Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:55, контрольная работа
Контроллинг -- это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.
Введение
1.Концепция контроллинга.
1.1.Стратегический и оперативный контроллинг.
2.Причины появления контроллинга на современных предприятиях.
3.Определение контроллинга.
4.Цель и задачи контроллинга.
5.Функции контроллинга.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1.Концепция контроллинга.
1.1.Стратегический и
2.Причины появления контроллинга на современных предприятиях.
3.Определение контроллинга.
4.Цель и задачи контроллинга.
5.Функции контроллинга.
Заключение
Список литературы
Введение
Контроллинг -- это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджментаСовременный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества.
В различных странах занимающиеся контроллингом менеджеры (контроллёры) могут иметь различный уклон. Так например в США присутствует сильный финансовый уклон (бюджетирование, управление страховками, управление налоговой стороной и т. д.), а в Германии более сильно развито управление затратами и их планирование и т. д.
Практика контроллинга была заимствована из Англии как часть общепринятой практики бизнеса в соответствии с требованиями правил «Company Acts», дошедшими до нас из 1700-х годов. Сам термин «controlling» зародился в Америке, в 70-е годы понятие «контроллинга» перекочевало в Западную Европу, а затем в начале 90-х в СНГ. В определении, термин объединяет 2 составляющие: контроллинг как философия и контроллинг как инструмент:
1.Концепция контроллинга
Современное состояние рынка
предполагает постоянное усложнение ориентации
предприятия, что ведет не просто
к возрастанию роли управления им,
а к качественным изменениям во всей
структуре и методах
1.1 Стратегический и оперативный контроллинг.
Стратегический контроллинг – важнейшая составляющая контроллинга, управляющая внешней средой, стратегическим факторами успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями. Стратегический контроллинг направлен на реализацию долгосрочных стратегий и программ.
Цель стратегического контроллинга – формирование системы управления и планирования, которая позволила бы движение фирмы к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призван обеспечить эффективное существование фирмы на длительную перспективу, формирование и управление потенциалом успеха организации.
В экономической литературе большое внимание уделяется вопросам направленности действия стратегического контроллинга. Так А. Гэльвайтер в своей книге “Стратегическое руководство предприятием” выделяет восемь проблем, которые может решить стратегический контроллинг:
1. Проверка стратегических
планов на их полноту и
2. Текущий контроль “критических”
3. Контроль стратегически
важных решений, исходя из
4. Контроль важных этапных
целей при реализации
5. Текущий контроль оперативных
действий в отношении
6. Проверка стратегической
ситуации предприятия на
7. Периодическая проверка
разграничения стратегических
8. Периодический контроль
определяющих для
Цель стратегического контроллинга по мнению А. Гэльвайтера состоит в своевременном установлении причин отклонения в целях внесения поправок в стратегию предприятия до возникновения “оперативных” проблем.
С учетом современного развития можно выделить следующие задачи стратегического контроллинга:
• установление качественных и количественных целей фирмы;
• ответственность за стратегическое планирование;
• разработка системы альтернативных стратегий;
• определение критических
точек во внешней и внутренней
среде для системы
• определение “узких” и поиск “слабых” мест. Управление “узкими” и “слабыми местами”;
• формирование системы показателей для информационной системы контроллинга;
• управление отклонением фактических показателей от плановых (нормативных);
• управление отклонениями;
• управление системой мотивации;
• управление экономическим потенциалом предприятия.
Для реализаций целей и задач стратегического контроллинга необходимо владеть методами и инструментами стратегического контроллинга.
К методам и инструментам стратегического контроллинга можно отнести:
− анализ баланса, расчет прибыли и убытков;
− расчет затрат и производительности;
− отчетность;
− система информации, планирования и контроля;
− система показателей;
− краткосрочный и среднесрочный расчет успеха;
− расчет суммы маржи и брейк–эвен–анализ;
− АВС–анализ;
− расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;
− программы снижения затрат и рационализации;
− анализ предприятия;
− планы стратегии, анализы рынка, анализы сильных и слабых сторон;
− портфолио–анализы и эмпирические кривые;
− анализ жизненного цикла продукции;
− анализ стоимости;
− анализы рабочего времени;
− аддитивные модели управления эффективностью производства;
− мультипликативные модели управления эффективностью производства.
Установление стратегических целей начинается с анализа факторов внешней и внутренней среды.
Следует заметить, что система контроллинга должна формировать систему факторов внешней и внутренней среды. Выбор конкретных факторов – дело сугубо индивидуальное для каждой конкретной фирмы. Процесс выбора зависит от целей, конкретной ситуации, возможностей системы учета и анализа.
Стратегическое планирование в контроллинге имеет следующие фазы:
-поиск и формулирование стратегической цели.
-оформление и оценка
стратегии и принятие
Оформление и оценка стратегий – на этой фазе фиксируется исходная ситуация, потенциалы и «стратегические» люки. Люк - разность между возможными реальными результатами.
Стратегический контроль предполагает формирование контролируемых величин, проведение контрольной оценки.
Оперативный контроллинг.
Его лозунг можно сформулировать как – «Делать дело правильно»
Функции – достижения конкретных целей и решение задач
Показатели – результаты (прибыль, рентабельность, ликвидность..)
Временные рамки – относительно краткосрочный период.
Он охватывает все функциональные
области с последующей
· Контроллинг оперативного маркетинга (исследования и продвижение) – контроль результатов – эффективность работы на сегментах (объект контроллинга – перевод в прямые затраты), эффективность маркетинговых мероприятия / затрат на них
· Контроллинг логистики – поставки, оценка эффективности закупок / затраты на закупки, логистический анализ производства и т.п.
· Финансовый контроллинг – поддержание рентабельности и ликвидности предприятия, сбалансированной структуры капитала, план-баланс и потоков по видам деятельности, текущий (средне и краткосрочный) бюджет, объединяющий (интеграционный) по видам деятельности и выплат-платежей, поддержание ликвидных резервов для ликвидации дефицита (коэффициенты ликвидности и т.п.)
· Контроллинг инвестиций – проект контроллинг, т.е. оценка и оперативное управление инвестиционными проектами
Инструменты, применяемые при оперативном контроллинге:
· АВС-анализ
· XYZ – анализ
· Анализ по точке безубыточности,
· Метод расчета сумм покрытия,
· Финансовый анализ
· Факторный анализ
Оперативный управленческий учет и контроль – система выбранных показателей должна предоставлять менеджерам информацию о том, как идет продвижение к намеченным целям. Кроме того, система должна предупреждать об выявленных проблемах – препятствиях на пути этого продвижения и сигнализировать об ухудшении ситуации
Взаимодействие стратегического (а) и оперативного (б) контроллинга – может быть символически представлено, как зубчатая передача:
а) Путь наверх – поиск и выбор пути развития
б) Путь вниз – реализация плана
Таблица 1 дает сводную картину отличий двух видов контроллинга:
Таблица 1
Признаки |
Стратегический |
Оперативный |
Организационная иерархия |
Высшее руководство |
Все уровни с упором на средний |
Неопределенность |
Существенно выше |
Меньше |
Вид проблем |
Проблемы слабо структурированы |
Относительно хорошо структурированы |
Горизонт |
Долгосрочные и среднесрочные аспекты |
Среднесрочные и краткосрочные аспекты |
Информация |
В основном из внешней среды |
В основном внутри предприятия |
Альтернативы |
Широкий спектр |
Спектр ограничен |
Охват |
Концентрация на отдельных важных позициях |
Все функциональные области с последующей интеграцией |
Детализация |
Невысокая |
Относительно большая |
Индикаторы |
Потенциалы успеха |
Эффективность и риски: прибыль, рентабельность, ликвидность и т.п. |
Системы показателей оценки деятельности предприятия в контроллинге должны отражать результативность деятельности и быть ориентированы на прогнозирование будущей деятельности и принятие решений
Исходя из вышесказанного, необходимо признать, что контроллинг является одним из основных элементов, формирующих систему управления предприятием. При этом современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). А значит, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта (подсистемы): стратегический и оперативный. Сравнительная характеристика данных видов контроллинга представлена в таблице далее.
Сущность оперативного контроллинга заключается в формировании средств и методов эффективного управления текущими целями предприятия, которые могут быть определены как прибыльность и ликвидность.
Сущность стратегического контроллинга заключается в обеспечении выживаемости предприятия, его ориентации на потенциал успеха, который может быть охарактеризован как шансы и риски. На практике существует тесная взаимосвязь между оперативным и стратегическим контроллингом. При стратегической постановке вопроса всегда доминирует вопрос оперативной осуществимости и наоборот ? оперативные проблемы доходности могут быть не идейными при пренебрежении стратегической постановкой вопроса. Эта взаимосвязь всегда носит фундаментальный характер. Итак, основное назначение контроллинга заключается в ориентации системы управления предприятием на достижение поставленных целей. Контроллинг при этом является сложной конструкцией, объединяющей в себе различные элементы функций управления и использующий их в решении задач оперативного и стратегического характера. Вследствие этого, контроллинг обеспечивает синтетический, целостный взгляд на деятельность предприятия в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход к выявлению и решению встающих перед предприятием проблем.
Таблица 1 Сравнительная характеристика оперативного и стратегического контроллинга
Признак |
Оперативный |
Стратегический |
|
Ориентация Цель Задачи |
В основном внутренняя среда предприятия Обеспечение прибыльности и
ликвидности предприятия путем
выявления причинно- · Руководство при планировании и разработке бюджетов (текущее и оперативное планирование) · Определение узких и поиск слабых мест для тактического управления · Определение всей совокупности подконтрольных результатов показателей в соответствии · с установленными текущими целями · Сравнение плановых и
фактических показателей · Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов · Мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений |
Внешняя и внутренняя среда предприятия Обеспечение выживаемости.
Проведение антикризисной политики,
недопущение возникновения · Участие в установлении количественных и качественных целей предприятия · Ответственность за стратегическое планирование · Разработка альтернативных стратегий · Определение критериев внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов · Определение узких и поиск слабых мест · Определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями · Сравнение плановых и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений · Анализ влияния отклонений на выполнение стратегических планов · Анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций) |
|