За
2013 г. общая сумма налоговых и неналоговых
доходов, контролируемых инспекцией МНС
по г. Костроме, в бюджеты всех уровней
составила 2949,1 млн. руб.
По
сравнению с 2012 г. доходы возросли на
24,7% (в 2,5 раза к 2009 г.). При этом в общей сумме
собственных доходов доходы федерального
бюджета составили 50% (1456,6 млн. руб.), областного
– 22% (658,1 млн. руб.), городского – 28% (834,4
млн. руб.). По сравнению с 2012 г. удельный
вес доходов городского бюджета снизился
с 38% до 28% в 2013 г. Рост доходов 2013 г. к 2012
г. составил:
- федеральный бюджет
– 124%;
- областной – 148%;
- городской – 112%.
Анализ
доходов бюджета показывает положительную
динамику роста собственных доходов. По
сравнению с соответствующим периодом
прошлого года доходы возросли на 11,8% при
инфляции за 2013 г. 16%.
Дефицит бюджета на 01.01.14 составил 171 млн.
руб. Наибольший объём расходов предусмотрен:
для системы образования – 37% всех производственных
расходов; на здравоохранение и физическую
культуру – 23,7%; жилищно-коммунальное
хозяйство – 16,4%; социальную политику
– 10%; культуру и искусство – 1,3%; транспорт
– 0,7%.
Основные показатели проекта бюджета
города Кострома на 2014 год предусматривают
доходы в сумме 4988215,5 тыс. рублей, расходы
- 5159215,5 тыс. рублей, превышение расходов
над доходами (дефицит) – 171000 тыс. рублей.
Финансирование прогнозируемого дефицита
бюджета будет обеспечиваться в основном
за счет привлечения заемных ресурсов.
В предстоящем финансовом
году и плановом периоде, несмотря на определенную
стабилизацию экономической ситуации
в городе Кострома, не теряют своей актуальности
вопросы максимальной мобилизации финансовых
ресурсов, экономии бюджетных расходов
и повышения их результативности, осуществления
оптимальной заемной политики, реализации
мер по сокращению дефицита бюджета.
Формирование
расходов бюджета города Костромы ориентировано
на решение следующих задач: а) адаптация
бюджета города Костромы к более низкому
уровню доходов, создание предпосылок
для устойчивого социально-экономического
развития города; б) реализация мероприятий,
направленных на выполнение указов Президента
Российской Федерации; в) повышение уровня
самодостаточности бюджета города Костромы.
Объем расходов бюджета города Костромы
в среднесрочном финансовом плане на 2014-2016
годы оценен в следующих суммах: 2014 год
– 4 303,9 миллиона рублей; 2015 год – 4 147,4
миллиона рублей; 2016 год – 4 317,0 миллиона
рублей. Бюджет города по расходам на 2014
год прогнозируется в сумме 4 303,9 миллиона
рублей, что на 539,6 миллиона рублей или
11,1 процента ниже ожидаемого исполнения
бюджета города за 2013 год. Расходы бюджета
города на 2015 год прогнозируются в объеме
4 147,4 миллиона рублей и снизятся к уровню
2014 года на 156,5 миллиона рублей или 3,6 процента
по причине снижения объема доходных источников.
Объем бюджета города на 2016 год прогнозируется
в сумме 4 317,0 миллионов рублей и возрастет
по сравнению с 2015 годом на 169,6 миллиона
рублей или 4,1 процента. При планировании
расходов бюджета города соблюдены единые
подходы и принципы. Формирование
расходов бюджета города ориентировано
на сокращение необоснованных и малоэффективных
бюджетных расходов, повышение качества
планирования и исполнения бюджета. В
проекте бюджета на 2014 год предусмотрены
средства на повышение оплаты труда
работникам бюджетной сферы по указам
Президента Российской Федерации от 7
мая 2012 года, расходы на тепловую энергию
рассчитаны с учетом увеличения в 1,2 раза,
электрическую энергию, водоснабжение
и водоотведение с учетом увеличения в
1,1 раза – с 01.07.2014 года. Финансирование
прочих расходов планируется с учетом
оптимизации от ожидаемого исполнения
2013 года. В числе приоритетных расходов
бюджета города на 2014-2016 годы определены
расходы социальной направленности. В
2014 году 61,4 % в общем объеме расходов бюджета
составляют расходы на содержание социально-
культурной сферы, в 2015 году- 68,3%, в 2016 году
– 67,8. В структуре расходов бюджета города
Костромы предусмотрены ассигнования
на реализацию действующих муниципальных
программ. Объемы средств, направленные
на реализацию муниципальных программ
по годам с учетом сроков их реализации
составят: 2014 год – 194,1 миллиона рублей,
2015 год – 132,0 миллиона рублей и 2016 год –
84,8 миллиона рублей. Объем дефицита бюджета
города предусматривается ежегодно сохранять
в объемах, не противоречащих Положениям
Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Расходные
обязательства города Костромы по обслуживанию
муниципального долга в 2014-2016 годах определяются
на основании действующих и заключенных
в очередном году и плановом периоде муниципальных
контрактов на предоставление кредитных
ресурсов для нужд бюджета города и прогнозного
уровня процентных ставок по банковским
кредитам. Одним из самых оперативных
видов заимствований на сегодняшний день
являются кредиты от кредитных организаций.
Поэтому в 2014-2016 годах работа на рынке
банковского кредитования продолжится
на основе проведения открытых конкурсов
на право заключения муниципальных контрактов
по предоставлению кредитных ресурсов
для нужд бюджета города Костромы на соответствующий
финансовый год. В 2014 году привлечение
данных кредитов составит 1 812,3 миллиона
рублей, что позволит произвести погашение
ранее привлеченных кредитов в сумме 1
420,0 миллионов рублей.[31]
2.3. Роль
местных бюджетов в развитии муниципальных
образований.
Местными бюджетами являются
бюджеты муниципальных образований –
административно-территориальных образований
(административных районов, поселков,
городов).
Бюджет муниципального образования –
форма образования и расходования денежных
средств, предназначенных для обеспечения
задач и функций, отнесенных к предметам
ведения местного самоуправления. В Российской
Федерации насчитывается 29 тысяч местных
бюджетов.
Бюджеты муниципальных образований являются
составной частью финансовой системы
Российской Федерации.
Роль
этих бюджетов в социально-экономическом
развитии муниципальных образований возрастает
в связи с расширением прав местных органов
власти в соответствии с Законом Российской
Федерации "О местном самоуправлении".[7,c.121]
Роль местных бюджетов в социально-экономическом
развитии районов характеризуется следующим:
- сосредоточение финансовых ресурсов
в бюджете муниципального образования
позволяет местным органам власти иметь
финансовую базу для реализации своих
полномочий в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, в которой записано:
"Местное самоуправление в Российской
Федерации обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного
значения, владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью". И далее
в Конституции сказано: "Органы местного
самоуправления самостоятельно управляют
муниципальной собственностью, формируют,
утверждают и исполняют местный бюджет,
устанавливают местные налоги и сборы,
осуществляют охрану общественного порядка,
а также решают иные вопросы местного
значения.[8,c.323]
- главная роль местных бюджетов - создание
финансовой базы.
Формирование бюджетов
муниципальных образований, сосредоточение
в них денежных ресурсов дает возможность
муниципалитетам в полной мере проявлять
финансово-хозяйственную самостоятельность
в расходовании средств на социально-экономическое
развитие муниципальных образований.
Местные бюджеты позволяют органам муниципальной
власти обеспечить планомерное развитие
учреждений образования медицинского
обслуживания, культуры жилищного фонда
и дорожного хозяйства. С помощью местных
бюджетов осуществляется выравнивание
уровней экономического и социального
развития территорий. С этой целью формируются
и реализуются региональные программы
экономического и социального развития
муниципальных образований по благоустройству
сел и городов, развитию сети дорог, возрождению
культурных памятников, используя в необходимых
случаях межбюджетные отношения.
Имея, в распоряжении
финансовые средства, органы муниципальной
власти могут увеличивать или уменьшать
нормативы финансовых затрат на оказание
муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной
сферы (школах, больницах и др.)
Концентрируя часть
финансовых ресурсов в местных бюджетах,
органы представительной и исполнительной
власти, могут централизованно направлять
финансовые ресурсы на решение стратегических
задач развития региона и приоритетных
отраслей.
Финансовые органы
муниципалитетов могут через местные
бюджеты оказывать воздействие на образование
оптимальных пропорций в финансировании
капитальных и текущих затрат, стимулирование
эффективного использования материальных
и трудовых ресурсов, создание новых местных
производств и промыслов.
Отмечая роль
местных бюджетов в социально-экономическом
развитии регионов, нельзя не учитывать,
что кризисной является в экономике страны
инфляция, и настроенность финансовой
системы не позволяет местным бюджетам
проявлять в полной мере свою роль. К таким
негативным факторам можно отнести бюджетный
дефицит (превышение доходов над расходами).[16,c.187]
Роль местных бюджетов
в социальном и экономическом развитии
регионов может еще больше возрасти при
определенных условиях. Такими условиями
могут быть наделение органов местного
самоуправления дополнительными полномочиями
по формированию доходов местных бюджетов
и их использованию.
Местный бюджет –
бюджет муниципального образования, формирование,
утверждение и исполнение которого осуществляют
органы местного самоуправления.
Доходы местного бюджета
– денежные средства, поступающие в безвозмездном
порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации в распоряжение
органов местного самоуправления. Средства
местного бюджета относятся к объектам
муниципальной собственности. Это определяет
собственника бюджетных средств, которым
является не орган местной власти, а административно-территориальное
образование. Органы власти и управления
осуществляют в пределах своей компетенции
распоряжение этой собственностью.
Порядок формирования
местных финансов определен Бюджетным
кодексом РФ, Федеральным законом "О
финансовых основах местного самоуправления"
от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ. Настоящий закон
определяет основные принципы организации
местных финансов, устанавливает источники
формирования и направления использования
финансовых ресурсов местного самоуправления,
основы бюджетного процесса в муниципальных
образованиях и взаимоотношения органов
местного самоуправления с финансовыми
институтами, а также гарантии финансовых
прав органов местного самоуправления.[10,c.211]
бюджет средств от использования и продажи
земельных участков, государственная
собственность на которые не разграничена.
Роль местных бюджетов
в социально-экономическом развитии районов
характеризуется следующим:
- сосредоточение финансовых
ресурсов в бюджете муниципального
образования позволяет местным
органам власти иметь финансовую
базу для реализации своих
полномочий в соответствии с
Конституцией Российской Федерации,
в которой записано: "Местное
самоуправление в Российской
Федерации обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов
местного значения, владение, пользование
и распоряжение муниципальной
собственностью". И далее в
Конституции сказано: "Органы
местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют
местный бюджет, устанавливают местные
налоги и сборы, осуществляют
охрану общественного порядка, а
также решают иные вопросы
местного значения". Главная роль
местных бюджетов - создание финансовой
базы.
Формирование
бюджетов муниципальных образований,
сосредоточение в них денежных ресурсов
дает возможность муниципалитетам в полной
мере проявлять финансово-хозяйственную
самостоятельность в расходовании средств
на социально-экономическое развитие
муниципальных образований.
Вывод: Местные бюджеты позволяют
органам муниципальной власти обеспечить
планомерное развитие учреждений образования
медицинского обслуживания, культуры
жилищного фонда и дорожного хозяйства.
С помощью местных бюджетов осуществляется
выравнивание уровней экономического
и социального развития территорий. С
этой целью формируются и реализуются
региональные программы экономического
и социального развития муниципальных
образований по благоустройству сел и
городов, развитию сети дорог, возрождению
культурных памятников, используя в необходимых
случаях межбюджетные отношения.
Имея, в распоряжении
финансовые средства, органы муниципальной
власти могут увеличивать или уменьшать
нормативы финансовых затрат на оказание
муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной
сферы (школах, больницах и др.)
Концентрируя
часть финансовых ресурсов в местных бюджетах,
органы представительной и исполнительной
власти, могут централизованно направлять
финансовые ресурсы на решение стратегических
задач развития региона и приоритетных
отраслей.
Финансовые органы
муниципалитетов могут через местные
бюджеты оказывать воздействие на образование
оптимальных пропорций в финансировании
капитальных и текущих затрат, стимулирование
эффективного использования материальных
и трудовых ресурсов, создание новых местных
производств и промыслов.
Отмечая роль
местных бюджетов в социально-экономическом
развитии регионов, нельзя не учитывать,
что кризисной является в экономике страны
инфляция, и настроенность финансовой
системы не позволяет местным бюджетам
проявлять в полной мере свою роль. К таким
негативным факторам можно отнести бюджетный
дефицит (превышение доходов над расходами).
Роль местных бюджетов
в социальном и экономическом развитии
регионов может еще больше возрасти при
определенных условиях. Такими условиями
могут быть наделение органов местного
самоуправления дополнительными полномочиями
по формированию доходов местных бюджетов
и их использованию.
Заключение
При написании данной работы
было использовано множество различных
источников, рассматривались точки зрения
различных авторов, из которых выбирал
лучшую, описывая ее и приводя различные
примеры подтверждающие ее.
Наглядным образом была
разобрана сущность местных финансов,
что является первоосновой изучения этой
области. Были рассмотрены цели и задачи
финансов, а так же было уделено особое
внимание их правомочиям, обязанностям,
а так же было подробно описано их законодательное
регулирование с указанием источника,
которые дают им некоторую свободу в составление
бюджета, взимании налогов и перераспределение
денежных средств.
Считаю, что немаловажным
была классификация местных финансов
по видам, так как сам впервые столкнулся
с такими формированиями как: муниципальный
район, муниципальная область. Давая определения
этим понятием было сформировано представление,
характеризующее понятия.
Налоговые сборы и неналоговые сборы так
же нашли свое отражение в работе. как
уже известно, налоговые сборы должны
составлять большую часть доходов местного
бюджета, и только в случае дефицита местного
бюджета, государственные органы вправе
выдать государственные ассигнования,
или предоставить денежные средства из
федерального бюджета.
Через региональные (местные,
территориальные) финансы государство
активно проводит социальную политику.
На основе предоставления территориальным
органам власти средств для их бюджетов
осуществляется финансирование муниципального
народного образования, здравоохранения,
коммунального обслуживания населения,
строительства и содержания дорог.
При этом круг финансируемых мероприятий
расширяется. С помощью территориальных
финансов государство осуществляет выравнивание
уровней экономического и социального
развития территорий.
Местные финансы включают
средства местного бюджета, государственные
и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие
органам местного самоуправления, и другие
финансовые средства. Формирование и использование
местных финансов основываются на принципах
самостоятельности, государственной финансовой
поддержки и гласности. Права собственника
в отношении местных финансов осуществляются
от имени населения муниципального образования
органами местного самоуправления или
непосредственно населением муниципального
образования в соответствии с уставом
муниципального образования.
Каждое муниципальное образование
имеет собственный бюджет и право на получение
в процессе осуществления бюджетного
регулирования средств из федерального
бюджета и средств из бюджета субъекта
Российской Федерации в соответствии
с настоящим Федеральным законом и законами
субъекта Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. «Конституция Российской
Федерации» (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами
РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
2. «Бюджетный кодекс
Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими
в силу с 01.10.2013);
3. «Налоговый кодекс
Российской Федерации (часть первая)»
от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и
доп., вступающими в силу с 01.10.2013);
4. «Налоговый кодекс
Российской Федерации (часть вторая)»
от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и
доп., вступающими в силу с 01.10.2013);
5. Федеральный закон
от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 22.10.2013) «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации».
6. Авакьян С.С. Муниципальное
право России: учебник. - М.: Проспект, 2013.
- с. 110;
7. Афанасьев М.П. Основы
бюджетной системы. – М.: ГУ ВШЭ, 2011г.
8. Баканов М.И. Теория экономического
анализа/М.И. Баканов – М.: Финансы и статистика,2011.
– 416 с.
9. Балабанов И. Т. Финансовый
анализ и планирование хозяйствующего
субъекта: учебник /И.Т. Балабанов. – М.:
Финансы и статистика, 2009. – 340 с.
10. Банк В. Р. Финансовый
анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк, С. В. Банк.
– М.: TK Велби, Изд-во Проспект, 2011, – 344
с.
11. Бутов В.И. и др. Основы
региональной экономики: Учеб. Пособие.
- М.: Ростов-на-Дону, 2007. - 448 с
12. Врублевский О.О.
Бюджетная система Российской Федерации.
– М.: «Юрайт», 2011. – с. 356;
13. Гиляровская С.В.
О самостоятельность бюджетов в Российской
Федерации// Финансы №2 2009 г. С.16-19
14. Дятленко Д.Д. Финансовое
обеспечение переданных государственных
полномочий внутригородским муниципальным
образованиям: дис. канд. эк. наук / Д.Д.
Дятленко. – М., 2013. – с. 146;
15. Мацкуляк И.Д. Государственные
и муниципальные финансы. - M: Изд-во РАГС,
2010. – с. 358;
16. Морозова Т.Г. Государственное
регулирование экономики: Учеб. пособие
для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – с. 255;
17. Мысляева И.М. Государственные
и муниципальные финансы: Учебник. Изд.
2-е, перераб. и дон. - М: ИНФРА-М, 2011. – с.
287;
18. Подъяблонская Л.М.
Государственные и муниципальные финансы.
- М.: ЮНИТИ-Дана, 2013. – с. 559;
19. Поляк Г.Б. Территориальные
финансы: учеб. пособие. - М.: Вузовский
учебник, 2012, 479 с.
20. Свищева В.А. Государственные
и муниципальные финансы. - М.: Дашков и
Ко, 2012. – с. 464;
21. Сенчагов В.К. Формирование
национальной финансовой стратегии России:
путь к подъему и благосостоянию. – М.:
Дело, 2011. – с. 416;
22. Система муниципального
управления: Уч. под ред. В.Б. Зотова - Спб:
Питер, 2009, 493с.
23. Соколова Э.Д. Правовое
регулирование финансовой деятельности
государства и муниципальных образований.
- М.: Юриспруденция, 2012. – с. 264;
24. Солянникова С.П.
«Бюджеты территорий». Учебник. - М.: «Финансы
и статистика», 2011.- с. 123;
25. Ярошенко Т.П. Муниципальные
финансы: сущность и структура // Сибирская
финансовая школа №5, 2011. - с. 65.
26. Сунцова О.О. Бюджетная
реформа: особенности и перспективы формирования
местных бюджетов / / Актуальные проблемы
экономики: наук, экономический журнал
- М.: Национальная академия управления,
2012 - № 6 - С24-3 С.24-30.