уровня инфляции. В январе-июне 2009 г. эти показатели были равны 2,4 процентного пункта и 31,9%. В наибольшей степени подорожали табачные изделия - на 9,4% (за январь-июнь 2009 г. - на 13,1 %). Умеренным (до 2,9%) был темп прироста цен на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь. Цены на бензин автомобильный выросли на 2,3%; телерадиотовары и медикаменты стали дешевле на 1,7 и 3,6% соответственно (по итогам первого полугодия 2009 г. цены на бензин автомобильный снизились на 2,8%, а медикаменты подорожали на 18,3%) [1].

За январь-июнь 2010 г. цены и тарифы на платные услуги населению повысились на 6,4% (за соответствующий период 2009 г. - на 9,6%). По оценкам, прирост цен и тарифов на платные услуги в первом полугодии текущего года обеспечил 1,7 процентного пункта, или 37,5% общего прироста цен на потребительском рынке (за шесть месяцев 2009 г. - 2,4 процентного пункта, или 32,4% уровня инфляции) [1].

Темп прироста регулируемых цен и тарифов на платные услуги по итогам января-июня 2010 г. был равен оценочно 10,9%, что на 2,4 процентного пункта меньше аналогичного показателя в 2009 году. Темпы прироста тарифов на жилищно-коммунальные услуги составили 11,9% против 17,7% в январе-июне 2009 года. Услуги пассажирского транспорта подорожали на 7,0% (в соответствующий период 2009 г. - на 6,3%) [1].

В январе-июне 2010 г. замедлился темп прироста цен на большинство видов услуг, учитываемых при расчете базовой инфляции. Услуги организации зарубежного туризма подешевели на 2,0% (в сопоставимый период 2009 г. они стали дороже на 9,5%) [1].

Повышение цен и тарифов на платные услуги населению в первом полугодии 2010 г, превысило общий прирост цен на товары на 2,7 процентного пункта (в аналогичный период 2009 г. - на 2,9 процентного пункта) [1].

По информации Росстата, за первое полугодие 2010 г. во всех федеральных округах России темп прироста потребительских цен был меньше, чем за соответствующий период предыдущего года [1].

По оценкам, в январе-июне 2010 г. наблюдалось некоторое увеличение различий между субъектами Российской Федерации по стоимости фиксированного набора товаров и услуг, используемого Федеральной службой государственной статистики в целях межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. В частности, за январь-июнь 2010 г. коэффициент региональных различий повысился до 42,5% против 42,3% по итогам сопоставимого периода предыдущего года [1].

Темпы прироста цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции в первом полугодии 2010 г. были примерно одинаковыми во всех федеральных округах (от 2,1 до 3,4%). Несколько меньше был аналогичный интервал изменения цен на товары непродовольственной группы (от 1,2 до 2,4%) [1].

Для темпов прироста цен на плодоовощную продукцию (включая картофель) был характерен большой разброс по субъектам Российской Федерации. Так, в Дальневосточном федеральном округе данный вид продовольствия подорожал на 1 5,2%, а в Южном федеральном округе - на 41,3% [1].

По итогам первого полугодия 2010 г. темпы удорожания платных услуг населению изменялись по федеральным округам в пределах 6,3-8,7% и были заметно ниже, чем в январе-июне предыдущего года [1].

 

Цены на рынке жилья

В июне 2010 г. по отношению к декабрю предыдущего года жилье на первичном рынке стало дороже на 0,1%, на вторичном рынке - на 1,4%. За январь-июнь 2009 г. жилье на первичном рынке подешевело на 4,5%, на вторичном рынке - на 7,4% [1].

Информация о работе Инфляционный процесс в РФ