Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:00, курсовая работа
Цель курсовой работы - описание развития международных финансово-кредитных институтов, а также анализ их деятельности и влияние на международную экономику в целом.
Для того, чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-выявить основные черты, особенности формирования и развития МФКИ;
-рассмотреть направления деятельности МФКИ;
-оценить значение МФКИ для развития глобальной экономики.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Сущность финансово – кредитных институтов……………………………………………..5
2. Характеристика финансово – кредитных институтов ……………………………………...7
2.1.Международный валютный фонд…………………………………………………….......7
2.2. Всемирный банк …………………………………………………………………………11
2.3. Европейский банк реконструкции и развития………………………………………....19
2.4. Банк международных расчетов…………………………………………………………22
2.5. Региональные банки развития…………………………………………………………..25
3. Сравнения международных финансово – кредитных институтов………………………..27
4. Взаимоотношение России с международными финансово-кредитными институтами…29
Заключение ……………………………………………………………………………………..33
Библиографический список …………………………………………………………………...35
Ресурсы региональных банков развития состоят из уставных капиталов, средств, привлекаемых путем заимствований на международных рынках капиталов, а также средств специальных фондов, созданных в основном за счет взносов стран — членов банков для льготного кредитования и оказания технической помощи.
Операции банков направлены на финансовую поддержку всех направлений экономического развития, но приоритетным является финансирование развития экономической и социальной инфраструктуры (энергетики, транспорта, коммуникаций, городского хозяйства и т.д.), а также сельского хозяйства. Довольно существенная часть ресурсов банков направляется на кредитование промышленности.
Основные направления
деятельности региональных банков:
- предоставление займов и вложение собственных
средств в инвестиционные программы и
проекты развития; организация финансирования
проектов совместно с государственными,
коммерческими и экспортно-импортными
организациями. При этом используются
различные методы кредитования: займы
для финансирования конкретных проектов,
займы для проведения отраслевой и структурной
перестройки, реабилитационные займы,
кредитные линии и т.д.;
- стимулирование увеличения государственных
и частных инвестиций на цели развития
в экономику стран-членов;
- консультирование и предоставление технической
помощи в подготовке национальных и региональных
программ и проектов развития, а также
в осуществлении этих программ и проектов.
Банки оказывают техническую помощь в
виде консультаций экспертов, проводят
семинары и практикумы для организаций
— исполнителей проектов [4].
3. Сравнения международных финансово – кредитных институтов
Общими целями всех международных финансовых институтов являются развитие сотрудничества, обеспечение и стабильности международных валютно – кредитных и финансовых институтов.
Вместе с тем существуют различия международных финансово – кредитных институтов ( см. таблицу №1).
Таблица 1. Различия международных финансово-кредитных отношений.
Институты |
Признаки | ||
Основные направления |
Источники средств |
Гарантии | |
МВФ |
предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства, кредитует только свои страны-члены |
собственные средства и заимствования у других стран |
предоставляют гарантии странам-членам |
МБРР |
предоставляет кредиты и займы для экономического развития. Самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. |
акционерный капитал, размещение облигационных займов на американском рынке и средства, полученные от продажи облигаций |
все займы должны гарантироваться правительствами стран-членов |
МАР |
предоставляет беспроцентные займы беднейшим странам |
взносы стран – членов, возвращенные кредиты |
требуется правительственная гарантия от заемщика |
МФК |
предоставление займов, инвестирование в форме долевого участия в капитале, предлагает структурированное финансирование и по управлению рисками, а также оказывает консультационные услуги в целях стимулирования роста частного сектора в развивающихся странах |
взносы стран-членов, эмиссия облигаций на международном финансовом рынке и доходы от осуществления своих операций |
не требует государственных гарантий |
МАГИ |
содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков |
собственные ресурсы, главным образом акционерный капитал |
предоставление гарантий частным инвесторам |
МЦУИС |
обеспечение правовых возможностей для примирения сторон и для арбитражных процедур в международных инвестиционных спорах |
не предоставляет гарантии | |
ЕБРР |
осуществляет проектное |
эмиссии облигаций |
предусматривает гарантии |
БМР |
содействие развитию сотрудничества между центральными банками, создание новых возможностей для международных финансовых операций и деятельность в качестве доверенного лица при проведении международных платежных операций, оказывает широкий спектр финансовых услуг центральным банкам стран-членов (предоставляет кредиты, принимает депозиты, выступает в качестве посредника или гаранта) |
краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте |
предоставляет гарантии |
Региональные банки развития |
содействие экономическому развитию, сотрудничеству и социальному прогрессу стран региона, снижение уровня задолженности и нищеты, поддержка развития частного сектора, обеспечение рационального природопользования, предоставление займов и вложение собственных средств в инвестиционные программы |
уставный капитал, средства, привлекаемые путем заимствований на международных рынках капиталов, а также средств специальных фондов, созданных в основном за счет взносов стран — членов банков для льготного кредитования и оказания технической помощи |
4. Взаимоотношение
России с международными
Россия участвует в МВФ, МБРР, МАР, МФК, МАГИ, ЕБРР, БМР. МЦУИС и Россия подписали договор о вступлении, но еще не ратифицировали его.
Все международные
финансовые организации в
Участие в международных
финансовых организациях не является
для стран-членов бесплатным: надо делать
взносы в уставные капиталы, четко
выполнять рекомендации, особенно если
они увязываются с
Что касается взносов России, то обязательства по ним весьма велики. Самые крупные среди них - перед МВФ (около 8 млрд. дол.) и МБРР (около 5,4 млрд. дол.), перед ЕБРР (около 0,8 млрд. дол.).
Влиять на политику ведущих международных финансовых организаций Россия может весьма умеренно (если за основу брать доли в уставных капиталах). Так, ее доли составляют в МВФ – 2,7%, МБРР – 2,7%, МФК – 3,39% МАГИ – 3,13%, ЕБРР - 4%.
Россия играет важную роль в реализации Инициативы по облегчению долгового бремени беднейших стран. Вклад нашей страны стал крупнейшим среди всех доноров по отношению к национальному ВВП.
В настоящее время Российская
Федерация является членом различных
международных финансовых институтов,
а также развивает
Каждое из направлений
сотрудничества характеризуется
Участие России в кредитных программах МВФ:
- программа по сокращению
внешнего долга беднейших
- расширенная программа
структурной стабилизации с
- программа МВФ по оказанию
чрезвычайной помощи беднейшим
странам, пострадавшим от
- механизм финансирования
на цели сокращения бедности
и содействия экономическому
росту с 2006г и списание
- механизм финансирования для преодоления внешних шоков с 2006г;
- программа по созданию
и финансированию африканских
региональных центров по
МБРР и Россия: Внедряются новые финансовые инструменты, специально предназначенные для расширения возможностей сотрудничества Банка с Россией на региональном уровне. Предоставление услуг на возмездной основе. Проведение аналитических исследований и оказание технического содействия Банком на возмездной основе. Данная работа включает содействие в подготовке стратегий и проведения отраслевого анализа для региональных администраций, а так же оказание технической поддержки в рамках определенных инвестиционных проектов. Займы на реализацию проектов на субфедеральном уровне разрабатываются без предоставления суверенных гарантий. Кредитование субъектов РФ в рамках «Программы Группы Всемирного банка по обеспечению развития на региональном уровне» направлено на оказание содействия кредитоспособным регионам и организациям.
МАР и Россия: кредиты
МАР используются на развитие инфраструктуры,
как экономической, так и социальной,
при этом от заемщика требуется предоставление
правительственной гарантии. Долгосрочные
кредиты являются беспроцентными, однако
по ним взимается небольшой
МФК и Россия: В 2005 году участвовала в 92 проектах России на общую сумму 2,1 млрд $. В 2001г МФК начала реализацию в России программы «Партнерство в области частного предпринимательства», сыграла роль в реализации программы приватизации в Нижегородской, Волгоградской, Новосибирской областях и Республике Саха. Приняла участие в кредитовании нефтяных и других проектов. Она содействует развитию телекоммуникаций, пищевой промышленности, гостиничного бизнеса и ряда других секторов.
МАГИ и Россия: Подписка России в капитале МАГИ по состоянию на 30 июня 2010г. – 5528 акций. Россия имеет 5769 голосов или 2,63% от общего количества голосов при принятии решений. Гарантии МИГА защищают инвесторов от рисков ограничения перемещения средств, конфискации, так же осуществляет страхование инвестиций. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет.
ЕБРР и Россия: ЕБРР создал
в России фонд поддержки малого бизнеса.
При содействии стран Большой
Семерки и Швейцарии был
БМР и Россия: Банк России
участвует в работе комитетов и комиссий
БМР, в рамках которых осуществляются
консультации по вопросам проведения
денежно-кредитной и валютной политики,
разрабатываются рекомендации по совершенствованию
банковского надзора, развитию платежных
и расчетных систем.
Членство в БМР позволяет Банку России
использовать его возможности при осуществлении
депозитных, валютных, кредитных, агентских
и других операций, сделок с золотом и
ценными бумагами, обмениваться опытом
с ведущими представителями центральных
банков зарубежных стран по актуальным
вопросам функционирования международной
финансовой системы.
Региональные банки развития
и Россия: Россия участвует в качестве
наблюдателя на ежегодных заседаниях
Совета управляющих Азиатского банка
развития. Россия имеет право на вступление
в АзБР в качестве нерегионального члена.
Это позволило бы участвовать в реализации
финансируемых Банком проектов. Обладая
высоким научно-техническим потенциалом,
Россия вполне может претендовать на победу
в тендерах по проектам, особенно в СНГ.
В настоящее
время изучается эффективность участия
российских экономических операторов
в тендерах, организуемых в регионе. После
этого будут определены дальнейшие шаги
по развитию сотрудничества России с АзБР
и намечены сроки оформления российского
членства в Банке.
Россия не является
членом Африканского банка развития. Вступление
в АфБР могло бы способствовать решению
проблемы задолженности африканских стран
перед Россией. С учетом того, что кредитование
АфБР осуществляется в партнерстве с широким
кругом кредитных организаций, участие
в Банке позволило бы России более надежно
обеспечивать погашение кредитов, а АфБР
мог бы выступить в качестве гаранта соблюдения
обязательств, взятых на себя африканскими
странами. Российские товары достаточно
конкурентоспособны на африканском рынке,
поэтому членство в АфБР предоставило
бы новые возможности расширения российского
промышленного экспорта.
Построение взаимоотношений России с международными финансовыми организациями определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи международных финансовых институтов, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с международными финансовыми организациями. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны - государство - заемщики, с другой - руководство и основные акционеры международных финансовых институтов, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли [9].
Заключение
В мире насчитывается множество
международных финансово-
Международное сотрудничество
необходимо в целях ускорения
устойчивого развития в развивающихся
странах. МФКО стремятся обеспечить
надлежащий приток финансовых ресурсов
в развивающиеся страны, так же
решают проблему внешней задолженности
этих стран, путём активизации политики
по привлечению прямых капиталовложений,
предотвращая возрастание задолженности
до недопустимого уровня, содействуют
возвращению вывезенного
Инвестиции имеют решающее значение для способности развивающихся стран обеспечивать необходимый экономический рост в целях повышения благосостояния населения и непрерывного удовлетворения его основных потребностей без истощения или ущерба для ресурсной базы, служащей фундаментом для процесса развития. Устойчивое развитие требует увеличения инвестиций, для чего необходимы внутренние и внешние финансовые ресурсы. Одним из важных источников финансовых ресурсов являются инвестиции иностранных частных компаний и возвращение вывезенного капитала, которое зависит от наличия благоприятных инвестиционных условий.
Особенно в случае стран с низким уровнем доходов, находящихся в процессе осуществления экономических реформ необходима поддержка со стороны международных финансово-кредитных организаций в форме предоставления новых средств и использования их ресурсов на льготных условиях. Следует продолжать практику использования групп поддержки при выделении ресурсов для урегулирования просроченной задолженности стран, приступивших к осуществлению программ масштабных экономических реформ с помощью МВФ и Всемирного банка. Высоко оцениваются меры, принимаемые многосторонними финансовыми учреждениями, и в частности рефинансирование выплаты процентов по не льготным кредитам с помощью обратных потоков средств МАР.