Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

Одной из важнейших задач любого государства является создание надежной финансовой системы. Поскольку именно она является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.

Содержание

Задание 1…………………………………………………………………. 3
Задание 2 ………………………………………………………………… 12
Тестовое задание ……………………………………………………….. 13
Список использованных источников …………………………………… 14

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа по финансам.docx

— 36.70 Кб (Скачать файл)

 

 

       Содержание

стр.

 

   Задание 1………………………………………………………………….  3

   Задание 2 …………………………………………………………………  12

   Тестовое задание ………………………………………………………..  13

Список использованных источников ……………………………………  14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Задание № 1.  Какие модели построения финансовой Вам известны (исходя из отечественной и зарубежной практики)? Укажите признаки, в соответствии с которыми выделяются структурные элементы финансовой системы в различных моделях. Назовите критерии функционирования звеньев финансовой системы РФ и изобразите в виде схемы модель ее построения.

 

           Одной из важнейших задач любого государства является создание надежной финансовой системы. Поскольку именно она является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.

           Финансовая система развитых зарубежных стран в основном включает бюджетную систему с внебюджетными специальными фондами. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Япония) она включает государственный и местные бюджеты, а также внебюджетные специальные фонды.  В федеративных государствах (США, Германия, Швейцария), помимо этих звеньев, функционируют бюджеты субъектов федерации. Все бюджеты изолированы друг от друга, нижестоящие бюджеты не включаются своими доходами и расходами в вышестоящие. В Российской Федерации, как и в любом федеративном государстве, действует трехуровневая бюджетная система. В соответствии с Конституцией РФ это бюджеты: федеральный, субъектов РФ (республик, краев, областей, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, местные (муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений). Каждый бюджет функционирует автономно (нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий), как и у зарубежных федеративных государств. Надо отметить, что финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До 1991 года она включала финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит). Государственный Бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования.

            Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны. Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие, избытком или недостатком денежных средств. Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте – это внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

          Финансовые отношения характеризуются  общими чертами, а именно -   все они:

- осуществляют перераспределение  валового внутреннего продукта  и национального дохода;

- участвуют в формировании  фондов денежных средств и  их использовании;

- контролируют и регулируют  распределительный процесс;

- выступают преимущественно  в денежной форме.         

             Таким образом, в рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др.

            Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, составляет целостное образование, несмотря на их относительную обособленность и специфичность форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и их использования. Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

- функциональное назначение, той или иной, группы финансовых отношений;

- наличие, определенной, специфики в финансовых отношениях;

- единство и взаимодействие подсистем;

- наличие специального обслуживающего аппарата;

- наличие собственной финансовой базы.

             Финансовые системы различных государств могут отличаться по своей структуре, но все он имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

           Развитие производства, торговли, товарно-денежных  отношений, банковского дела, международного  денежного оборота сопровождается  изменениями в финансовых отношениях. Это обусловило формирование  более высокой ступени развития  финансовых отношений – финансовых  сфер (децентрализованных и централизованных), отличающихся особыми формами  формирования, использования, управления, но тесно связанных друг с  другом. В свою очередь финансовые  сферы делятся на финансовые  звенья (это группировка отдельных  финансовых категорий с общими признаками).

            Учитывая отличия различных групп финансовых отношений внутри целого и их взаимосвязь, можно определить финансовую систему как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

            Выделение сфер и звеньев финансовой  системы осуществляется в соответствии  со следующими принципами:

        - наличие  собственной финансовой базы, образуемой  первичными доходами субъектов  экономических отношений;

        - специфическое  назначение, особый характер деятельности  субъекта, его роль в общественном  производстве;

        - состав, назначение порядок формирования  и использования фондов денежных  средств данного субъекта;

        - единство  и взаимодействие всех элементов,  предопределяемые общностью источника  первичных доходов (ВВП), финансовой  политики, нацеленной на согласование  интересов субъектов экономических  отношений; взаимосвязанностью их  финансовых планов и балансов.

            Таким образом, в соответствии  с изложенными принципами в  общей совокупности финансовых  отношений могут быть выделены  три крупных сферы:

  1. Государственные (муниципальные) финансы;
  2. Финансы хозяйствующих субъектов;
  3. Финансы населения (домохозяйств).

           Каждая сфера финансовых отношений имеет определенную специфику в формировании доходов и играет особую роль в общественном производстве.

           В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание.         

          Государственные финансы (финансы властных структур) можно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на удовлетворение общегосударственных потребностей.

          В соответствии с Конституцией  РФ местное самоуправление отделено  от государственного.

          Государственные и муниципальные  финансы показывают формирование  доходов и расходов органов  государственной власти – федеральной,  субъектов РФ, местного самоуправления  для решения задач соответствующего  уровня. Они являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

           Основными функциями государства являются: создание соответствующей нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

            Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.           

             Критерием структурирования звеньев государственных и муниципальных финансов является уровень управления:

- федеральный уровень;

- уровень субъектов федерации;

- уровень местного самоуправления.

          Государственные (централизованные) финансы каждого уровня включают: бюджет; внебюджетные фонды, кредит  и финансы государственных и  муниципальных предприятий соответствующего  уровня подчиненности. Таким образом, централизованные финансы включают в себя следующие звенья:

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит.    

           К децентрализованным финансам относят:

- финансы коммерческих предприятий и организаций;

- финансы некоммерческих организаций;

- финансы домохозяйств.

           Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, а направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля финансовых потоков, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость. Надо отметить, что децентрализованные финансы составляют основу финансовой системы страны, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.

           Дадим краткую характеристику перечисленных звеньев финансовой системы, которые относятся к сфере централизованных финансов:

           1. Государственный бюджет. Итак, бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.

            Федеральный бюджет - важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Можно смело сказать, что главным звеном государственных финансов в РФ является федеральный бюджет, так как через него перераспределяется более половины созданного национального дохода страны. Федеральный бюджет как финансовый план государства взаимосвязан с финансами коммерческих и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения.

             Бюджет субъекта РФ - это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).

             Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.

             2.Внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению. Порядок их образования и использования регламентируется соответствующим законодательством. К числу внебюджетных фондов имеющих социальную направленность, относятся: пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

              Пенсионный фонд РФ формируется за счес страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда, средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, пособий на детей.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"