Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:00, курсовая работа
Цель курсовой работы - описание развития международных финансово-кредитных институтов, а также анализ их деятельности и влияние на международную экономику в целом.
Для того, чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-выявить основные черты, особенности формирования и развития МФКИ;
-рассмотреть направления деятельности МФКИ;
-оценить значение МФКИ для развития глобальной экономики.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Сущность финансово – кредитных институтов……………………………………………..5
2. Характеристика финансово – кредитных институтов ……………………………………...7
2.1.Международный валютный фонд…………………………………………………….......7
2.2. Всемирный банк …………………………………………………………………………11
2.3. Европейский банк реконструкции и развития………………………………………....19
2.4. Банк международных расчетов…………………………………………………………22
2.5. Региональные банки развития…………………………………………………………..25
3. Сравнения международных финансово – кредитных институтов………………………..27
4. Взаимоотношение России с международными финансово-кредитными институтами…29
Заключение ……………………………………………………………………………………..33
Библиографический список …………………………………………………………………...35
Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК). Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда.
Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.
Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда. Как правило, он представляет одну из европейских стран.
Официальные цели МВФ:
1. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;
2. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
3. «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
4. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
5. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».
Основные функции МВФ:
- содействие международному
сотрудничеству в денежной
- расширение мировой торговли;
- кредитование;
- стабилизация денежных обменных курсов;
- консультирование стран дебиторов;
- разработка стандартов
международной финансовой
- сбор и публикация
международной финансовой
МВФ предоставляет в настоящее
время кредиты странам-членам для
двух целей: для покрытия дефицитов
платежных балансов, то есть практически
для пополнения валютных резервов государственных
финансовых органов и центрального
банка; для поддержки
В Уставе МВФ для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка — предоставление валютных средств, странам из его ресурсов; 2) операция — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами — казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами [3].
Основные механизмы кредитования:
1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны.
2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли делятся на четыре кредитные доли, или транша, составляющие по 25 % квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты.
3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную.
4. Механизм расширенного кредитования (с 1974 г.) предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» или Меморандуме об экономической и финансовой политике, направляемых в МВФ [1].
2.2. Всемирный банк
Всемирный банк — международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.
В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.
Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.
В группу Всемирного банка входят следующие организации:
- Международный банк
- Международная ассоциация развития
- Международная финансовая корпорация
- Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций
- Международный центр
по урегулированию
В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка [2].
Организационная структура Всемирного банка:
1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.
Цели МБРР:
Первоначально МБРР был призван
с помощью аккумулированных бюджетных
средств капиталистических
Основные направления деятельности МБРР:
Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.
МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет [5].
Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса [6].
Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.
Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций [3].
2. Международная ассоциация
развития (МАР) – кредитная организация,
Организация была основана 24 сентября 1960 года. Ее начальное финансирование составило 912,7 млн. долларов США и происходила от 15 стран участниц.
Первый кредит МАР выдал 12 мая 1961 году Гондурасу, на развитие шоссе. Размер кредита составил 9 млн. долларов.
17 сентября 1962 года. МАР выдала первый кредит на образование. Деньги были выделены на строительство школ в Тунисе. Размер кредита составил 5 млн долларов и был выдан на срок в 50 лет.
В апреле 1973 года финансирование первой в Латинской Америке геотермальной электростанции.
Цель организации — оказание помощи самым бедным странам за счет добровольных пожертвований стран-членов. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $1165. Также МАР предоставляет помощь странам, которые не соответствуют критериям получения займов, но они не обладают кредитоспособностью для получения кредитов от МБРР. На данный момент критериям для получения займов от МАР соответствуют 80 стран, 39 из которых находятся в Африке.
МАР предоставляет беспроцентные займы с 20, 35, 40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых десяти лет.
Управленческая структура МАР включает Совет управляющих, Исполнительный директорат и президента. Причем все они в силу занимаемой должности, а также должностные лица и штатные служащие МБРР по совместительству выполняют аналогичные обязанности в Международной ассоциации развития [3].
Членами МАР являются 170 государств-членов ООН и Республика Косово [6].
3. Международная финансовая корпорация (МФК) — международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне (США).
Создана в 1956 с целью обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны [3].
Акционерами МФК являются 182 страны, в том числе США (23,65 % голосов), Япония (5,87 %), Россия (3,39 %) [6].
МФК координирует свою деятельность с другими организациями, входящими в состав группы Всемирного банка, но в юридическом и финансовом отношениях является независимой организацией.
Данный институт осуществляет предоставление займов, инвестирование в форме долевого участия в капитале, предлагает структурированное финансирование и продукты по управлению рисками, а также оказывает консультационные услуги в целях стимулирования роста частного сектора в развивающихся странах.
Источниками средств МФК являются взносы стран-членов, эмиссия облигаций на международном финансовом рынке и доходы от осуществления своих операций.
Высшим органом МФК
является Совет управляющих. Каждый
управляющий и заместитель
Директорат, состоящий
из 24 директоров, которыми по должности
являются все директора-исполнители Банка
(и их заместители), назначаемые и избираемые
членом или группой членов Корпорации,
отвечает за проведение текущей деятельности
МФК.
Президентом
Корпорации является президент Всемирного
Банка. Исполнительный вице-президент
отвечает за общее управление и текущие
операции. В процессе планирования и принятия
решений он опирается на группу менеджеров,
включающую семь вице-президентов. Три
вице-президента по операциям осуществляют
надзор за работой региональных и отраслевых
департаментов. Кроме того, каждый вице-президент
курирует отдельную сферу деятельности
[3].