Международный туризм и его роль в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 20:29, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы исследования связана с тем, что значение туризма в мире постоянно возрастает, В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций, а в отдельных странах является основным источником их существования. Так, например, на данный момент туризм в Мальдивской республике занимает 98% в экономике страны.

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.docx

— 144.67 Кб (Скачать файл)

 

Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года. С целью получения комплексной характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, а также международном сотрудничестве в сфере туризма.

В 2013 году россияне совершили 11,3 млн. поездок на отдых за границу, это на 17,7% больше чем в 2012. Рост неплохой, однако в 2012 году этот показатель был выше – 20,8% (Таблица 6) .

Лидеры все те же: Турция, Китай, Египет и Финляндия по-прежнему возглавляют рейтинг предпочтений россиян. А вот динамика спроса заметно изменилась. В последние два года Египет, отставая в абсолютных цифрах, заметно опережал Турцию по темпам роста. Например, в 2009 г. Египет прибавил 29,8%, а Турция потеряла 5,6%. В 2010 показатели конкурентов были 39% (Египет) и 30% (Турция). В 2008-м Турция пусть не намного, но обошла основного конкурента, прибавив 15% против египетских 13,6%. Соответственно стихли и разговоры о том, что Египет в ближайшие годы может обогнать Турцию по показателям посещаемости россиянами.

Сохранился и состав первой десятки самых популярных направлений, хотя некоторые перестановки в ней все же есть. Италия поднялась с шестого места на пятое, Испания, наоборот, опустилась с шестого на седьмое. Но обе страны дали неплохую прибавку: Италия 19%, Испания 14,6%. Греция, прибавив сразу 43%, поднялась, тем не менее, только на одну ступеньку – с восьмого на седьмое место, чуть-чуть недотянув в абсолютных цифрах до Испании. А вот Германии, практически повторившей «греческий» показатель – 42,8%, это позволило подняться сразу на две позиции – с десятого места на восьмое.

Лишь две страны из первой десятки ухудшили свои позиции. Таиланд с его политическими проблемами опустился с девятой строчки на десятую, а Украина просто упала – с пятой позиции на девятую. При этом Таиланд все-таки прибавил 11,5% и должен, наверное, с грустью вспоминать свои прежние результаты: 104% в 2006 году и 60,4% в 2007. Украина тоже выросла на 24,4%, но ее рваная динамика (если верить данным Росстата) мало поддается анализу.

Во вторую десятку прорвались Австрия, Израиль и Великобритания, потеснив Польшу, Эстонию и Сербию с Черногорией. Великобритания прибавила немногим более 10%, Австрия выросла хорошо – на 33%. Но особенно впечатляют результаты Израиля, поднявшегося с тридцатой на девятнадцатую позицию благодаря росту почти в 118%. Здесь будет уместно в очередной раз напомнить, что данные официальной российской статистики в сфере туризма почти всегда расходятся с цифрами, публикуемыми другими странами. Не сходятся наши цифры и с израильскими, хотя значительный рост въезда из России констатируют обе стороны. По данным Израиля, в стране побывали 356 тыс. российских туристов (плюс 85% по сравнению с 2010 годом), правда, этот показатель учитывает и экскурсантов, которые прибывают на один день из Египта или с Кипра.

Из «хорошистов» рейтинга назовем Швейцарию (44%), Венгрию (41,8%), Францию (34,3%), Чехию (27,5%), Черногорию (27,2%). Более заметный рост продемонстрировали США (71,6%), а также экзотические направления - Иордания (65,7%), Мальдивы (63%).

Ну а рекордсмены по темпу роста затаились в конце рейтинга популярности. Доминиканская республика, занимающая 35 позицию, подскочила на 143,2%. А победила в этом виртуальном турнире стоящая на 37-й строке Индонезия с ее безмятежным и манящим островом Бали: плюс 479,6%! .

 

 

Таблица 6 Выезд российских граждан, за границу в 2014 г. с целью туризма (тыс. поездок)

№ в 2013 году

Страна

2014

2013

2012

2011

1

1

Турция

2212,8

1923,4

1475,6

1562,6

2

2

Китай

2059,3

1651,7

1307

1151,6

3

3

Египет

1426,7

1255,4

902,8

695,7

4

4

Финляндия

666,9

657,1

562,6

391,3

5

6

Италия

398,1

334,1

245,8

205,6

6

7

Испания

365,4

318,6

246,1

218,7

7

8

Греция

349,2

244

198,8

146,3

8

10

Германия

330,3

231,3

225,7

231,1

9

5

Украина

309,8

249,1

511,7

292,2

10

9

Таиланд

258,8

232,2

144,8

70,9

11

14

Франция

229,2

170,7

138,6

174

12

11

ОАЭ

228,1

207,2

173,9

166,7

13

12

Чехия

227

178

136,2

124,9

14

13

Болгария

207,5

173,1

148,3

121,2

15

15

Кипр

172,4

150,5

113,1

108,1

16

16

Тунис

149,0

129,7

93

90,5

17

17

Хорватия

119,3

116,4

73,6

58,1

18

22

Австрия

102,1

76,7

53,4

50,5

19

30

Израиль

98,7

45,3

23,7

27,7

20

21

Великобритания

87,3

79,2

60,7

72,3

21

20

Черногория

84,6

66,5

65,8

33,1

22

24

Швейцария

83

57,6

44,4

41,3

23

23

Литва

77,8

63,8

44,6

44,1

24

19

Эстония

76,8

27

71,1

19,3

25

25

Индия

64,4

53,3

39,6

35,2

26

28

США

56,3

32,8

25,2

21,1

42

 

Норвегия

20,7

18,9

17,7

15,9

43

 

Мальта

18,8

17,7

15,5

13,8

44

 

Иордания

16,4

9,9

4,9

3,5

   

Всего выехало с целью туризма

11,3

9,4

7,8

6,8


 

В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:

- культурно-познавательный  туризм, охватывающий 10% общего международного  потока туристов и характеризующийся  высокой средней нормой туристских  расходов;

- активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую  популярность в мире;

- специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности  как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный  и др.;

- круизный - морские и речные круизы, в которых в 2009 году участвовало более 12 млн. туристов;

- деловой туризм, охватывающий  так называемую индустрию MICE (деловые  встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).

С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма:

- культурно-познавательный,

- деловой,

- а также специализированный  туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе  горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.)

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы развития международного туризма на глобальном, региональном и локальном уровнях, позволяют сделать следующие выводы:

1 Анализ исследованных  теоретических источников показал, что в сфере международного  туризма происходят значительные  изменения, влияющие на мировую  экономику, и наоборот, мировая экономика  существенно влияет на динамику  развития международного туризма:

- кризисные явления в  мировой экономике привели к  определенной стагнации темпов его развития к концу 2014 г.;

- для некоторых стран  международный туризм может оказаться  более прибыльным, чем внутренний  туризм;

- для получения измеримой  прибыли международный туризм  может быть успешно направлен  на достижение определенных рыночных  целей.

- несмотря на политический  и экономический кризис, в туристском  секторе отмечается рост показателей  туристской деятельности;

- наблюдается большая  конкуренция среди регионов в  привлечении туристов.

2 Анализ состояния развития  международного туризма в России  показал, что привлечение части  ежегодных потоков международных  туристов в какое-либо место  включает:

- ясное понимание того, что именно побуждает иностранных  туристов к поездке;

- детальную программу  обслуживания этих туристов на  весь период их пребывания, включая  поддержание требуемого уровня  гостеприимства;

- четкое понимание реальных  путей поощрения туризма в  отношении различных категорий  международных посетителей;

- крепкую организационную  структуру для координации стимулирующих  туризм усилий.

3. Россия обладает огромным  потенциалом туристских ресурсов, привлекательностью туристских  дестинаций для зарубежных гостей. История, культура, традиции многочисленных народов, природные и исторические памятники и другие туристские объекты – все еще остаются неизведанными для иностранного туриста. Кроме этого, богатейшие рекреационные ресурсы России и Краснодарского края в частности, могут стать источником хороших доходов для экономики страны и края.

Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цены. Сопоставимость качества и цены продукта принципиально важна для основного сегмента отечественных туристских предприятий - наших сограждан. Лавина предложений отдыха за рубежом была востребована россиянами потому, что там им предложили за умеренные цены и сервис более высокого качества.4

Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых российскими туристическим организациями услуг требует прежде всего модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а следовательно и капиталовложений. Нынешнее состояние отечественных предприятий туристического бизнеса свидетельствует о том, что они пока не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию, реконструкцию и расширение. В этих условиях остро проявляется необходимость финансовой поддержки со стороны государства. В обмен на финансовые вложения в туризм государство имело бы:

- быстрый возврат средств (4 - 8 лет),

- увеличение национального  дохода без осуществления сырьевых  затрат,

- увеличение занятости  населения,

- увеличение поступления  валюты.

Основные предлагаемые меры государственной поддержки туризма следующие:

Частичное или полное освобождение от уплаты всех федеральных налогов при инвестировании в материальную базу туристско-санаторной отрасли в зависимости от объема осуществляемых капиталовложений.

Предоставление льготных кредитов (под 7-10% годовых) на совершенствование и развитие материально-технической базы туризма, отсрочку платежей по ним на срок от 2 до 10 лет. В этом случае выиграет и государство, и турфирмы, ведь международный туризм продолжает оставаться самым доходным бизнесом в мире.

4. Туризм в начале XXI века  стал одним из ведущих направлений  социально-экономической, культурной  и политической деятельности  большинства государств и регионов  мира. 5Путешествия в настоящее время перестали быть просто удовольствием, развлечением или роскошью, а превратились в неотъемлемую часть жизни современного человека, связанную с удовлетворением духовных, интеллектуальных и иных потребностей, восстановлением и развитием физических сил человека, поддержанием необходимого уровня его жизнедеятельности. В то же время, «свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны», - указывается в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.

Богатейшее культурно-историческое наследие страны и уникальные природные условия России на сегодняшний день представляют собой грандиозный ресурс для развития туризма. Именно в туризме заложена одна из точек роста для многих российских регионов. Действительно, как показали последние несколько лет, в отдельных российских регионах туризм развивается достаточно успешно. Он позволяет обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, интеграцию национальной туриндустрии в мировую экономику, способствует росту занятости и повышению уровня жизни населения, а также увеличивает поступления в бюджеты всех уровней. Кроме того, будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Развитие сферы туризма в России во многом определяется государственной политикой. Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года и других политико-правовых документах.6

Государственная политика в сфере туризма (туристская политика) является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и включает в себя систему вырабатываемых и реализуемых государством целей, приоритетов и способов государственного регулирования туристской деятельности, направленных на поддержку и развитие в Российской Федерации ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма. Целями государственной политики в сфере туризма являются:7

- развитие туризма как  необходимого условия достойной  жизни и свободного развития  человека в социальном государстве, решающего фактора нового качества  жизни в современном обществе;

- защита прав граждан  на отдых, свободу передвижения  и иных прав при совершении  путешествий, обеспечение безопасности  туризма;

- формирование правовых  основ единого туристского рынка  в Российской Федерации;

- развитие туристской  индустрии, обеспечивающей потребности  граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства  и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского  показа, рациональное использование  природного и культурного наследия;

Информация о работе Международный туризм и его роль в мировой экономике