Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 15:38, курсовая работа
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Оглавление
Введение 3
Бюджетный процесс в Российской Федерации и его организация 5
Бюджетное устройство Российской Федерации 5
Понятие местного бюджета. Его функции. 15
Теоретические аспекты местного налогообложения 18
Местные налоги в Российской Федерации, их характеристика, история развития 18
Исторические аспекты местного налогообложения 22
Порядок исчисления и уплаты земельного налога 26
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц 30
Порядок исчисления и уплаты ЕНВД 37
Оценка фискальной роли местных налогов в доходах бюджетов муниципальных образований 48
Роль местных налогов на примере г. Нижний Новгород 52
Заключение 53
Список литературы 54
Уплата единого налога осуществляется по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Зачисляется налог на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Доходы местных бюджетов сформировались в 2007 году в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации. Однако, доходная база местных бюджетов в связи с осуществлением органами местного самоуправления новых полномочий, предусмотренных нормами Федерального закона от 31 декабря 2005 г. 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», которыми к вопросам местного значения поселений было отнесено содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого предпринимательства, а к вопросам местного значения муниципальных районов — создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия) не была увеличена, что ухудшило финансовое положение муниципальных образований в 2006 году и негативно отразилось на формировании местных бюджетов в 2007 году.
По данным, опубликованным различными федеральными ведомствами, около 95 процентов бюджетов муниципальных образований являются сегодня дотационными и формируются в основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основными доходами муниципальных образований являются налоги на землю и имущество физических лиц. О том, насколько они способны удовлетворить потребности муниципальных образований, свидетельствует статистика. Так, в Сибирском федеральном округе удельный вес земельного налога в налоговых доходах местных бюджетов составляет в среднем 6,7 процента, а в ряде субъектов Российской Федерации доля местных налогов и сборов в общих доходах местных бюджетов по отдельным видам налогов колеблется от 0, 04 до 2 процентов [13].
В связи с этим доля финансовой помощи из региональных бюджетов в доходах местных бюджетов в отдельных субъектах Рос-
сийской Федерации достигла 60 процентов, а в некоторых муници-
пальных районах (городских округах) 80 процентов. Поступления в
местные бюджеты от местных налогов составили 5 процентов от
общей суммы доходов местных бюджетов и 11,2 процента от суммы
собственных доходов местных бюджетов [13].
В связи с изложенным, бюджетная обеспеченность муниципальных образований в значительной степени зависит от размера финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, поскольку за счет части указанных средств субъекты Российской Федерации осуществляют выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Министерство финансов представляет статистику, демонстрирующую, что в регионах не все так плохо. Общий объем консолидированных бюджетов местных органов власти
составил в 2006 году 1 триллион 303 миллиарда рублей против 2,5 триллиона бюджетов областей, республик и регионов. Муниципальная доля в объеме бюджетов субъектов РФ возросла за год на 33,8 процента.
Доля собственно местных налогов в структуре налоговых доходов местных бюджетов в 2006 году составляла 13,1% в т. ч. По земельному налогу — 12 процентов и налогу на имущество физических лиц — 1,1 процента.
То есть созданные в ходе реформы муниципалитеты не в состоянии выполнять роль самостоятельных субъектов налоговой политики, ориентированной на проведение местных экономических и социальных программ.
Структура расходов местных бюджетов в 2006 году выглядит
так: основная часть средств местных бюджетов направляется в сферу образования, что составило 38,7%, 17,2% направлено на содержание жилищно-коммунального хозяйства.
Расходы местных бюджетов в 2007 году обеспечены собственными доходами на уровне 43,2 процента. В большинстве муниципальных образований основная часть средств местных бюджетов направляется на выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений (более 50 процентов) и оплату коммунальных услуг бюджетных организаций (до 30 процентов). При этом кредиторская задолженность муниципальных образований на начало текущего года составила 35988 млн. рублей, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы — 167,4 млн. руб., по оплате коммунальных услуг бюджетным учреждениям — 5320,7 млн. рублей.
В составе собственных доходов в 2006 году 33% составили межбюджетные трансферты из региональных бюджетов.
Фактически же уровень дотационности местных бюджетов еще выше, поскольку в этот показатель не включены дополнительные нормативы от федеральных и региональных налогов, установленные в счет замены дотаций местным бюджетам из региональных фондов финансовой поддержки. При этом из практики исключена какая-либо ответственность органов власти и управления субъектов РФ за сбалансированность местных бюджетов. За регионами остается лишь обязанность осуществлять функции финансового выравнивания (оказания финансовой помощи местным бюджетам), однако
«глубина» этого выравнивания, объем выделяемых на эти цели средств целиком определяется субъектами РФ. По многим причинам (организационного, методического и иного свойства) в регионах нет возможности практического «запуска» регионального фонда финансовой поддержки поселений, который теперь надо обоснованно разбить на 300, 500 и даже более долей.
В целом, из-за сокращения объема расходных и доходных полномочий, доля местных бюджетов в консолидированных бюджетах субъектов РФ за один год сократилась с 40 до 30 процентов (в среднем). Другими словами, объем полномочий местного самоуправления сократился, а число исполняющих эти полномочия муниципалитетов и численность аппарата возросли кратно. Тем не менее, из-за опасения срыва социально-культурных, жилищно-коммунальных и иных программ, многие субъекты Федерации пока, на начальном этапе реформы, сочли целесообразным передать муниципальным районам исполнение части или даже практически всех полномочий, закрепленных Федеральным законом 131 за поселенческими муниципалитетами. В частности, их полномочия в области регулирования
местных налогов. На районный уровень передано и фактическое исполнение бюджетов поселений (разумеется, кроме специфических казначейских функций). Если рассматривать структуру доходов местных бюджетов по типам муниципальных образований большая часть доходов приходится на городские округа (48%).
Для наиболее понятного изучения фискальной роли местных налогов рассмотрим значение их для городской округа Нижний Новгород.
год |
2012 |
2013 |
Доходы местного бюджета (включая безвозмездные поступления) тыс. руб. ВСЕГО |
21890563,7 |
22950531,1 |
Земельный налог |
1355236,6 |
1407038,7 |
Налог на имущество физических лиц |
133677,1 |
164804,2 |
ЕНВД |
939351,9 |
902763,8 |
Очевидно, система местных налогов и сборовнуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов.
В стране должна быть создана единая система местного налогообложения, построенная на общих принципах и методологии взимания, поскольку местные налоги нельзя отрывать от всей системы налогообложения. Местные органы самоуправления должны иметь право вводить налоги, но в соответствии с широким перечнем, предусмотренным и достаточно подробно разработанным высшими законодательными органами власти.
Реформирование системы местного налогообложения должно сопровождаться корректировкой местного процесса. Формирование доходной части бюджета должно основываться на местных налогах независимо от их удельного веса в структуре налоговых доходов. Местные органы власти должны обосновывать нормативы отчислений от федеральных налогов на основе прогнозов о поступлениях от местных налогов.
Информация о работе Местные налоги их роль в формировании доходов местных бюджетов системы РФ