Межбюджетные отношения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства[3,с.111].
Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ 4
1.1 Понятие и сущность межбюджетных отношений 4
1.2 Функции межбюджетных отношений 9
2. АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ ЗА 2006-2007 ГГ 11
3.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПЕРСПЕКТИВЫ В РАЗВИТИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по гос.бюд..doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПЕРСПЕКТИВЫ В РАЗВИТИИ.

 

На данном этапе совершенствования  межбюджетных отношений возникает  ряд проблем, решение которых в большинстве случаев зависит от постановки работы в бюджетных организациях. Если бюджетные организации начнут более активно и творчески развивать свою деятельность, то экономические результаты будут выше - вырастут доходы бюджета и, как следствие, улучшится и финансовое состояние бюджетных организаций.    

Значительные суммы  доходов поступают в бюджет в  виде штрафов и удержаний. При  жесткой системе штрафов допричисленные суммы платежей становятся невозможными ко взысканию и числятся недоимками. Для бюджета это нежелательная ситуация.

В условиях мирового финансового  кризиса возникает потребность  поиска новых источников доходов. Так, дополнительные доходы бюджета заложены в возможностях реализации неиспользуемого имущества, изъятии в бюджет внебюджетных доходов организаций, финансируемых из бюджета, в сдаче в аренду и реализации земельных участков и др.

Финансовые органы на местах должны регулярно анализировать  каждый доходный источник бюджета и  принимать меры по его своевременному поступлению в бюджет в полном объеме. Ими должен проводится мониторинг факторов, повлиявших на исполнение бюджета в отчетном периоде. Следовательно, поступления в бюджет напрямую зависят  от деловой активности субъектов хозяйствования с одной стороны, и бюджетной политики государства с другой стороны.

 Что касается  развития системы межбюджетных отношений, то она требует их дальнейшего реформирования. Для этого необходимо:

  • определить степень централизации бюджетных ресурсов в республиканском бюджете и пропорции их распределения между уровнями бюджетной системы в соответствии с общей бюджетной политикой переходного периода;
  • обеспечить оптимальное сочетание метода закрепления налогов и долевого их распределения при распределении доходов между бюджетами регионов. Применение тех или иных форм перераспределения бюджетных средств должно быть регламентировано бюджетным законодательством;
  • добиться соответствия доходов расходным функциям региональных бюджетов и на этой основе создать общее бюджетное равновесие. Для сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов использовать оптимальное сочетание различных форм и методов бюджетного регулирования, рационального построения межбюджетных отношений;
  • укрепить доходную базу местных бюджетов для повышения финансовой самостоятельности регионов расширением перечня собственных и закрепленных доходов, переводом в разряд закрепленных наиболее значимых доходов. Установить в законодательном порядке уровень собственных и закрепленных доходов в общем объеме доходов региональных бюджетов;
  • установить предельный размер местных налогов и сборов в процентах к общему объему собственных доходов в целях устранения различий в региональной среде налогообложения. Это потребует от местных Советов проводить политику умеренного и разумного налогообложения в отношении местных налогов и сборов, а также активизировать работу по привлечению других (кроме местных налогов) доходов для доведения собственных до установленного им минимального уровня;
  • закрепить за местными Советами базового уровня наг более крупные местные налоги и сборы, которые, в соответствии с действующим законодательством, зачисляются в областные бюджеты с целью увеличения доходов бюджетов базового уровня;

разработать единые подходы к организации всех видов финансовой помощи, в максимальной степени реализовав их потенциал целенаправленного воздействия на экономику регионов. Оказать финансовую помощь регионам таким образом, чтобы повысить заинтересованность органов государственной власти на местах в расширении собственной доходной базы развитии инвестиционной активности, проведении структурных преобразований в экономике регионов:

  • обеспечить сокращение уровня дотаций в доходах местных бюджетов, сохранив дотационность  местных бюджетов  для обеспечения стабильного финансирования защищённых статей расходов;
  • установить предельный размер участия республиканского бюджета в покрытии дефицита региональных бюджетов. Оставшаяся часть должна покрываться из средств местных бюджетов. Для создания местным бюджетам возможности долевого участия в финансировании дефицита целесообразно  предоставить право местным Советам ре гули ставки и льготы не только собственных источников с  отдельных закрепленных доходов. Разрешить местным Советам в случае необходимости вводить надбавки к общегосударственным налогам (регулирующим) для покрытия бюджетного дефицита;

♦ провести локальные эксперименты по изучению возможностей развития местных займов в условиях расширения функций регионов и укрепления их доходной базы собственными доходными источниками; создания муниципальных банков развития, предназначенных для оказания финансовой помощи;

♦ осуществить распределение фонда финансовой поддержки административно-территориальных формирований в соответствии с предложенной нами методикой, устанавливающей зависимость объема трансфертов от экономического потенциала и расходных функций регионов. В целях усиления эффективности использования ресурсов фонда финансовой поддержки выделять в составе доходов местных бюджетов целевые трансферты, полученные на финансирование программ социально-экономического развития регионов, а также целевых региональных программ.

Проведение комплекса мероприятий по реформированию межбюджетных отношений позволит обеспечить сбалансированность и стабильность региональных бюджетов, выравнивание уровней бюджетной обеспеченности и социально-экономического развития административно-территориальных единиц путем рационального перераспределения бюджетных потоков.

На стадии планирования в области межбюджетных отношений стоят следующие вопросы:

♦ обеспечить:

  • оптимальное распределение бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы в соответствии с общей бюджетной политикой переходного периода;
  • соответствие доходов расходным функциям региональных бюджетов и на этой основе — общее бюджетное равновесие;
  • эффективное сочетание метода закрепления налогов и долевого их распределения при формировании доходов местных бюджетов. Применение тех или иных форм перераспределения бюджетных средств должно быть регламентировано бюджетным законодательством;
  • укрепить доходную базу местных бюджетов в целях повышения финансовой самостоятельности регионов путем расширения перечня собственных и закрепленных доходов, переводом в разряд закрепленных наиболее значимых доходов;
  • провести реструктуризацию доходов региональных бюджетов, определить оптимальное соотношение между источниками их формирования, установив в законодательном порядке уровень собственных и закрепленных доходов в общем объеме доходов, обеспечить увеличение непосредственно собственных доходов местных бюджетов.

♦ установить предельный размер местных налогов и сборов в процентах к общему объему собственных доходов для устранения различий в региональной среде налогообложения. Это потребует от местных Советов проведения политики умеренного и разумного налогообложения в отношении местных налогов и сборов, а также активизации работы по привлечению других (кроме местных налогов) доходов для доведения собственных доходов до установленного им минимального уровня;

  • закрепить за местными Советами базового уровня наиболее крупных местных налогов и сборов, которые, в соответствии с действующим законодательством, зачисляются в областные бюджеты;
  • обеспечить максимальное сбалансирование доходов и расходов местных бюджетов посредством оптимального сочетания различных форм и методов бюджетного регулирования, рационального построения межбюджетных отношений;
  • разработать единые подходы к организации всех видов финансовой помощи, в максимальной степени реализовав потенциал их целенаправленного воздействия на экономику регионов. Оказывать финансовую помощь регионам таким образом, чтобы повышать заинтересованность органов государственной власти на местах в расширении собственной доходной базы, развитии инвестиционной активности, проведении структурных преобразований в экономике регионов;
  • обеспечить сокращение уровня дотаций в доходах местных бюджетов, сохранив дотационность местных бюджетов статей расходов, законодательно ограничив ее уровень;
  • установить предельный размер участия республиканского бюджета в покрытии дефицита региональных бюджетов. Оставшаяся часть должна покрываться из средств местных бюджетов. Для создания местным бюджетам возможности долевого участия в финансировании дефицита целесообразно предоставить право местным Советам регулировать ставки и льготы не только собственных источников, но и отдельных закрепленных доходов. Разрешить местным Советам в случае необходимости вводить надбавки к общегосударственным налогам (регулирующим) для покрытия бюджетного дефицита;
  • обеспечить максимальную замену дотаций субсидиями и субвенциями с усилением контроля за целевым их использованием;
  • изучить возможность:
  • развития местных займов в условиях расширения функций регионов и укрепления их доходной базы собственными доходными источниками;
  • создания муниципальных банков развития, предназначенных для оказания финансовой помощи.

♦ повысить эффективность межбюджетных отношений и бюджетных потоков, обеспечивающих балансирование доходов и расходов региональных бюджетов, а также выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности, достигая как горизонтального, так и вертикального выравнивания;

♦ разделить по целевому назначению финансовые потоки фонда финансовой поддержки в целях усиления контроля за их движением и эффективностью, образовав на уровне бюджета два самостоятельных республиканских фонда: фонд финансовой поддержки и фонд развития регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обеспечение эффективной деятельности бюджетных организаций, требует грамотного управления ее деятельностью, которое во многом определяется умением анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, определяются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения доходности выполняемых работ, оцениваются результаты деятельности организации, вырабатывается стратегия развития деятельности организации.

Для повышения эффективности деятельности организации очень важно, чтобы  была достигнута оптимальность в  удовлетворении интересов государства, учреждения, работников и клиентов учреждения.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученных доходов. Доходы организация  получает главным образом от оказания услуг. Значит, чем больше организация реализует услуг, тем больше получает прибыли.

        Вместе с тем при распределении бюджетных ресурсов нельзя не учитывать важную роль республиканского бюджета в финансировании общегосударственных программ и мероприятий, что предполагает централизацию на его уровне значительной части доходов.

  Задача состоит в том, чтобы при формировании республиканского бюджета обеспечить максимальное сбалансирование доходов и расходов местных бюджетов посредством оптимального сочетания различных форм и методов бюджетного регулирования, рационального построения межбюджетных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. «Государственный бюджет»:Учебное пособие/ Сорокина Т.В..- Мн.: БГЭУ, 2004.– 196с.

2. «Бюджетный учет и отчетность»: Учебно-методический комплекс для  студентов.- Новополоцк: ПГУ, 2004.-272с.

3. «Государственное регулирование  экономики»: Учебник / Антонова Н.Б.- Мн: Академия управления при Президенте  Республики Беларусь, 2002.- 775с.

4. «Финансовый анализ субъекта хозяйствования»: Справочное пособие / Русак Н. А., Русак В. А.– Мн.: Высшая школа, 1997

5. «Финансы предприятий»: учебное пособие / Заяц Н.Е.  и др.- Мн.: Выш. шк., 2005.- 528с.

6. Статистический ежегодник 2007 / Министерство статистики и анализа РБ – Мн.: 2007 г.- 514 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Межбюджетные отношения в Республике Беларусь