Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 17:02, реферат
К сожалению, применение МСФО в российской практике на сегодняшний день в большей мере декларируется, чем реально осуществляется. В основном МСФО используют только российские компании с иностранными инвестициями по требованию своих иностранных собственников. Так же хотелось бы отметить, что, начиная с отчетности за 2004 г. российские кредитные организации – банков законодательном порядке перешли на подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО, однако их финансовая отчетность формируется на основе бухгалтерской отчетности, составленной по российскому законодательству, и только потом трансформируется в соответствии с МСФО. В настоящее время число компаний, формирующих финансовую отчетность в соответствии с требованиями МСФО, имеет небольшой удельный вес в общей численности российских компаний.
Введение…………………………………………………………………………3
Международные стандарты финансовой отчетности………………….3
Порядок разработки и принятия МСФО……………………………3
Принципы подготовки и составления финансовой отчетности…………………………………………………………….7
Актуальность перехода на МСФО и этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО…………………………………………………………………….14
Актуальность перехода на МСФО…………………………………..14
Этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………..19
Литература………………………………………………………………………21
2. Непрерывность деятельности (going
concern) предполагает, что организация
продолжит свою деятельность
в обозримом будущем. Активы оцениваются
исходя из допущения
Качественные характеристики информации. Принципы определяют четыре качественные характеристики информации. Две из них (уместность и надежность) относятся к содержанию финансовой отчетности, две другие (понятность и сопоставимость) – к представлению финансовой отчетности. Уместность и надежность информации являются более важными характеристиками информации.
Элементы финансовой отчетности. Принципы определяют пять элементов финансовой отчетности:
активы (assets) ;
обязательства (liability) ;
доходы (incomes) ;
расходы (expenses) ;
капитал (equity) .
Принципами предусмотрены два критерия признания активов и обязательств:
1) существование вероятности, что
будущая экономическая выгода, связанная
с конкретным элементом
2) наличие возможности надежно
измерить или оценить в
Причем МСФО не дают никаких количественных критериев оценки вероятности, поэтому здесь следует руководствоваться оценкой сути явлений.
Измерение активов и обязательств. Международными стандартами предполагаются различные варианты оценки активов и обязательств организации. В Принципах перечислены следующие варианты оценки:
- историческая стоимость (фактическая стоимость приобретения, первоначальная стоимость) (history coast) ;
- текущая или восстановительная стоимость (current coast) ;
- возможная стоимость продажи или цена реализации (realizable or settlement value) ;
- дисконтированная или
- текущая рыночная стоимость (market value) ;
- справедливая или "честная" стоимость (fair value) .
Практически все элементы отчетности первоначально признаются по их исторической стоимости, а позднее, в зависимости от конкретного вида активов и обязательств, могут использоваться другие виды оценок.
Первый международный стандарт был стандартом бухгалтерского учета – International Accounting Standards – МСБУ (IAS) , он был разработан в 1974 г., получил название "Представление финансовой отчетности" и вступил в силу в 1975 г.
На 1 января 2013 г. действуют 41 МБСУ (IAS)
Таблица 1.1 Международные стандарты финансовой отчетности по состоянию на 1 апреля 2013 года
МСФО (IAS) 1 |
Представление финансовой отчетности |
МСФО (IAS) 2 |
Запасы |
МСФО (IAS) 7 |
Отчет о движении денежных средств |
МСФО (IAS) 8 |
Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки |
МСФО (IAS) 10 |
События после окончания отчетного периода |
МСФО (IAS) 11 |
Договоры на строительство |
МСФО (IAS) 12 |
Налоги на прибыль |
МСФО (IAS) 16 |
Основные средства |
МСФО (IAS) 17 |
Аренда |
МСФО (IAS) 18 |
Выручка |
МСФО (IAS) 19 |
Вознаграждения работникам |
МСФО (IAS) 20 |
Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи |
МСФО (IAS) 21 |
Влияние изменений обменных курсов валют |
МСФО (IAS) 23 |
Затраты по займам |
МСФО (IAS) 24 |
Раскрытие информации о связанных сторонах |
МСФО (IAS) 26 |
Учет и отчетность по пенсионным планам |
МСФО (IAS) 27 |
Отдельная финансовая отчётность |
МСФО (IAS) 28 |
Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия |
МСФО (IAS) 29 |
Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике |
МСФО (IAS) 32 |
Финансовые инструменты: представление информации |
МСФО (IAS) 33 |
Прибыль на акцию |
МСФО (IAS) 34 |
Промежуточная финансовая отчетность |
МСФО (IAS) 36 |
Обесценение активов |
МСФО (IAS) 37 |
Резервы, условные обязательства и условные активы |
МСФО (IAS) 38 |
Нематериальные активы |
МСФО (IAS) 39 |
Финансовые инструменты: признание и оценка |
МСФО (IAS) 40 |
Инвестиционное имущество |
МСФО (IAS) 41 |
Сельское хозяйство |
Каждый стандарт включает следующие элементы:
объект учета — даются определения объекта учета и основных понятий, связанных с ним;
признание объекта учета — дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности;
оценка объекта учета - приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности;
отражение в финансовой отчетности - освещается раскрытие информации об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.
Важной составной частью МСФО являются интерпретации международной финансовой отчетности: ПКИ (SIC) и КИМФО (IFRIC) .
Интерпретации разрабатываются в качестве ответов на вопросы по формированию финансовой отчетности, которые возникли уже после введения МСФО и специально не рассматривались в существующих стандартах. Кроме того, интерпретации принимаются в случаях, когда возникают противоречивые или неприемлемые толкования МСФО из-за отсутствия официальных разъяснений.
В таблице 1.2 приведены действующие интерпретации: ПКИ (SIC) и КИМФО (IFRIC) .
Таблица 1.2 Интерпретации международных стандартов финансовой отчетности ( по состоянию на 1 января
2013 года)
Номер интерпретации |
Название интерпретации |
Интерпретируемый стандарт |
ПКИ (SIC) 1 |
Последовательность — различные формулы себестоимости для запасов |
МСБУ (IAS) 2 |
ПКИ (SIC) 2 |
Последовательность — капитализация затрат по займам |
МСБУ (IAS) 23 |
ПКИ (SIC) 3 |
Элиминирование нереализованных прибылей и убытков по операциям с ассоциированными компаниями |
МСБУ (IAS) 28 |
ПКИ (SIC) 5 |
Классификация финансовых инструментов — резервы на условное погашение |
МСБУ (IAS) 32 |
ПКИ (SIC) 6 |
Затраты на модификацию имеющегося программного обеспечения |
МСБУ (IAS) 16, 38 |
ПКИ (SIC) 7 |
Введение евро |
МСБУ (IAS) 21 |
ПКИ (SIC) 10 |
Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью |
МСБУ (IAS) 20 |
ПКИ (SIC) 12 |
Консолидация — компании специального назначения |
МСБУ (IAS) 27 |
ПКИ (SIC) 15 |
Операционная аренда — стимулы |
МСБУ (IAS) 17 |
ПКИ (SIC) 21 |
Налоги на прибыль - возмещение переоцененной стоимости активов, не подлежащих амортизации |
МСБУ (IAS) 12, 16 |
ПКИ (SIC) 25 |
Налоги на прибыль - изменения в налоговом статусе компании или ее акционеров |
МСБУ (IAS) 12 |
ПКИ (SIC) 27 |
Оценка экономической сущности операций, имеющих юридическую форму аренды |
МСБУ (IAS) 17 |
ПКИ (SIC) 31 |
Выручка — бартерные операции, включающие рекламные услуги |
МСБУ (IAS) 18 |
ПКИ (SIC) 32 |
Нематериальные активы — затраты на Интернет-сайт |
МСБУ (IAS) 38 |
КИМФО (IFRIC) 1 |
Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах |
МСБУ (IAS) 1, 8, 16, 23, 36, 37 |
КИМФО (IFRIC) 2 |
Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты |
МСБУ (IAS) 32, 39 |
КИМФО (IFRIC) 5 |
Права на доли, возникающие в связи с фондами вывода из эксплуатации, восстановления и экологической реабилитации |
МСБУ (IAS) 8, 27, 28, 31, 37, 39 ПКИ (SIC) 12 |
КИМФО (IFRIC) 6 |
Обязательства, возникающие в связи с участием в специализированном рынке, — отходы электротехнического и электронного оборудования |
МСБУ (IAS) 8, 37 |
Согласно требованиям МСФО элементы отчетности признаются только в том случае, когда они соответствуют не только своему определению, но и двум критериям признания, т. е. существует вероятность того, что любая экономическая выгода, ассоциируемая с данным элементом, будет получена или утрачена компанией, а также элемент имеет стоимость или оценку, которая может быть надежно измерена.
2. Актуальность перехода на МСФО и этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО
§2.1 Актуальность перехода на МСФО
На сегодняшний день для России актуальность перехода на МСФО определена Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180 (далее – Концепция).
Концепцией предусмотрено дальнейшее распространение данного процесса на консолидированную финансовую отчетность других хозяйствующих субъектов.
Принимая во внимание текущее состояние отечественной системы финансовой отчетности и бухгалтерского учета, а так же процессы, происходящие в этой области на международном уровне, Министерством финансов Российской Федерации рассматриваются различные варианты проведения нового этапа реформирования финансовой отчетности в России:
1) постепенное сближение
национальных стандартов
2) единовременный переход на МСФО всех организаций;
3) внедрение МСФО только в отношении консолидированной отчетности компаний, акции которых котируются на организованном фондовом рынке;
4) поэтапное внедрение
МСФО для консолидированной и
индивидуальной отчетности
Первый вариант является наиболее консервативным, второй - наиболее радикальный. Третий вариант предусматривает внедрение МСФО для консолидированной отчетности публичных компаний и сохранение национальных правил для обязательного исполнения всеми остальными организациями. Основной его недостаток заключается в том, что перед консолидацией отчетности по правилам МСФО все равно необходимо сначала трансформировать индивидуальную отчетность в соответствии с требованиями МСФО. Четвертый вариант предполагает постепенную либерализацию государственного регулирования системы бухгалтерского учета и более глубокое внедрение МСФО в российских компаниях. Этот вариант требует больших усилий со стороны государства и профессионального сообщества, однако является наиболее эффективным.
К настоящему времени проект Российского Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" прошел два чтения в Государственной думе Российской Федерации и в ближайшем будущем будет, вероятно, принят. Им будет законодательно закреплено составление российскими холдингами (группами организаций) консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
Возможные выгоды от внедрения МСФО не ограничиваются снижением стоимости капитала и упрощением международных финансовых операций.
§2.2 Этапы реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при переходе на МСФО.
Важным событием
в ходе дальнейшего реформирования бухгалтерского
учета и отчетности в России явилось принятие
21 ноября 1996 г. основного нормативного
акта по бухгалтерскому учету - Федерального
закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(в настоящее время действует закон от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском
учете")
Этим законом был определен
орган, ответственный за проводимую реформу,
- Правительство Российской Федерации.
Другим документом, отражающим реформирование
принципов российского бухгалтерского
учета и отчетности при переходе на МСФО,
является Концепция бухгалтерского учета
в рыночной экономике России, одобренная
методологическим советом по бухгалтерскому
учету при Министерстве финансов Российской
Федерации и президентским советом Института
профессиональных бухгалтеров России
29 декабря 1997 г. (далее - Концепция бухгалтерского
учета) ; в ее основу были положены концептуальные
принципы МСФО. В этом документе сформулированы:
- цель бухгалтерского учета;
- основы организации
- требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете;
- состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей;
- критерий признания активов, обязательств, доходов, расходов и их оценка.
Позднее, 6 марта 1998 г. постановлением правительства Российской Федерации №283 была утверждена программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности – правовая основа реформ бухгалтерского учета и отчетности (далее – Программа). Целью реформирования называлось приведение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности, и были определены задачи реформы:
1) сформировать систему
стандартов учета и отчетности,
обеспечить полезной