Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:06, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Какие функции выполняют финансы и в чем их суть?Вопрос 2. Что такое финансово-кредитная система национального хозяйства? Вопрос 4. Какое место в финансово-кредитной системе занимают государственные и муниципальные финансы?

Вложенные файлы: 1 файл

Вопрос 1.docx

— 31.44 Кб (Скачать файл)

Вопрос 8. Что такое  бюджетный федерализм? Назовите основные модели бюджетного федерализма.

Ответ: Бюджетный федерализм – система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.

Содержание бюджетного федерализма  определяется аспектами, реализация которых  приводит к межбюджетным отношениям:

- законодательное разграничение  расходных полномочий между всеми  уровнями власти;

- законодательное обеспечение  всех уровней власти фискальными  ресурсами в объеме, необходимом  для, реализации возложенных на  них полномочий;

- сглаживание вертикальных  и горизонтальных балансов в  бюджетной системе для достижения  определенных стандартов потребления  общественных услуг на территории  страны.

Модели бюджетного федерализма:

I. Американская (бюджетно-налоговый  или конкурентный федерализм). Признаки:

- собственные налоги («один  налог – один бюджет»);

- самостоятельность в  расходах;

- непринятие «мандатов»;

- слабое выравнивание;

- свобода заимствований;

- возможность «банкротства».

II. Германская (фискальный  федерализм). Признаки:

- совместные налоги («один  налог – три бюджета»);

- совместное регулирование  расходов;

- «финансируемые мандаты»;

- сильное выравнивание;

- ограничения заимствований;

- помощь кризисным регионам.

Модель бюджетных отношений  в условиях бюджетного федера¬лизма формируется с учетом конкретных экономических и полити¬ческих  условий.

Отмечу, что российская модель бюджетного федерализма во многом сходна с германским федерализмом. Вместе с тем, российскому бюджетному федерализму  присущи специфические черты. Так, между федеративным Правительством и субъектами Федерации     заключен федеративный договор, который  вошел в Конституцию РФ. На договорной основе разграничены функции центра и субъектов Федерации, разный статус которых создает асимметричную  модель взаимоотношений с федеральной  властью. Например, с Республикой Татарстан заключен договор на основе взаимной субсидиарности и Республике даны дополнительные полномочия, в т.ч. во внешнеэкономической деятельности. Устойчивость межбюджетных отношений создает налогово-финансовый федерализм.

Вопрос 9. Что является главной отличительной особенностью системы межбюджетных отношений  в РФ?

 Ответ:Межбюджетные отношения - это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Цель межбюджетных отношений - создание исходных условий для  сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них  задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих  территориях налогового потенциала.

Межбюджетные отношения  основываются на принципах:

- распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным  уровням бюджетной системы РФ;

- разграничения (закрепления)  на постоянной основе и распределения  по временным нормативам регулирующих  доходов по уровням бюджетной  системы РФ;

- равенства бюджетных  прав субъектов РФ, равенства  бюджетных прав муниципальных  образований; 

- выравнивания уровней  минимальной бюджетной обеспеченности  субъектов РФ, муниципальных образований; 

- равенства всех бюджетов  РФ во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенства местных бюджетов  во взаимоотношениях с бюджетами  субъектов РФ.

Становление современной  системы межбюджетных отношений, соответствующей  федеративному государственному устройству России, началось в 1991 году. В соответствии с Конституцией РФ бюджеты всех уровней (федеральный, субъектов Федерации  и местные) провозглашаются как самостоятельные финансовые институты, действие которых базируется на разграничении налогов и бюджетных расходов по уровням бюджетной системы. Конституция РФ также выделяет совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов, устанавливает их взаимосвязь и взаимозависимость.

Бюджетно-налоговая система  федеративного государства традиционно  состоит из бюджета центрального правительства (федерального бюджета) и региональных бюджетно-налоговых  систем. В связи с этим возникает  необходимость решения таких  проблем, как реализация принципов  разделения полномочий в финансовой сфере между федеральными и региональными  органами государственной власти, создание действенного механизма бюджетных  взаимоотношений между ними, а  также между субъектами Федерации  и органами местного самоуправления. При этом определяющим фактором является сохранение целостности государства.

Особенность межбюджетных отношений  в РФ - наличие значительного разрыва  в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, которое определяется неодинаковым экономическим развитием  конкретных территорий. Одни из них  имеют богатые природные ресурсы, другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы  принадлежат всем гражданам. Это  предопределяет необходимость перераспределения  в интересах государства в  целом ренты, которую приносят эти  ресурсы.

Центральные органы, осуществляя  функции макроэкономического регулирования  и перераспределения ВВП, сосредоточивают  у себя наиболее важные налоговые  доходы, ослабляя доходную базу территориальных  бюджетов. Проблема вертикальной несбалансированности решается, в частности, путем долевого участия разных уровней власти в  федеральных налогах и межбюджетными  трансфертами.

Вопрос 10. Что такое  процесс исполнения бюджетов? Какова при этом роль главных распорядителей бюджетных средств.

Ответ: Исполнение бюджета – этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов (ст. 215.1 БК РФ). Иными словами, исполнить бюджет – значит своевременно получить все запланированные  по  бюджету  доходы  и  вовремя  произвести  все запланированные по бюджету расходы. Соответственно, содержание этого процесса заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного.

Можно выделить две стороны  этого процесса:

- исполнения   бюджета   по доходам, задачей которого  является обеспечение полного  и своевременного поступления  в бюджет отдельных видов доходов,  в первую очередь, налогов и  других обязательных платежей, по  каждому источнику в соответствии  с утвержденным бюджетным планом;

- исполнение  по расходам, которое означает последовательное  финансирование мероприятий, предусмотренных  законом о  бюджете, в пределах  утвержденных сумм.

Главный распорядитель бюджетных  средств - руководитель органа государственной  власти и органа местного самоуправления или иного прямого получателя бюджетных средств, имеющий право  распределять его средства по подведомственным распорядителям бюджетных средств  и получателям бюджетных средств, а также использовать бюджетные  средства по целевому назначению. То есть главный распорядитель имеет  право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также по наиболее значимым бюджетным  учреждениям науки, образования, культуры, здравоохранения. Главный распорядитель  контролирует целевое использование  получателями бюджетных средств, своевременный  их возврат, представление отчетности, выполнение заданий по предоставлению государственных и муниципальных  услуг.

Таким образом, роль главных  распорядителей бюджетных средств (министров и руководителей ведомств РФ) обусловлена их бюджетными полномочиями:

1) обеспечение результативности, адресности и целевого характера  использования бюджетных средств  в соответствии с утвержденными  бюджетными ассигнованиями и  лимитами бюджетных обязательств;

2) формирование перечня  подведомственных распорядителей  и получателей бюджетных средств;

3) ведение реестра расходных  обязательств, подлежащих исполнению  в пределах утвержденных лимитов  бюджетных обязательств и бюджетных  ассигнований;

4) осуществление планирования  соответствующих расходов бюджета,  составление обоснования бюджетных  ассигнований;

5) составление, утверждение  и ведение бюджетной росписи,  распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств  по подведомственным распорядителям  и получателям бюджетных средств  и исполнение соответствующей  части бюджета;

6) внесение предложений  по формированию и изменению  лимитов бюджетных обязательств  и по формированию и изменению  сводной бюджетной росписи;

8) определение порядка  утверждения бюджетных смет подведомственных  бюджетных учреждений;

9) формирование государственных  (муниципальных) заданий;

10) обеспечение контроля  за соблюдением получателями  субвенций, межбюджетных субсидий  и иных субсидий, условий, установленных  при их предоставлении;

11) организация и осуществление  ведомственного финансового контроля  в сфере своей деятельности;

12) формирование бюджетной  отчетности главного распорядителя  бюджетных средств;

12.1) ответственность по  денежным обязательствам подведомственных  получателей бюджетных средств  (бюджетных учреждений);

13) осуществление иных  бюджетных полномочий.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"