Международная торговля: сущность, виды. Внешнеторговый баланс страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:49, реферат

Краткое описание

1. Международная торговля: сущность, виды. Внешнеторговый баланс страны
Основной формой международных экономических отношений является мировая торговля, которая ведется на мировых рынках. Однако мировой рынок – более широкое понятие, охватывающее кроме сферы обращения товаров обращение услуг, рынок труда, капиталов и валют.

Вложенные файлы: 1 файл

maxreferat147007.rtf

— 242.91 Кб (Скачать файл)

Общеизвестно, что издержки любого вида деятельности складываются из переменной и постоянной составляющих. Первые при росте масштабов производства изменяются пропорционально им, вторые - в меньшей степени. К примеру, канцелярские и бухгалтерские расходы вряд ли могут удвоиться в результате удвоения объема деятельности фирмы. Понимание мировой экономики как сферы острой конкурентной борьбы позволяет утверждать, что белорусские банки и компании могут войти в нее не только при помощи создания мощных отечественных финансовых групп, способных на равных конкурировать на мировых рынках. Поэтому ставится цель изучения богатого опыта ТНБ, который необходим банкам как в их собственной деятельности на мировых рынках, так и для того, чтобы иметь представление о тех ТНБ, которые предпринимают попытки действовать на белорусском финансовом рынке.

Общие направления функционирования ТНБ рассматриваются в работах таких зарубежных ученых, как Р. Айзенвейтс, И. Ансофф, Д. Айтман, Дж. Бенстон, М. Дэн, Р. Келлер, И. Лаферман, С. Майерс, М. Пебро, П. Роуз, Дж. Смит, Д. Сэведж, Л. Уолл, Р. Хили, М. Хитт, М. Холл и др. Также можно указать монографии и статьи таких ученых о механизме деятельности банков, транснациональных банках, как А. Андросов, О. Богданов, В. Киселев, Л. Красавина, О. Кузнецов, В. Круглов, О. Лаврушин, А. Мовсеян, А. Молчанов, Г. Панова, В. Севрук, И. Спицин, В. Усоскин, Э. Уткин.

Особенности функционирования ТНБ на современном этапе связаны с процессом глобализации; ТНБ, с одной стороны, являются результатом развития глобальных процессов, с другой стороны, именно ТНБ привносят в глобализацию новые стратеги, обеспечивают знание производственных и финансовых рынков и уровня конкуренции, контролируют операции в мировом масштабе, умеют быстро и гибко манипулировать ресурсами.

Промышленные монополии получают от ТНБ коммерческую информацию, рекомендации и консультации по поводу организации производства, структуры управления, обзоры о перспективах развития рынков тех или иных товаров и т.д. Достаточно большую информацию о деятельности ТНБ можно извлечь даже из широко распространяемого рекламного варианта отчета банка, который официально адресован многочисленным держателям акций банка. Прежде всего, необходимо отметить международный размах и значительное расширение диапазона операций по сравнению даже с очень крупным, но национально ориентированным банком. Любой банк опирается в своей деятельности на депозитную базу, т.е. вклады клиентов. Транснациональные банки в этом отношении своеобразны как по составу вкладчиков, так и по географии операций.

Главный принцип и цель деятельности транснациональных банков - мобилизовать любые средства там, где это наиболее удобно и дешево, и перебрасывать их туда, где их использование сулит наибольшую выгоду. Неудивительно, что значительная часть депозитов крупнейших банков, например, в США представлена капиталами неамериканского происхождения. Также, например, в Японии 11 американских транснациональных банков сосредоточили в своих филиалах более 2/3 всех депозитов иностранных банков.

В условиях, когда мировая валютная система нестабильна, когда резко обесценивается то одна, то другая валюта, крупнейшие банки вынуждены следить за равновесием своих ресурсов. Для этого ресурсы банка перебрасываются из одного подразделения в другое и одновременно переводятся из одной валюты в другую. Такое маневрирование позволяет ТНБ не только уберечь от обесценивания часть вкладов, но и совершать выгодные им валютные спекуляции. Прием вкладов - операция, характерная для банков любого ранга. Для транснациональных банков эта операция приобрела особенности. Связанные с международным размахом их деятельности. Мобилизация капиталов, их переброска из страны в страну с целью получения максимальной прибыли, высокая гибкость в управлении ресурсами - все это отличительные черты операций ТНБ от операций национальных банков. Нужно отметить, что ТНБ охватывают все виды сбережений, начиная от правительственных и кончая мелкими вкладчиками.

Следующий основной вид деятельности ТНБ - кредитные операции. Сейчас крупнейшие банковские объединения предоставляют до 40% всех иностранных кредитов промышленным компаниям в мире. Число заемщиков банка с усилением международного характера их деятельности растет в не меньшей степени, чем число вкладчиков. Среди заемщиков и транснациональные корпорации, и национальные фирма, и другие банки, и правительства многих стран.

Транснациональные банки реализуют такую возможность для рыночной экономики функцию, как свободный перелив капитала между отраслями разных стран.

Следуя общей экономической ситуации в разных странах, банки кредитуют наиболее перспективные отрасли экономики. Во-первых, в процессе формирования кредитного портфеля транснациональный банк может выделить в качестве приоритетного направления деятельности потребительское кредитование, кредитование реального сектора или ссуды кредитно-финансовым учреждениям. Во-вторых, ТНБ проводит различную кредитную политику уже в рамках кредитования промышленных предприятий: кредиты промышленным предприятиям с равномерным кругооборотом капитала, кредитование промышленных предприятий с сезонным характером производства, ссуды с/х предприятиям и фермерским хозяйствам.

ТНБ играют большую роль в осуществлении экспортной политики страны, и, с другой стороны, получают достаточно надежных клиентов и проводят менее рискованные операции.

Именно ТНБ существенно ускоряют процессы глобализации, формируют глобальные стратегии, отличительными чертами которых являются следующие требования к поведению на мировых рынках: общепланетарное видение рынков и конкуренции, хорошее знание конкурентов на мировых рынках, контроль за своими операциями в общемировом масштабе, способность к гибким и быстрым сдвигам в направлениях деятельности в случае угрозы изменений условий конкуренции и вытеснения с рынка, размещение капиталов с наибольшей рентабельностью, координация своей диверсифицированной деятельности с помощью гибких информационных технологий, что создает для ТНБ интегрированную сеть внутрибанковского учета, объединение всех своих многочисленных филиалов, дочерних компаний и отделений в единую международную сеть с общим управлением, соглашения с другими транснациональными банками и компаниями.

Характерными чертами глобальных стратегий ТНБ являются объединения капиталов, слияния, взаимные приобретения активов, создание глобальных маркетинговых конкурентных стратегий и систем глобальных корреспондентских отношений и счетов. В результате формируются такие крупные интегрированные финансовые системы, по сравнению с которой национальные территории и государства начинают выступать как второстепенные подчиненные системы.

Таким образом, именно под этим углом зрения современной разнообразной деятельности ТНБ представляется весьма актуальным. Эти направления определяют место ТНБ в развитии процесса глобализации, показывают как транснационализация перерастает свои рамки, переходя на качественно новый уровень. Глобальные процессы и деятельность ТНБ несут не только новации экономики, но и политики, социальных отношений, культуры, западного создания. Пока еще нет одновременного развития и привнесения этих элементов в принимающие государства, но их распространение безусловно будет активизироваться. В связи с этим повышается актуальность изучения деятельности ТНБ для РБ, так как, несмотря на многие экономические и политические проблемы, белорусская экономика остается объектом интересов зарубежных компаний и банков. Поэтому вышесказанное свидетельствует о высокой степени актуальности темы.

 

3 Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей

 

Интенсивное развитие международной торговли, отвечающее требованиям углубляющейся интернационализации хозяйственной жизни, сопровождается расширением состава участников внешнеторговой деятельности, поиском новых организационных форм, совершенствованием техники коммерческих операций.

Растет число промышленных и торговых компаний, для которых внешняя торговля стала постоянной и развитой сферой деятельности. Огромные размеры приобрела экспортная экспансия международных корпораций, усилился их контроль над основными товарными и региональными рынками. Вместе с тем активизировалась экспортная деятельность средних и мелких фирм, которые сумели доказать свою жизнеспособность, выйдя на мировой рынок с широким набором передовых и высококачественных товаров и услуг.

Условия насыщенности национальных рынков готовой продукцией, а также нарастающего потока продукции, поступающей в международный оборот в результате массового и регулярного выхода различных фирм на мировой рынок, все в большей степени стимулирует государства и фирмы уделять особое внимание вопросам эффективности внешнеторговой деятельности.

Все актуально для Республики Беларусь, потому что внешняя торговля Республики Беларусь является одной из важнейших составляющих экономического потенциала республики.

Исторически сложилось, что Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки - это справедливо как в отношении сбыта товаров, так и в обеспечении народного хозяйства топливно-энергетическими и другими ресурсами.

Глубокие преобразования в экономике Республики Беларусь, такие, как переход на свободное ценообразование, ускорение приватизации, регулирование макроэкономических процессов с помощью налоговой и денежно - кредитной политики и другие элементы нового подхода к экономике невозможны без серьезных перемен во внешнеэкономической сфере. Поэтому развитие и совершенствование внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь необходимы, так как преобразования и использование мирового опыта в этой сфере позволят расширить связи республики с внешним миром, сохранить и завоевать новые рынки сбыта, диверсифицировать и сбалансировать внешнеэкономические и внешнеторговые связи.

Особое внимание должно уделяется экспорту, как фактору производства и источнику валюты, необходимой для удовлетворения первоочередных нужд экономики.

Сегодня проблемами развития и стимулирования экспорта озабочены не только страны с переходной экономикой, но и высокоразвитые в экономическом плане государства.

Теорией и практикой мирового опыта определен целый ряд мер по стимулированию и развитию внешней торговли. Следует отметить, что принятие одной или нескольких мер не могут оказать должного эффекта, и поэтому программы поддержки и развития экспорта должны реализовываться в комплексе взаимоувязанных мероприятий. Программы развития и продвижения экспорта - это очень сложные системы со множеством экономических, организационных механизмов и рычагов, включающие налоговую и таможенную политику, кредитно - финансовую систему, развитие международных отношений, совершенствование законодательной базы, информационное обеспечение, развитие инфраструктуры за рубежом. В таких системах определяющее место занимает государственная поддержка развития экспорта, предполагающая оказание различного рода помощи (финансовой, консультационной) экспортерам по продвижению своих товаров на внешние рынки.

Так как, в отличие от России и Украины, Беларусь не имеет мощного энергетического и сырьевого потенциала, республика обеспечивает свои потребности валютными ресурсами через экспорт готовой продукции и услуги. Этот фактор должен определять приоритеты экономической стратегии, прежде всего, на поддержку базовых экспортно-ориентированных отраслей, таких как машиностроение, станкостроение, шинная промышленность и другие.

В решении государственных задач экономической стабилизации общества, особое значение имеют внешнеторговые сделки каждого отдельно взятого белорусского субъекта хозяйствования. Это способствует активному техническому сотрудничеству, расширению экспорта, сокращению дефицита внешнеторгового баланса и внешней задолженности. Выход на мировой рынок каждого отдельно взятого предприятия открывает новые возможности в области интеграции его деятельности в мировое хозяйство, в создании совместной с зарубежными партнерами производственной сети, в более широком использовании каналов сбыта изготавливаемой продукции.

Развитие внешней торговли с иностранными партнерами должно осуществляться с применением международных общепринятых норм и методов регистрации экономических отношений. Внешнеторговый контракт - основной инструмент, посредством которого реализуются договоренности по расширению географии сбыта товаров и продукции. Особое значение контрактам во внешнеэкономической деятельности придается при реализации программ по государственной поддержке экспорта, что является гарантией выполнения обязательств по сделке, а также обеспечения финансовой, экономической, юридической безопасности бизнеса.

На начало 2002 г. Республика Беларусь подписала более 850 сторонних межгосударственных и межправительственных договоров по проблематике внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Теперь она имеет экспортно-импортные связи более чем со 140 странами, из которых 38 европейских, 32 азиатских, 37 африканских, 29 государств с американского континента и 5 - из Австралии и Океании.

Республика вывозит на мировой рынок более 1000 наименований товарной продукции. Традиционно первые четыре места в товарной структуре экспорта, на долю которых приходится более половины вывоза на внешний рынок, занимают транспортные средства (около 17%), химическая продукция (14%), машины и оборудование (12%), текстиль и текстильные изделия (11%). Большая часть белорусских товаров идет на рынок России, 14 регионов которой, включая Москву и Московскую область, имеют специальные торговые соглашения с РБ. Вторым важнейшим торговым партнером республики является Украина, за которой следуют другие страны постсоветского пространства. Из торговых партнеров Дальнего Зарубежья ведущее место принадлежит Германии и другим великим державам Западного мира.

В результате Республика Беларусь среди стран СНГ занимает важное место в сфере внешней торговли. Ее экспортная и импортная квота колеблется в пределах 45 - 55%.

За последнее время Беларусь значительно расширила свои внешнеэкономические связи и через инвестиционный капитал. На ее территории функционирует около тысячи совместных предприятий (СП), из которых более 200 действуют с участием предпринимателей мании. Такие белорусско-германские СП, как «МАЗ-МАН», «Белвест», «Минский мебельный центр», «Оптитек», «Фреболр», известны не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Немецкие инвесторы занимают второе место по количеству созданных предприятий на территории республики со 100% капиталом, уступая в этом только Польше. Правда, на территории ФРГ зарегистрировано всего лишь 3 совместных белорусско-германских фирмы, занижающихся производством электронных изделий, комплектующих, коммерческими услугами, лизингом.

Информация о работе Международная торговля: сущность, виды. Внешнеторговый баланс страны