Международный туризм и его роль в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 20:29, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы исследования связана с тем, что значение туризма в мире постоянно возрастает, В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций, а в отдельных странах является основным источником их существования. Так, например, на данный момент туризм в Мальдивской республике занимает 98% в экономике страны.

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.docx

— 144.67 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем развитие информационных технологий и общее снижение цен на туристские поездки относительно доходов населения способствуют увеличению числа туристов и во многом способствуют происходящему в настоящее время процессу глобализации. Как известно, вместе с глобализацией приходит единообразие. Поэтому все большее число людей предпочитают поездки в туристские центры, которые гарантируют избыток развлечений и хорошую погоду. В настоящее время существует большое число курортов, обеспечивающих потребности, характерные только для какого-либо одного сегмента туристского рынка. Например, это сугубо молодежный отдых или отдых по системе «все включено», который не предполагает общения туристов с местным населением и культурой принимающей страны, и вместе с тем сохраняет свою популярность среди туристов.

В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.

Таким образом, общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.

При проведении государственной политики в сфере туризма национальные туристские администрации большинства стран учитывают прогноз развития туризма в мире, составленный Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) – крупнейшей межправительственной организацией, являющейся специализированным учреждением ООН и насчитывающей в своем составе 153 страны. Согласно исследованию ЮНВТО «Туризм – панорама 2020» увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020гг. прогнозируется более, чем вдвое .

С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие:

- повышение общей ответственности  и роли координации со стороны  правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;

- обеспечение мер безопасности  и своевременного обеспечения  туристов необходимой информацией;

- повышение роли государственной  политики в сфере туризма;

- усиление роли государственно-частных  партнерств;

- необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.

Итак, анализ исследованных теоретических источников показал, что в сфере международного туризма происходят значительные изменения, влияющие на мировую экономику, и наоборот, мировая экономика существенно влияет на динамику развития международного туризма:

- кризисные явления в  мировой экономике привели к  определенной стагнации темпов его развития к концу 2014 г.;

- для некоторых стран  международный туризм может оказаться  более прибыльным, чем внутренний  туризм;

- для получения измеримой  прибыли международный туризм  может быть успешно направлен  на достижение определенных рыночных  целей.

- несмотря на политический  и экономический кризис, в туристском  секторе отмечается рост показателей  туристской деятельности;

- наблюдается большая  конкуренция среди регионов в  привлечении туристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ЭКОНОМИКЕ  РОССИИ

2.1 Место  и роль международного туризма  в экономике страны

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

Преимуществ у нашей страны немного. Это низкий риск заболеть малярией (Россия получила 1-е место), хорошее школьное образование, число врачей на единицу площади (4-е место), количество и доступность внутренних авиаперевозок (6-е). Неплохо на общем фоне обстоят дела с железнодорожным транспортом (30-е), ценами на топливо (30-е) и наличием офисов основных мировых компаний по прокату автомобилей (35-е).

Слабых сторон у России более 40, и лидирует в списке напастей для туристов ненадежная работа правоохранительных органов — тут у страны лишь 120-е место, 104-е место страна получила за въездной режим, по качеству дорог Россия заняла 103-е место из 124. В целом соотношение конкурентных преимуществ и недостатков России на внутреннем и въездном туристских направлениях показано на таблице 4.

Таблица 4 - Конкурентные преимущества и недостатки России на внутреннем и въездном туристских направлениях

Конкурентные преимущества

Конкурентные слабости

Политическая стабильность

Высокая стоимость туристских услуг (проживание в гостиницах, питание, транспорт и др.)

Стабильность национальной валюты

Недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиниц туристского класса

Наличие богатейших культурных и природных ресурсов

Высокая стоимость и неразвитая сеть авиа- и железнодорожных перевозок внутри страны

Наличие новых туристских продуктов, удовлетворяющих потребность в путешествиях в более отдаленные, менее известные и малодоступные места

Наличие административных барьеров и невыгодных условий земельной аренды для привлечения инвестиций в региональную туристскую инфраструктуру

Рост доходов граждан на душу населения

Сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, поддерживаемых отдельными зарубежными СМИ

 

Недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны на зарубежных направляющих и на внутреннем рынках

 

Недостаточно высокий уровень личной безопасности туристов

 

Несовершенная визовая политика в отношении государств, не представляющих миграционной опасности

 

Завышенные тарифы для иностранных туристов на услуги государственных музеев

 

Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за дефицита квалифицированных кадров

 

Неудовлетворительное качество дорог для развития туризма с использованием автотранспорта


 

Российские туроператоры в первую очередь жалуются на нехватку гостиничных мест, подходящих для иностранцев.

В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2010 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2012 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн.человек, из них в гостиницах - 16,4 млн.человек.

Объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2013 году 88,9 млрд.руб., что превысило показатели 2012 года на 47%.

По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2013 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.

Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает.

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. Статистика въезда иностранных туристов в Россию в период с 2010 по 2014 гг. отражена в таблице.

Это объясняется прежде всего возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2016 года.

Таблица 5 - Въезд иностранных туристов в Россию в 2010-2014 гг. (к-во чел.)

 

 

 

Страна

2014

2013

2012

2011

2010

1

Германия

332822

345708

328583

313547

351099

2

США

185888

172356

224970

156737

181721

3

Италия

143493

129950

116000

125310

125397

4

Великобритания

142016

130608

124169

118996

115622

5

Финляндия

141017

153139

148153

175557

242816

6

Китай

127155

129749

157361

204192

283839

7

Испания

105655

79497

53943

60180

51395

8

Франция

103223

112762

102513

109305

141113

9

Украина

80021

49131

24165

62155

84320

1

Латвия

66754

64280

49396

119938

50501

1

Литва

58383

47253

42662

70445

40652

1

Южная Корея

47343

48825

42951

43304

44397

 

Эстония

45749

46602

65385

64662

74165

1

Япония

44435

45083

59581

50842

56780

1

Канада

44238

26660

23547

13483

17432

1

Нидерланды

35376

33659

29014

32696

33101

1

Норвегия

34270

26136

23729

21215

23672

1

Польша

32919

42932

234073

133096

353986

9

Израиль

32725

31250

27133

30397

26924

2

Австралия

26087

26184

19478

14684

14189

2

Швеция

24918

26000

30967

45813

31892

2

Австрия

24789

29835

24370

29095

32404

2

Швейцария

23827

27134

27415

21343

24369

2

Греция

23036

21742

16942

17558

18735

2

Дания

19662

20640

18731

17066

21131

2

Бельгия

18472

22707

19263

19945

17475

 

Всего въехало с целью туризма

2295074

+3,7%

2213597

-9%

2433018

+2%

2384626

-16,6%

2860802

-9,2%

Информация о работе Международный туризм и его роль в мировой экономике