Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:33, контрольная работа
Нормы и институты банковского права содержатся в нормативно-правовых актах, являющихся источниками банковского права. Источники банковского права образуют определенную иерархическую систему, которая состоит из трех уровней:
1) Конституция Российской Федерации[1];
2) банковское законодательство;
3) нормативно-правовые акты Центрального банка РФ.
СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ БАНКОВСКОГО ПРАВА………………..2
ЛИКВИДАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА…………………………6
ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА……11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Байкальский государственный университет
экономики и права» в г. Усть-Илимске
(Филиал ФБГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске)
Кафедра Права и гуманитарных наук
кОНТРОЛЬНАЯ работа
по дисциплине «БАНКОВСКОЕ ПРАВО»
ВАРИАНТ №9
Руководитель
К.ф.н., доцент
Исполнитель
Студент группы ЮПБу- 11 Н.В.Иванишина
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..18
СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ БАНКОВСКОГО ПРАВА
Нормы и институты банковского права содержатся в нормативно-правовых актах, являющихся источниками банковского права. Источники банковского права образуют определенную иерархическую систему, которая состоит из трех уровней:
1) Конституция Российской
2) банковское законодательство;
3) нормативно-правовые акты
В соответствии с пунктом ж) ст. 71 Конституции в ведении РФ, в частности, находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия и федеральные банки. Статья 75 устанавливает, что рубль является денежной единицей РФ, а также определяет основные функции Центрального банка РФ.
Банковское законодательство включает в себя специальное и общее законодательство.
К специальному банковскому законодательству относятся федеральные законы, непосредственно посвященные регулированию банковской системы:
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990 г. № 395-1 регламентирует организационно-правовые основы деятельности кредитных организаций и их объединений; раскрывает содержание банковской деятельности; определяет порядок регистрации, лицензирования и ликвидации кредитных организаций; предусматривает меры по обеспечению защиты прав и интересов клиентов кредитных организаций; содержит общие положения об учете в банках и о надзоре за их деятельностью. [3]
2. Федеральный закон «О
3. Федеральный закон «О
4. Федеральный закон «О
К общему банковскому законодательству следует отнести федеральные законы, которые регулируют иные сферы хозяйственной деятельности, но содержат нормы и институты банковского права:
1. Гражданский Кодекс Российской
Федерации включает несколько
глав и параграфов, связанных
с банковской деятельностью:
2. Федеральный закон «О валютном
регулировании и валютном
3. Федеральный закон «О
4. Федеральный закон «О
5. Федеральный закон «О защите
конкуренции на рынке
6. Федеральный закон «Об
Третий уровень источников банковского
права составляют многочисленные нормативно-правовые
акты Центрального банка РФ. Наиболее
важные среди них – Положения и Инструкции,
они регламентируют порядок осуществления,
документального оформления и учета отдельных
банковских операций и сделок. Некоторые
из этих документов содержат правила,
обязательные не только для кредитных
организаций, но и для любых юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей.
Для разъяснения порядка проведения некоторых
операций или информирования кредитных
организаций Центральный банк принимает
Указания, рассылает Письма и Телеграммы.
Также к источникам относят решения Конституционного
Суда РФ; локальные акты кредитных организаций,
акты союзов и ассоциаций кредитных организаций;
договоры и обычаи делового оборота,
применяемые в банковской практике и номы
международного
права и международные договора РФ.[12]
Таким образом, можно сделать вывод: источники банковского права – это совокупность официально определенных внешних форм, в которые облекаются нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе банковской деятельности, то есть формы внешнего содержания банковского права.
ЛИКВИДАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Ликвидация коммерческого
нормативными актами об акционерных
обществах и обществах с
Ликвидация кредитной организации может быть осуществлена в соответствии с решением учредителей (участников, акционеров) или уполномоченного учредительными документами органа юридического лица в связи с (ст. 20 Закона "О банках и банковской деятельности»):[3]
- с окончанием срока действия юридического лица;
- достижением цели, для которой создавалось юридическое лицо;
- решением
суда о признании регистрации
юридического лица
- решением суда в случае, если юридическое лицо ведет деятельность без соответствующего разрешения (лицензии);
- юридическое лицо ведет деятельность, запрещенную законодательством;
- юридическое лицо допускало многочисленные или серьезные нарушения законодательства;
- в других
случаях, предусмотренных
Ликвидация юридического лица может быть начата уполномоченным государственным органом (например, регистрационной палатой - местного или государственного уровня, налоговой инспекцией и другими). В результате ликвидации юридического лица деятельность юридического лица прекращается без передачи прав и обязательств другим лицам правопреемства (ст.61”Ликвидация юр. лица” ГК РФ), (ст. 20 Закона “О банках и банковской деятельности).
Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» закрепил такое важное правило, в соответствии с которым дело о банкротстве может быть возбуждено ( арбитражным судом) только после надлежаще проведенного отзыва у банка лицензии. Правом отзыва лицензий у банков обладает лишь Банк России.[5]
Дело
о банкротстве может
- в связи с неисполнением денежных обязательств — сам должник, кредитор и прокурор;
- в связи с неисполнением обязательных платежей — должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные законом органы.
В данном Законе (ст. 2) конкурсные кредиторы определены как кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия. В то же время Закон допускает подачу такого заявления в арбитражный суд и иными лицами (в особых случаях, предусмотренных названным Законом).
При рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации применяются процедуры наблюдения и конкурсного производства и не применяются внешнее управление и мировое соглашение (ст. 5 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Такое решение законодателя в отношении внешнего управления представляется искусственным, а в отношении мирового соглашения — неудачным. В Законе «О реструктуризации кредитных организаций»(ст. 23) эта ошибка исправлена: банк, ликвидируемый по решению и под руководством АРКО, и его кредиторы вправе заключить мировое соглашение.
Из сказанного можно сделать следующий вывод. На основании российского законодательства ЦБ РФ не вправе исключительно административными методами руководить деятельностью кредитных учреждений, однако, в случае стойкого неисполнения экономических нормативов, регламентирующих деятельность банков, при обнаружении нарушений норм банковского законодательства и др. у кредитного учреждения может быть отозвана банковская лицензия как исключительная мера воздействия.
Лицензия на осуществление банковских операций может быть отозвана в случаях:
Кроме этого, основанием для отзыва лицензии может быть решение учредителей о реорганизации (в случае прекращения деятельности юридического лица) или ликвидации банка. Ходатайства подготавливаются ГТУ ЦБР и направляются в центральный аппарат ЦБ РФ для принятия соответствующего решения.
Решение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом в соответствии с Положением Банка России «О Комитете банковского надзора Банка России», утвержденным Приказом банка России от 18.12.96 г. 02-463.
На основании решения Комитета издается приказ ЦБ РФ об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. После издания приказа кредитная организация не вправе совершать операции, предусмотренные данной лицензией. Сообщение об отзыве у коммерческого банка лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ публикуется в официальном органе Центрального банка Российской Федерации — «Вестнике Банка России», территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации по месту расположения банка и его филиалов — в местных средствах массовой информации.[15]
Информация о работе Контрольная работа по "Банковскому праву"