Местные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.48 Кб (Скачать файл)

Местные финансы  Великобритании. Местные финансы во многом обеспечивают реализацию региональной политики. Это может показаться странным, но при своих весьма скромных размерах Великобритания имеет слишком большое различие в уровне экономического развития между отдельными её регионами. Этому способствует ряд географических и исторических причин. Региональная политика государства направлена, в первую очередь, на устранение диспропорций в экономическом развитии регионов. Государство принимает меры по созданию условий для роста занятости, развития промышленности, и особенно её наукоёмких отраслей, по подготовке квалифицированных кадров, по развитию инфраструктуры и сферы услуг.

Сложной задачей является изыскание государственных средств  на их развитие. Помощь промышленности предоставляется из центрального бюджета  при наличии заявок. Расходы на инфраструктуру осуществляются отдельными государственными организациями и  лишь контролируются Правительством. В конце 80-х годов была принята  программа развития мелких фирм в  рамках региональной политики. Региональные программы внесли существенный вклад  в государственную промышленную политику: увеличили производственные мощности, создали новые отрасли  промышленности в отсталых районах  и сократили безработицу.

Местные финансы Великобритании включают местные бюджеты, финансы  коммунальных и других предприятий. Каждый местный орган управления (графства, округа) имеет свой бюджет.

Местные бюджеты растут как  в абсолютных, так и в относительных  размерах. Они играют важную роль в  финансовой системе Великобритании и составляют 16% совокупного общественного  продукта. Расходы местных бюджетов – текущие и капитальные. Доля капитальных расходов более высокая, чем в государственном бюджете. Из местных бюджетов финансируются  почти все государственные расходы  по жилищному и коммунальному  строительству, половина расходов на строительство  дорог, ¾ расходов на школьное строительство. Основная сумма текущих затрат связана  с просвещением. Кроме того, финансируются  расходы по содержанию органов местной  власти, полиции, выплачиваются проценты по долгу. Доходы местных бюджетов состоят из местных налогов, доходов от предпринимательской деятельности, займов и государственных субсидий. Все местные органы власти взимают единый поимущественный налог. Основной объект – жилые дома. Особенность местного налогообложения в том, что плательщиками налога выступают не собственники, а арендаторы имущества.

Размер ставок налога определяется каждой административной  единицей. Помимо налогов, местные органы власти взимают различные сборы на коммунальные услуги и штрафы. В местные бюджеты  поступают доходы от муниципальной  собственности. Около 90% субсидий центрального Правительства поступает виде общей дотации казначейства, введенной в 1968 году и используемой по усмотрению местных властей. 10% средств поступает в виде субвенций, расходуемых на определённые цели. Кроме субсидий, местные органы власти получают от Правительства займы из государственного бюджета. Крупные административные единицы имеют право выпускать облигационные займы, обращающиеся на ссудном рынке.[4]

2 Местные бюджеты

2.1 Бюджеты органов местного самоуправления

 

Местный бюджет - форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  местного самоуправления. Каждое муниципальное  образование имеет собственный  местный бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района - свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы на соответствующей  территории. В качестве составной  части бюджетов поселений могут  быть предусмотрены сметы доходов  и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок  разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих  поселений самостоятельно. 
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов, соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных отношений, размерам дефицита местных бюджетов, уровню, составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. 
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных бюджетах раздельно  предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов  местного самоуправления по решению  вопросов местного значения, субвенции  для осуществления отдельных  государственных полномочий, расходы  местных бюджетов, осуществляемые за счет этих доходов, субвенций. 
Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. 
 

 

2.2 Расходы местных бюджетов

 

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования. [5]

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры  и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных  служащих, работников муниципальных  предприятий и учреждений, устанавливают  муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

В муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной  обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций (бюджетные  средства, предназначенные бюджету  другого уровня на безвозмездной  и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов) в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных  служащих, работников муниципальных  предприятий и учреждений определяется в соответствии с предельными  нормативами, установленными законом  субъекта РФ.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на выполнение отдельных  государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  РФ, а в случаях, установленных  названными законами, - еще и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 
Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ. [6] 

 

 

 

 

2.3 Доходы местных бюджетов.

 

Под доходами местных бюджетов понимаются денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в распоряжение органов  местного самоуправления. К собственным  доходам местных бюджетов относятся: а) средства самообложения граждан; б) доходы от местных налогов и сборов; в) доходы от региональных налогов и сборов; г) доходы от федеральных налогов и сборов; д) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, другие безвозмездные перечисления; е) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; ж) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов; з) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления; и) добровольные пожертвования; к) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления. 
Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов РФ. Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в порядке наделения. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.[7] 
 Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов: перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах. НК РФ в число местных налогов и сборов включает земельный налог, налог на имущество физических лиц. 
Доходы местных бюджетов от федеральных, региональных налогов и сборов. В местные бюджеты зачисляется часть доходов федеральных, региональных бюджетов по законодательно установленным налоговым ставкам или нормативам отчислений. Ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы как стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения.[8] Норматив отчисления устанавливается в процентах от доходов по федеральным, региональным налогам, иным платежам.

В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в  соответствии с решениями представительного  органа муниципального района, могут  зачисляться доходы от федеральных, региональных налогов, сборов, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных  районов. 

 

 

 

 

 

 

  1. Местные внебюджетные фонды

3.1 Факторы, обусловливающие целесообразность образования внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды выступают  одним из звеньев общегосударственных  финансов. В нашей стране уже действуют  фонд государственного социального  страхования, пенсионной фонд, фонд здравоохранения  Российской Федерации и др. Внебюджетные фонды помогают решать стоящие перед  экономикой задачи обеспечения подъема  производства, преодоления временной  стагнации и неустойчивости, кризисных  явлений. С переходом к рыночным отношениям базовые отрасли народного  хозяйства требуют замены изношенного  оборудования, реконструкции и расширения основных производственных фондов; легкая и пищевая промышленности фактически нуждаются в своем возрождении; существует огромная потребность в  поддержке и развития сельского  хозяйства и связанной с ним  перерабатывающей промышленности и  т.д. Все это сопровождается нарастанием  кризиса в финансовой области: растут темпы инфляции, увеличивается дефицит  бюджетов, огромных размеров достиг внутренний и внешний долг страны. В этих условиях стремительно падает жизненный уровень народа, особенно незащищенных слоев населения. Таким образом, существует реальная потребность в значительных объемах финансовых ресурсов и целесообразность их концентрации на государственном (территориальном) уровне.

Наиболее известной формой организации  финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают  государственный и местные бюджеты. Но ряд факторов обуславливает целесообразность параллельного использования и другой формы – внебюджетных фондов. Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент вызывает необходимость перераспределения финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов. Очень важно определить наиболее острые участки развития и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств.

Динамическое изменение экономической  обстановки нередко предопределяет необходимость принятия достаточно быстрых управленческих решений, в  том числе, и в области перераспределения  финансовых ресурсов. Между тем, использование  бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда  как внебюджетных фондов – исполнительными  органами. Следовательно, существует реальная возможность расходования средств  внебюджетных фондов в более оперативном  режиме. Кроме того, бюджет, утверждаемый в виде закона, предполагает парламентский  контроль; внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны  законодательных органов, в том  числе, в части соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это также повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую обстановку.

Немаловажным фактором, обусловливающим  целесообразность образования внебюджетных фондов, выступает и дефицит бюджета. Превышение расходов над доходами требует  не только изыскания дополнительных финансовых ресурсов для покрытия, но и перегруппировки средств, поступающих  от предприятий, организаций, учреждений и населения в покрытие определенных видов расходов. Таким образом, внебюджетные фонды-  эта форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе предпринятой оперативной самостоятельности. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80. [9]

3.2 Функционирование внебюджетных  фондов 

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические  и социальные, в соответствии с  уровнем управления – на государственные  и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно:

а) влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий;

б) обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение  окружающей среды;

в) оказывать социальные услуги населению  путем выплаты пособий, пенсий и  т.д.;

г) предоставлять займы, в том  числе, и зарубежным партнерам, включая  иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных  органов власти – центральных, республиканских  и местных. Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством. Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает  влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития. Таким образом, источники  формирования внебюджетных фондов имеют  как относительно постоянный, так  и временный характер. Они могут  быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным  единицам.

Направление расходования средств, поступающих  во внебюджетные фонды, обусловливается  назначением фондов, конкретными  экономическими условиями и содержанием  разработанных и реализуемых  программ. Часть средств направляется на учредительную деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин. Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, как правило, характеризуются выделением части, передаваемой в распоряжение территориальных властных структур. Это достигается путем определения доли налогов, поступающих в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования и другие. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды за счет местных источников. Среди них можно выделить фонды развития территорий, фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, валютные фонды.

Информация о работе Местные финансы