Целевые внебюджетные фонды находятся,
как правило, в распоряжении государственных
органов власти, но оперативное управление
ими осуществляется различным, в
том числе, специально созданным
административным аппаратом. Управленческие
структуры имеют определенные права
и обязанности по использованию
фондов, оговоренные законом.
4 Финансовые проблемы органов
местного самоуправления
4.1 Выявление проблем
В настоящее время установлена
двухуровневая система местного
самоуправления, включающая три типа
муниципальных образований (поселения,
муниципальные районы, городские
округа). В результате осуществленных
мероприятий произошло перераспределение
реализуемых органами местного самоуправления
полномочий, выстроилась новая система
взаимоотношений, причем это имеет место
как внутри самого местного самоуправления,
в связи с изменившейся его организационной
структурой, так и в более широком плане,
между органами местного самоуправления
и государственными органами субъектов
РФ и Российской Федерации. При этом выявлен
ряд проблем, препятствующих функционированию
системы местного самоуправления, в числе
которых можно выделить: неопределенность
территориальной организации местного
самоуправления; нечеткость компетенции
муниципальных образований; не проработанность
механизмов взаимодействия органов местного
самоуправления с государственными органами;
несовершенство нормативно – правовых
актов, регулирующих отношения в области
местного самоуправления; отсутствие
квалифицированных муниципальных служащих.
Эти и другие имеющиеся
трудности указывают на сложность
и противоречивость процесса становления
и развития местного самоуправления,
не ставя под сомнение его необходимость
и объективную обусловленность,
суть которой заключается в том,
что местное самоуправление непосредственно
связано с формированием гражданского
общества, является важнейшим его
институтом. Что же касается факторов,
затрудняющих развитие местного самоуправления,
то главным среди них является
психологический фактор – неготовность
граждан, населения муниципальных
образований, к осуществлению самоуправления.
Значительное негативное воздействие
на становление местного самоуправления
оказывает и отсутствие необходимых материальных
предпосылок для его осуществления. О
реальном местном самоуправлении можно
говорить лишь тогда, когда оно обеспечено
экономически. Отсутствие экономической
самостоятельности – одна из главных
причин слабости, недостаточной эффективности
деятельности местных органов власти
в дореформенный период.
4.2 Положение на сегодняшний
день
В настоящее время правовые
предпосылки для формирования финансово-экономической
основы местного самоуправления имеются.
Конституция РФ не только предусматривает
местное самоуправление в качестве
одной из основ конституционного
строя России, но и определяет его
экономическую основу, закрепив в
качестве таковой особую, отдаленную
от государственной, форму собственности
- муниципальную собственность и
сформулировав фундаментальное
положение о праве муниципальных
образований иметь свой собственный
бюджет.
Однако реальными возможностями
формирования своих бюджетов за счет
собственных источников доходов
муниципальные образования, по-прежнему,
не располагают, основная масса формирующих
доходы местных бюджетов поступлений
является финансовой помощью из бюджетов
вышестоящего территориального уровня,
имеет место несоответствие финансовых
ресурсов исполняемым органами местного
самоуправления функциями. Вследствие
недостаточного финансирования органы
власти на местах зачастую не справляются
с реализацией своих социальных
обязательств.
С созданием двухуровневой
системы местного самоуправления проблема
его финансового обеспечения
стала ещё более острой. Объекты
жилищно-коммунального хозяйства, котельные,
теплотрассы, другие инженерные коммуникации
переданы на первый его уровень, где преобладают,
ставшие муниципальными образованиями,
сельские поселения, находившиеся ранее
на сметном финансировании из районных
бюджетов и имеющие в настоящее время
низкий налоговый потенциал. Объем финансовых
средств у этого уровня местного самоуправления
не адекватен тем задачам, которые он должен
решать.
Преобладание финансовой
помощи из бюджетов вышестоящего территориального
уровня в доходах местных бюджетов
снижает ответственность органов
местного самоуправления за решение
вопросов местного значения. У муниципальных
образований, которым оказывается
масштабная финансовая помощь, отсутствуют
стимулы к поиску внутренних источников
доходов, появляется искушение увеличить
объем расходов и дефицит местных
бюджетов, что подтверждается не только
российской бюджетной практикой, но
и опытом других стран.
Реальное местное самоуправление
в значительной степени сдерживается
несовершенством законодательства
в части распределения доходов
между различными уровнями бюджетной
системы РФ. Межбюджетные отношения
необходимо упорядочить и поставить
на объективную основу, в вопросах
финансового обеспечения местного
самоуправления следует ориентироваться
не на оказание муниципальным образованиям
финансовой помощи, а на создание их
собственной финансово-экономической
базы, достаточной для реализации
муниципальными органами их функций, обусловленных
публично-правовой природой местного
самоуправления, характером осуществляемой
ими деятельности, решаемых ими задач,
то есть необходима максимально возможная
конкретизация предметов ведения
Российской Федерации, субъектов РФ
и муниципальных образований, и
основанное на их распределении расходов
и доходов между бюджетами различных территориальных
уровней. Уточнение предметов ведения
местного самоуправления необходимо и
для организации взаимодействия муниципальных
органов с органами государственной власти,
а также оптимизации отношений в самом
местном самоуправлении, между различными
его уровнями. При реализации Федерального
закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ возникло
множество проблем, связанных с переструктурированием
местного самоуправления, территориальным
разграничением самоуправляющихся общностей
и, соответственно, перераспределением
муниципальной собственности и налогов.
Критерии, на основе которых осуществлялось
создание новых муниципальных образований,
оказались недостаточно продуманными.
Достижение предусмотренных
реформой местного самоуправления целей
возможно при комплексном подходе
к её осуществлению. Решающее значение
при этом имеют преобразования в
бюджетной и налоговой сферах.
Муниципальные образования функционируют,
в определенной мере, в автономном
режиме и вопрос о финансовом их
обеспечении имеет особую значимость.
Осуществляемые в настоящее время изменения
в территориальной организации местного
самоуправления, перераспределение полномочий
между уровнями власти самым непосредственным
образом затрагивают финансовую, и, прежде
всего бюджетную, сферу, обусловили
необходимость корректировки
межбюджетных отношений, выстраивания
такой их системы, которая реально
позволяла бы органам местного самоуправления
осуществлять их функции. Целью осуществляемых
в области местного самоуправления и в
бюджетной сфере преобразований должно
являться увеличение в местных бюджетах
доли собственных источников и уменьшение
удельного веса финансовой помощи, получаемых
от бюджетов других территориальных уровней
через механизм трансфертов. [10] Принцип
достаточности собственных средств –
непременное условие осуществления местного
самоуправления. Он должен быть отчетливо
выражен и закреплен в законодательстве,
в том числе посредством включения в легальное
определение понятия местного самоуправления.
Заключение
Финансово-экономическая самостоятельность,
а следовательно и самостоятельность
вообще, местного самоуправления может
быть обеспечена только в случае наличия
достаточных средств для покрытия, как
минимум, обязательных расходов местных
бюджетов, а также при условии возможности
долговременного финансового планирования.
Для создания условий для нормальной
работы системы муниципальных финансов
следует пересмотреть подходы к
формированию и исполнению местных
бюджетов.
Необходимо:
- обеспечить четкое разделение
муниципальных расходов на текущие и связанные
с развитием муниципалитетов;
- каждой категории расходов должны соответствовать
достаточные доходы.
Институт местного самоуправления
нужно укреплять и развивать не только
ввиду его необходимости для оперативного
и качественного решения локальных проблем
и в частности проблем социального развития,
но и по причине его крайней полезности
для государственного строительства в
целом - как противовеса центробежным
устремлением регионов. Задача первостепенной
важности - добиться формирования полноценных
органов местного самоуправления повсеместно
на всей территории России.
Только в результате осуществления
всех этих мер может быть выстроена
сложная система взаимного сбалансированного
контроля региональных и местных органов
власти, способствующая стабилизации
всего государственного организма Российской
Федерации.
Список использованных
источников
- [1] – Местные финансы. [Электронный ресурс]. – Доступ свободный: http://economics.wideworld.ru/macroeconomics/regulation_mechanism /government_finance/3/. - Загл. с экрана
- [2] - Финансовые основы местного самоуправления в РФ. Местные финансы. [Электронный ресурс]. – Доступ свободный: http://www.nalogi.ru/faq/detail.php?ID=1560636. – Загл. с экрана.
- [3] – Местные финансы США. [Электронный ресурс]. – Доступ свободный: http://ff.rsue.ru/MFKO/UMM/Uch_fszg/g15.pdf. - Загл. с экрана.
- [4] - Местные финансы Великобритании. [Электронный ресурс]. – Доступ свободный: http://ff.rsue.ru/MFKO/UMM/Uch_fszg/g47.pdf. - Загл. с экрана.
- [5] – Расходы бюджетов. [Электронный ресурс]. – Доступ свободный: http://abc.informbureau.com/html/danoiau_apaaeaoia.html. - Загл. с экрана.
- [6] – Расходы местных бюджетов. [Электронный ресурс]. – Доступ свободный: http://finance0.ru/?id=405.
– Загл. с экрана.
- [7] – Состав доходной части бюджетной системы. [Электронный ресурс]. – Доступ свободный: http://partnerstvo.ru/lib/pravo/node/569. - Загл. с экрана.
[8] - Основные категории налоговой системы РФ. [Электронный ресурс]. – Доступ свободный: http://partnerstvo.ru/lib/pravo/node/703. - Загл. с экрана.
- [9] – Внебюджетные фонды. [Электронный ресурс]. – Доступ свободный: http://www.economica-upravlenie.ru/content/section/69/149/. – Загл. с экрана.
[10] - Проблемы и перспективы финансового обеспечения реформы местного самоуправления из федерального и региональных бюджетов. [Электронный ресурс]. – Доступ свободный: http://bujet.ru/article/15104.php. - Загл. с экрана.
- Местные бюджеты, их сущность и значение. [Электронный ресурс]. – Доступ свободный: http://finance0.ru/?id=404. – Загл. с экрана.
- Местные бюджеты, их значение, состав доходов и расходов. [Электронный ресурс]. – Доступ свободный: http://web-poject.ru/teoriya-finansov/mestnie-biudzheti-ich-znachenie-sostav-dochodov-i-raschodov.html. - Загл. с экрана.
- Финансы. Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
- Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дон. - М: ИНФРА-М, 2007. - 360. - (Высшее образование). ISBN 5-16-002855-2
- А.М., Павлова Л.Н. Финансы. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009.
- Ковалева В.В. Финансы. - М.: ИНФРА-М, 2010
- Дробзина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. - М: ЮНИТИ, 2009
- Нешитой А.С. Финансы. - М.: Дашков и К, 2009