Международный лизинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Международный лизинг — это понятие, которое возникло, когда лизинг вышел на международный уровень. Его разделяют соответственно на импортный и экспортный. Согласно с договором экспортного лизинга лизинговая фирма покупает имущество у национальной фирмы, а после по договору передает его в пользование иностранному лизингополучателю.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ



1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА


Понятие международного лизинга
История развития лизинга
. Классификация сделок международного лизинга

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА

2.1. Вопросы права, применимого к сделкам международного лизинга

2.2. Аспекты российского валютного контроля

2.3. Таможенное регулирование лизинговых операций

2.4. Налоговые аспекты международных лизинговых сделок в России

3. СТРАХОВАНИЕ

3.1. Риски осуществления сделок международного лизинга

3.2. Способы снижения рисков при осуществлении лизинговых сделок

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.95 Кб (Скачать файл)

В зависимости от количества участников (субъектов) сделки различают:

-   двухсторонние лизинговые сделки (или так называемый прямой лизинг), при которых поставщик имущества и лизингодатель выступают в одном лице;

-  многосторонние лизинговые сделки (или так называемый косвенный лизинг), при которых имущество в лизинг сдает не поставщик, а финансовый посредник, в качестве которого выступает лизинговая компания. Классическим вариантом этого вида сделки является трехсторонняя, в которой участвуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Вопросы права, применимого  к сделкам международного лизинга.

Вопросы, связанные со сделками международного лизинга, решаются с  учетом положений международного права.

 Существует три возможных варианта права применимого к лизинговым операциям данного вида:

1. Право страны, избранное  сторонами сделки. Применяется, если  стороны определили право при  совершении сделки, либо в результате  последующего соглашения сторон. Здесь не существует никаких  ограничений в выборе. Это может  быть как право страны лизингодателя  или лизингополучателя, так и  право любой другой страны.

2. Конвенция УНИДРУА о  международном финансовом лизинге,  которая была подписана в 1988 г. в Оттаве (поэтому в литературе  она часто именуется как Оттавская конвенция). Кроме проекта этой Конвенции УНИДРУА, содержащей прежде всего унифицированные нормы, эта международная организация подготовила также модельный договор лизинга. Участниками конвенции являются Франция, Италия, Испания, Венгрия, Панама, Латвия, Россия (с 1 января 1999 г.), Белоруссия (с 1 марта 1999 г.), Узбекистан (с 1 февраля 2001 г.) и другие государства.

Оттавская конвенция 1988 г. применяется к участникам лизинга в тех случаях, когда коммерческие предприятия лизингодателя (арендодателя) и лизингополучателя (арендатора) находятся в разных государствах. Участником Конвенции должно быть и государство коммерческого предприятия поставщика оборудования, являющегося предметом лизинга.

 При разработке российского законодательства были использованы многие нормы, закрепленные в Конвенции, но существуют некоторые различия, которые имеются в регулировании лизинга российским законодательством и Конвенцией:

-Отсутствие возвратного лизинга;

- Договор лизинга должен быть заключен к моменту приобретения оборудования, хотя допускается и более позднее заключение лизингового соглашения. Российское законодательство о лизинге вообще не рассматривает этот вопрос;

- Некоторые различия в видах имущества, которое может быть предметом лизинга. По Конвенции предметом лизинга может быть комплектное оборудование, средства производства и иное оборудование. Таким образом, Конвенция не предусматривает передачи в лизинг, например, предприятия, что является допустимым по нормам российского законодательства;

- Сроки договора лизинга. По Конвенции совокупные лизинговые платежи по лизинговому соглашению должны соответствовать всей или существенной части амортизации оборудования. Закон хотя и устанавливает аналогичное требование, но оно является недействительным;

-При существенном нарушении договора лизингополучателем лизингодатель вправе потребовать ускоренной выплаты лизинговых платежей, если это предусмотрено договором, или расторгнуть договор с направлением заблаговременного уведомления лизингополучателю. В последнем случае - истребовать оборудование из владения лизингополучателя и взыскать убытки. Критерием для определения размера убытков является разница между суммой, которую мог получить лизингодатель при надлежащем выполнении лизингополучателем договора, и фактически полученными суммами;

-Ответственность за поставку недоброкачественного имущества. Лизингополучатель имеет в отношении лизингодателя право отказаться от оборудования или расторгнуть договор лизинга, и арендодатель имеет право исправить свое ненадлежащее исполнение. По российскому же законодательству мера ответственности за поставку недоброкачественного имущества зависит от того, кто осуществлял выбор продавца и имущества (лизингодатель или лизингополучатель) и от значительности недостатков имущества.

В Конвенции установлены  общие нормы регулирования международных  лизинговых операций, которые в зависимости  от конкретных условий могут уточняться участниками сделки по их усмотрению. Основной особенностью концепции, положенной в основу данного соглашения, является принятие во внимание экономически и  юридически тесно связанные между  собой трехсторонние отношения  изготовителя оборудования, арендодателя этого имущества и его арендатора, причем существенным образом учитываются  интересы последнего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Правовые основы лизинга в РФ.

За последний год валютное законодательство претерпело ряд серьезных  изменений, направленных на более жесткую  регламентацию отношений между  резидентами и нерезидентами  при кредитовании, совершении расчетов и осуществлении платежей.

В настоящее время иностранная  компания, не имеющая физического  присутствия в РФ, планирующая  осуществление операций международного лизинга с участием российского  лизингополучателя, должна обратить внимание на некоторые требования валютного  контроля Российской Федерации, которые  могут значительно осложнить  осуществление сделки.

В соответствии с Законом  РФ “О валютном регулировании и  валютном контроле”, все платежные  операции в иностранной валюте, совершаемые  в рамках договора международного лизинга, как правило, считаются операциями, связанными с движением капитала. Для проведения операций, связанных  с движением капитала, лизингополучатель - резидент РФ должен получить предварительное  разрешение Центрального Банка РФ. Без подобного разрешения ЦБР ни один банк, действующий на территории РФ, не разрешит перечислять лизинговые платежи в иностранной валюте из России в пользу лизингодателя, находящегося за рубежом. Более того, даже если подобная операция будет совершена, лизингополучатель в любой момент может быть подвергнут санкциям, предусмотренным валютным законодательством.

В соответствии с Законом  РФ “О лизинге” некоторые капитальные  операции, совершаемые в рамках международных  лизинговых сделок, освобождены от требования о получении Разрешения ЦБР. Таковыми являются следующие виды операций:

- Лизингодатель - резидент имеет право привлекать денежные средства от нерезидентов РФ в целях приобретение предмета лизинга;

-Лизингодатель - резидент имеет право выплачивать проценты за рассрочку оплаты приобретенного лизингового имущества;

-Лизингодатель - резидент имеет право уплачивать полную сумму лизинга независимо от сроков ввоза лизингового имущества, однако не позднее чем через шесть месяцев после ввода предмета лизинга в эксплуатацию.

Для осуществления платежа  в иностранной валюте по договору лизинга лизингополучатель должен предварительно обратиться в Федеральную  службу России по валютному и экспортному контролю за разрешением на приобретение валюты для оплаты услуг, предоставленных иностранной компанией, на сумму свыше десяти тысяч долларов США. Предполагается, что такая мера поставит дополнительный барьер для вывоза капитала из РФ. Список документов, необходимых для обращения в данную службу, включает и таможенную декларацию, в случае если на территорию РФ осуществляется ввоз товара, необходимого для оказания услуг. Получается, что в случае лизинга, лизингополучатель не может получить разрешение до фактического ввоза имущества на территорию РФ, что порождает неопределенность для сторон сделки относительно того, смогут ли они производить финансовые расчеты по сделке в иностранной валюте или нет.

В случае оплаты российскими  рублями, нерезиденты РФ сталкиваются с необходимостью покупки иностранной  валюты с целью ее дальнейшей репатриации  за рубеж. Для экспатриации купленной на внутреннем российском рынке иностранной валюты нерезидентам необходимо, помимо рублевых счетов, открыть в российских уполномоченных банках счета в иностранной валюте. Порядок открытия и режим ведения таких счетов, в принципе, одинаков как для резидентов, так и для нерезидентов. Купленная нерезидентом за счет средств на рублевых счетах иностранная валюта зачисляется на текущий счет в иностранной валюте и оттуда, согласно указаниям нерезидента, перечисляется на его счета за границей.

С точки зрения валютного  контроля, осуществление лизинговых платежей в рублях в пользу лизингодателя  в России представляется способом более удобным и более легко осуществимым, чем платежи в иностранной валюте, так как не требует получения специального разрешений ЦБР и заключения

Федеральной службы ВЭК. Однако в случае активного использования рублевого счета для лизингодателя могут возникнуть налоговые осложнения. Во-первых, открытие счета нерезидентом в РФ потребует получения согласования от налоговых органов на открытие такого счета. Во-вторых, уровень развития банковских технологий в РФ не позволяет управлять счетами в РФ из другой страны. Для того чтобы осуществить конвертацию в иностранную валюту и перечисление за рубеж полученных лизинговых платежей, лизингодатель должен иметь своего представителя в РФ, который смог бы оформлять платежные поручения и управлять счетом. В соответствии с действующими налоговыми инструкциями, наличие агента иностранного юридического лица в РФ более чем один месяц может, при определенных обстоятельствах, рассматриваться как создание таким иностранным юридическим лицом постоянного представительства в Российской Федерации для целей налогообложения. Российская практика показывает, что регистрация счета в налоговой инспекции и получение лизинговой лицензии лизингодателем служат достаточным основанием для налоговых органов, чтобы потребовать предоставления отчетности от лизингодателя, как если бы он являлся российским налогоплательщиком.

Представляется, что рублевый способ оплаты может эффективно использоваться сторонами международного лизинга  в случае, если частота оплаты не требует длительного присутствия  в РФ представителя лизингодателя.

Закон Российской Федерации  “О валютном регулировании и валютном контроле” допускает несколько  различных способов финансирования лизинговой компании. Одним из таких  способов является осуществление крупных  взносов в уставный капитал компании, которые могут освобождаться  от таможенной пошлины и НДС во время создания компании. Дополнительный капитал лизинговой компании может быть обеспечен посредством международного займа. Если срок такого займа будет превышать 180 дней, то для его получения потребуется разрешение Центрального Банка.

В случае если заем получен от организации, не являющейся банком, то проценты по этому займу подлежат обложению НДС и не могут быть удержаны заемщиком. Эти две проблемы, а также желание избежать процесса получения лицензии ЦБР, как правило, заставляют лизинговые компании обходиться средствами деноминированных рублевых займов, получаемых от западных или отечественных банков в России, имеющих генеральную банковскую лицензию.

Для лизинговых компаний в  России нет ограничений соотношения  задолженности к собственному капиталу. Поэтому ситуация такова, что иностранные  лизинговые компании формируют в  России низко капитализированные лизинговые компании с высоким внешним финансированием  и работают в тесном контакте с  российским банком, являющимся держателем генеральной лицензии.Такому банку предоставлены полномочия получать рубли, конвертировать их в валюту и отправлять эти средства за границу.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что наибольшая определенность в российском валютном законодательстве в настоящее время существует в отношении международного финансового лизинга, хотя и для его осуществления необходимо преодолеть не один бюрократический барьер. Многие иностранные инвесторы, столкнувшись с налоговыми и таможенными проблемами, проблемами лицензирования и валютного контроля, связанными с лизингом, предпочитают структурировать свои сделки как договор купли-продажи с рассрочкой платежа.

 

 

 

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА.

 

§1. Проблемы в развитии законодательства о лизинге.

Количество  нормативных документов, где имеется  хоть какое-то упоминание о лизинге, составляет более 800, включая законы. Естественно, что такое многообразие приводит к большому количеству противоречий и несоответствий между различными документами. Но, помимо всего прочего, существуют и акты, содержащие противоречивые нормы внутри самих себя. Примером может служить Федеральный закон "О лизинге".44

К сожалению, к моменту его принятия Государственной  Думой РФ проект закона претерпел  существенные изменения и приобрел ряд недостатков: он вступает в противоречие с уже существующей до его принятия нормативной базой, а также отличается неточностью терминологии, внутренней противоречивостью и неоднозначным  толкованием основных понятий лизинговой деятельности.

Сравнительная таблица определения лизинговой деятельности

(Закон "О  лизинге" и Закон "Об инвестиционной  деятельности в Российской Федерации,  осуществляемой в форме капитальных  вложений"45)

ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений"

Закон "О  лизинге"

Инвестор  самостоятельно определяет объе-мы, направления, эффективность инвести-ций, привлекая необходимых ему физичес-ких и юридических лиц.

Лизингодатель приобретает имущество, указанное  лизингополучателем.

Субъекты  инвестиционной деятельности вправе совмещать  функции двух или нес-кольких участников.

Запрещает совмещать  обязательства лизин-годателя и лизингополучателя, кредитора и лизингополучателя.

Информация о работе Международный лизинг