Местные финансы: содержание, эволюция, характеристика звеньев, значение в развитии муниципального образования.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в исследовании местных финансов, их содержания, эволюции, звеньев, значения в развитии муниципального образования.
Для достижения данной цели необходимо будет решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, роль, функции муниципальных финансов;
- охарактеризовать понятие, сущность, правовые основы бюджета муниципального образования;
- рассмотреть взаимодействие финансовых органов с исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления;
- раскрыть источники формирования местных бюджетов;

Содержание

Введение……………………………………………….………………………….3
1. Местные финансы, основные понятия, характеристики…………....…5
1.1. Муниципальные финансы: сущность, роль, функции…………………….5
1.2 Бюджет муниципального образования: понятие, сущность, правовые основы……………………………………………………………………………..9
1.3 Взаимодействие финансовых органов с исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления………………….……..14
2. Характеристика звеньев, местных финансов……………………...19
2.1. Источники формирования местного бюджета………………………...19
2.2. Анализ местного бюджета (и его исполнения) на примере г. Кострома………………………………………………………………………….25
2.3. Роль местных бюджетов в развитии муниципальных образований………………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Местные финансы.docx

— 75.29 Кб (Скачать файл)

      Признавая необходимость  закрепления за местными бюджетами  реальных и достаточных налоговых  источников, компетентные лица предусматривают  и возможности прямого формирования  бюджетов городов, поселков, сельсоветов  за счет налогов и бюджетов  более высоких территориальных  уровней (районов, административно- территориальных  образований). Видимо, правильно было  бы предусмотреть отчисления  от бюджетов «низового» уровня  на решение совместных задач  территорий, а также отчислений  из федерального и региональных  бюджетов на исполнение государственных  полномочий. По замыслу специалистов  бывшего Минфедерации России, эти  меры приведут к повышению  ответственности "среднего" уровня  публичной власти одновременно  и перед муниципалитетами, и перед  государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Взаимодействие финансовых органов с исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. 
     Финансы местного уровня, при решении возложенных на них задач и реализации полномочий, осуществляют взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.  
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация муниципального образования организуют разработку проекта соответствующего бюджета, а финансовый орган осуществляет непосредственную разработку проекта бюджета. 
      В ходе взаимодействия с исполнительным органом государственной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим управление государственным (муниципальным) имуществом, финансовый орган обменивается с ним информацией, необходимой для формирования доходной части бюджета и составления материалов, представляемых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации одновременно с проектом бюджета в законодательный (представительный орган). 
      Орган, отвечающий за определение величины страховых взносов в территориальный ФОМС за неработающее население является и главным распорядителем средств бюджета, и администратором доходов (в части доходов бюджетных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности).[28,c145]. Тем не менее, рассматривая схему взаимодействия, он выделен в отдельную позицию, учитывая важность правильного определения величины страховых взносов за неработающее население, так как это составляет значительную часть расходов регионального бюджета, и существенно влияет на размер бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, который определенными Бюджетным кодексом Российской Федерации. 
      С главными распорядителями средств регионального (местного) бюджета финансовый орган взаимодействует по вопросам методологии планирования расходов бюджета, формирования ведомственной структуры расходов бюджета.

     Аналогичная  ситуация возникает с разработкой  долговой и инвестиционной политики. За первую отвечает финансовое  подразделение, за вторую - экономическое. В то же время долговая политика  и инвестиционная должны быть  тесно согласованы друг с другом (кроме вопросов краткосрочных  заимствований с целью управления  ликвидностью). Существующая практика  показывает, что они, как правило, плохо согласованы между собой. Это приводит к тому, что администрации  субъектов Федерации и муниципальных  образований достаточно редко  используют долговые инструменты  для финансирования инвестиционных  проектов. 
   Также следует отметить пересечение деятельности финансовых и экономических органов в области политики территориального развития. Экономический орган отвечает за разработку соответствующих программ. При этом организация межбюджетных отношений - фактически определение финансового обеспечения разрабатываемых программ - лежит на финансовом органе исполнительной власти. 
   Таким образом, существующая система управления финансами на региональном и местном уровнях характеризуется значительными пересечениями функций финансовых и экономических органов исполнительной власти. В ряде случаев это приводит к отсутствию согласованных действий и единой политики администрации в целом по ряду ключевых моментов. 
    Совершенствование взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления играет существенную роль в решении задач административной реформы, проводимой в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией, больше всего - в оптимизации функционирования органов исполнительной власти. Это, в свою очередь, позволит достичь одну из целей административной реформы: повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. 
     В условиях одновременного проведения административной и бюджетной реформ вопрос взаимодействия между финансовыми и экономическими органами становится ключевым вопросом взаимосвязи между административной и бюджетной реформами, особенно наряду с внедрением методов и процедур бюджетирования, ориентированного на результат. 
    С администраторами доходов и источников финансирования дефицита бюджета финансовый орган взаимодействует, соответственно, по вопросам формирования доходной части бюджета и определения размера поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности 
Действующая система взаимодействия между финансовым и экономическим органами сложилась исторически и характеризуется достаточно сильным пересечением задач и полномочий финансового и экономического органов как в процессе бюджетного планирования, так и в управлении общественными финансами в целом.[7,c.26] 

Вывод:

     Наиболее полным отражением состояния финансовых ресурсов муниципального образования являются местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). В связи с переходом к муниципальной системе управления, формированием полноценных органов местного самоуправления и выделением собственных предметов ведения возникает необходимость формирования и соответствующих бюджетных отношений. Бюджет выступает не только как опись доходов и расходов, но и как важнейший инструмент осуществления определенной политики, отражает реальные цели и задачи данного муниципального образования. Местный бюджет - это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов. 
      С точки зрения содержания деятельности, как правило, выделяют два вида бюджетов - текущий бюджет и бюджет развития. Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства. Прежде всего, сюда относятся расходы по финансированию постоянно действующих хозяйственных структур местного самоуправления. Другими словами, это средства для поддержания функционирования городского хозяйства. 
     Бюджет развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства. Необходимость разделения государственных и муниципальных финансов продиктована обособленным положением органов местного самоуправления в системе органов власти своей деятельности органы местного самоуправления обеспечивают реализацию права граждан на самостоятельное, и под свою ответственность решение всех вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством. Органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования, наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. 
      Конституция Российской федерации гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что органы местного самоуправления приобретают право на формирование собственных ресурсов органов местного самоуправления (ст. 31 БК РФ) дополняется гарантией передачи органам местного самоуправления дополнительных ресурсов в порядке обеспечения делегируемых им государственных полномочий (Ст. 132 Конституции РФ). Согласно европейской хартии местного самоуправления органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые ресурсы должны быть соизмеримы их полномочиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика звеньев местных финансов.

2.1 Источники  формирования местного бюджета.

     Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, специальные фонды местного значения, финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов управления. 
Главное звено местных финансов - местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти. 
В современных условиях все в большей степени местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие территорий, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер.     Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов. 
      Доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Соотношение между этими источниками зависит от функций, возложенных на местные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям. 
на нижеприведенном примере показана доля местных бюджетов в доле от совокупного бюджета региона на примере липецкой области. 
      Налоги являются главным источником доходов местных бюджетов. В соответствии с налоговым законодательством каждой страны они закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, местными органами власти. Число таких налогов в разных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов - от 30 до 70%. 
      Различают три основные группы местных налогов. 
Местные прямые и косвенные налоги, применяемые практически во всех странах.[3,c.55] Широко распространенными прямыми местными налогами являются поимущественные, поземельные и налоги на автомобили, а в ряде стран — на жителей и на профессию (Франция). К местным косвенным налогам относятся налоги на покупки, акцизы на бензин, табак, спиртные напитки, потребление электричества и газа. В Великобритании местное косвенное налогообложение, по существу, отсутствует. 
Вторую группу местных налогов можно назвать налогами, которые взимаются как надбавки к общегосударственным налогам или как отчисления от них (к примеру, в Италии — к поземельному и сельскохозяйственному налогам). Эти налоги устанавливаются в определенном проценте к государственным, собираемым на территории местных органов власти. В частности, в Германии 42,5% поступлений от подоходного налога с физических лиц направляются в федеральный бюджет; 42,5% — в бюджет соответствующей земли и 15% — в местный бюджет, налог на прибыль корпораций делится в пропорции 50 на 50% между федеральным и земельным бюджетами. 
[5,c.72] Определенное место в формировании местных бюджетов занимают и неналоговые доходы. К ним относятся доходы от собственности, управляемой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи земли, лесных массивов, доходы от эксплуатации водоемов, коммунальных предприятий, от поступлений судебных пошлин, штрафов, различных сборов. 
      Важным источником доходов местных бюджетов являются субсидии. Их удельный вес в доходах местных бюджетов в разных странах составляет 20-40%. Субсидии служат особой формой связи - финансовой и экономической - между отдельными звеньями бюджетной системы и по существу определяют направление финансовой деятельности местных органов власти, что позволяет обеспечивать контроль со стороны центрального правительства за местными органами управления. 
     По своей экономической сущности субсидии близки к налоговым источникам, т.к. в их основе лежат налоги, поступившие в распоряжение центрального правительства и переданные в порядке перераспределения доходов в местные бюджеты. Субсидии вызываются постоянной значительной дефицитностью местных бюджетов. Субсидии подразделяются на субсидии общего и целевого назначения. 
      Субсидии общего назначения (или дотации) предоставляются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным органам управления определенную свободу в использовании средств, содержат меньшее количество регулирующих и ограничивающих установок использования ресурсов.[2,c.67] 
      Субсидии целевого назначения (субвенции) предоставляются местным органам управления на финансирование определенных программ или проектов. Во Франции и Великобритании преобладают дотации, в США, Италии, ФРГ, Японии - субвенции. 
Постоянная нехватка собственных доходов для финансирования текущей деятельности, с одной стороны, и необходимость обеспечить денежными средствами мероприятия в области экономической и социальной инфраструктуры, с другой стороны, вынуждают местные органы широко использовать и такой механизм финансирования, как займы. 
      Расходы местных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, от степени децентрализации управления социальной сферой.[10,c.93] Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам местных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах. 
Соотношение объемов расходов, проходящих через различные виды бюджетов, в разных странах неодинаково. Так, в Финляндии, Германии, Норвегии, Франции за счет территориальных бюджетов расходуется больше средств, чем за счет центрального. Различия в размерах средств, проходящих через разные виды бюджетов, объясняются определенными уровнями финансовой ответственности центральных и региональных органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее крупной частью бюджетных расходов. 
      Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономическую и социальную инфраструктуру: местный транспорт, газоснабжение, строительство школ (в Германии эти расходы составляют 1/4 расходов местных бюджетов, в Японии и Франции — более 1/3, а в бюджетах Великобритании и США — свыше 40%), больниц и прочих социальных учреждений. Увеличивается доля, приходящаяся на местные органы власти в финансировании реконструкции городов, благоустройства промышленных зон, в ассигнованиях на коммунальное и жилищное строительство. К затратам из местных бюджетов относятся также расходы на содержание местных административных органов, полиции и суда, на транспортное и дорожное строительство. 
       Следующим звеном местных финансов являются специальные местные фонды, имеющие, как правило, целевой характер. Например, за счет специальных кредитных фондов местные органы проводят займовые операции, за счет фондов социального страхования финансируют целевые социальные программы. В некоторых странах из специальных фондов покрываются временные кассовые "разрывы", которые образуются при исполнении местных бюджетов. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, специальные сборы (страховые), поступления из централизованных внебюджетных фондов (пенсионного) и др. Специальные фонды имеют определенную самостоятельность, отделены от местных бюджетов. 
       Самостоятельным звеном местных финансов являются местные государственные предприятия. К ним относятся муниципальные, дорожные, транспортные предприятия, предприятия газо -, энерго- и водоснабжения, а также жилищное хозяйство. Местные предприятия занимаются обслуживанием населения, оказывают помощь частному капиталу в сооружении новых объектов. 
Местные предприятия функционируют на принципах самоокупаемости, в местных бюджетах отражаются только убытки от их деятельности или прибыль. В отдельных странах в доходы местных бюджетов включаются валовые доходы местных предприятий, а в расходы — затраты на их текущую деятельность. Капитальные расходы на строительство предприятий местного значения, как правило, финансируются за счет займов, размещаемых местными органами управления. 
    Доходы местных бюджетов представляют собой поступления денежных средств, предназначенные для обеспечения задач и функций местного самоуправления.[23,c.59] 
Доходы местного бюджета могут быть сгруппированы по источникам и способам их получения. 
Выделяют следующие основные группы доходов местных бюджетов: 
• налоговые и неналоговые; 
• законодательно закрепленные (без определения срока) и полученные от субъекта Федерации в порядке межбюджетного регулирования, целевого регулирования для выполнения отдельных государственных полномочий и программ. 
Налоговые доходы местных бюджетов включают: налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов; отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов. 
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов: 
-земельного налога (Статья 61.1 НК РФ) 
- налога на имущество физических лиц(Статья 61.1 НК РФ) 
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 
В соответствии с Бюджетным кодексом к неналоговым доходам бюджетов относятся: 
- доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности 
- доходы от платных услуг - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы. 
В соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества имеет право на часть прибыли от деятельности государственных и муниципальных предприятий. 
     Доходы в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней устанавливаются по каждому субъекту РФ и каждому муниципальному образованию ежегодно в законе (нормативном акте) о бюджете на очередной год. 
     Объемы неналоговых доходов, за исключением финансовой помощи, составляют 3-5% в объеме доходов бюджетов и зависят от объема сдаваемой в аренду собственности, от объема собственности планируемой к продаже, от развития государственного или муниципального сектора экономики.[25,c.34] 
Резервы пополнения неналоговых доходов связаны в основном с повышением эффективности использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности муниципальных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов. Прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов. В общем виде доходная часть местных бюджетов включает: собственные доходы, закрепленные на постоянной основе, поступления от регулирующих налогов, безвозмездные перечисления из вышестоящего бюджета в различных формах. 
 
 
2.2. Анализ местного бюджета (и его исполнения) на примере г. Кострома 
     Состояние экономики города в последние годы обеспечивает постоянный рост налогооблагаемой базы, ежегодное значительное увеличение сбора налогов во все уровни бюджетов и во внебюджетные государственные фонды.

      Однако данная положительная динамика не находит прямого отражения в формировании доходной части городского бюджета, увеличении расходов внебюджетных фондов. Несовершенство применяемых нормативов и применение понижающих коэффициентов по покрытию изначально недостаточных расходов сводят на нет возможности городского бюджета по содержанию городского хозяйства.

      Если в расчетах областного бюджета по расходам для г. Костромы учтены и почти двукратный рост заработной платы работникам бюджетной сферы, и ожидаемый рост цен и тарифов на топливо и энергию, то реально эти расходы доходами не подкреплены. Бюджет города искусственно доведен областью до уровня дотационного и дефицитного.[31]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетные и внебюджетные средства

2011г.

2012г.

2013г.

Сумма поступлений из города в бюджеты всех уровней

1636209

2364357

2638036

Удельный вес распределения (% тыс. руб)

- федеральный

- областной

- городской

 

40(648445)

21(341500)

39(646264)

 

50(1172880)

19(445722)

31(745555)

 

 

 

53(1456642)

 

17(658121)

 

19(834473)

Внебюджетные фонды

(всего/в т.ч. город)

- дорожные

- ФОМС

 

 

386201

66011

 

 

284550

86209

 

 

293500

116380


 

Таблица 1. Распределение бюджетных и внебюджетных средств, собираемых на территории города (тыс. руб)

Таким образом, бюджет 2013 г. не покрыл минимальных текущих потребностей города, не были учтены долги, составляющие половину годового бюджета и образовавшиеся преимущественно из-за недофинансирования областью процесса приёмки ведомственного жилого фонда, не были предусмотрены средства на возврат транспортного кредита МБРР. Средства, которые были выделены на покрытие убытков от предоставления федеральных льгот ряду категорий населения, в целом не покрывали даже полугодовой потребности.

Информация о работе Местные финансы: содержание, эволюция, характеристика звеньев, значение в развитии муниципального образования.