Место и роль бюджета в финансовой системе страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Термин «финансы» в современной мировой экономическоё литературе имеет расширительную и суженную трактовку.
В широком смысле финансы представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хозяйственном процессе и всех их форм, включая денежно-кредитные. Такая трактовка финансов получила широкое распространение в американской экономической литературе.
В узком смысле термин «финансы» используется лишь применительно к бюджетным проблемам. Данный подход используется в немецкой и российской экономической литературе. Причём в немецкой экономической литературе более четко используют различие между расширительной и суженой трактовой понятия «финансы».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-4
1. Теоретические основы анализа финансовой системы…………………….5-9
1.1. Состав финансовой системы……………………………………………..9-12
Выводы по первой главе…………………………………………………….12-13
2. Место и роль бюджета в финансовой системе государства……………14-20
Выводы по второй главе…………………………………………………...20-21
3. Анализ Федерального бюджета РФ на 2011-2013 гг. ………………....22-24
3.1. Доходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 гг. ………………..24-26
3.2. Расходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 гг. ………………26-29
Выводы по третьей главе………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30-31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Государственные и муниципальные финансы.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:

o определяется объем  финансирования мероприятий по  социально-экономическому развитию  соответствующих национально-государственных  и административно-территориальных  образований в пределах планируемых  бюджетных доходов, предоставленных  дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств; определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;

Определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального  хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального  обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

o определяются размеры  дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего  территориального уровня и их  целевое назначение.

Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих  расходов относятся расходы на текущее  содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального  хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

 

Доходы государственного бюджета.

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты  могут поступать дотации и  субвенции, а также заемные средства.

Порядок и условия  предоставления и использования  дотаций и субвенций из государственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

При недостаточности  бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный  бюджет, или в случаях временных  финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.

 

 

Выводы по второй главе.

 

Бюджет занимает очень  важное место в финансовой системе  страны, а значит, имеет основополагающее значение для развития экономической  и политической ситуации в государстве. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов и доходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственные кредиты, государственные расходы и др.) является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществ, отражает результаты макроэкономической политики правительства

 

 

 

 

3. Анализ Федерального бюджета РФ на 2011-2013гг

   Согласно Бюджетному посланию Президента РФ приоритетным направлением бюджетной политики на 2011-2013 г. г. должно быть "проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов".

Ранее в 2000-е годы, в  России наблюдался рост экономики, однако, единственной его причиной был высокий  уровень цен на сырьевые ресурсы, которые собственно и стали причиной резкого сокращения доходов бюджета в 2008 году, когда уровень цен на нефть упал более чем в два раза. Наряду с прямой причиной возросшего дефицита бюджета в 2008 году, существуют и косвенные причины - это отсутствие роста отраслей, отвечающих за инновацию и модернизацию экономики, то есть те, которые могли бы пополнять не нефтегазовые доходы бюджета.

Выявив такие провалы  в структуре доходов бюджета, одной из основных позиций бюджетной  политики на 2011-2013 г. г. стала уменьшение зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов, и тем самым, сокращение бюджетного дефицита к 2013 году в два раза по сравнению с 2009 годом.

В целом макроэкономические показатели, на основе которых формируется  федеральный бюджет на 2011-2013 г. г., обладают незначительной, но положительной динамикой. Объем ВВП в 2011 году составит 50 389 млрд. рублей, в 2012 году - 55 950 млрд. рублей, в 2013 году - 61 920 млрд. рублей при темпах роста соответственно 104,2%, 103,9% и 104,5%. Рост ВВП в 2011-2013 г. г. будет значительно ниже, чем в докризисный период (в 2003 - 2008 г. г. он составлял в среднем 107%). В 2011-2013 г. г. прогнозируется последовательное снижение целевого показателя инфляции с 6-7% в 2011 году до 5-6% в 2012 году и 4,5-5,5% в 2013 году.

При расчете проекта  федерального бюджета Правительство  Российской Федерации исходило из цен  на нефть марки "Urals" в 75-79 долларов США за баррель, но все же существуют риски падения цены при нестабильности мировой экономики или же замедление темпов ее роста.

 

Источник: www.minfin.ru

Рис.2 Динамика доходов  и расходов федерального бюджета, % ВВП

 

Частично на снижение дефицита повлияет прекращение действия антикризисных мер поддержки экономики, на которые за все три этапа антикризисной программы было выделено около 9 трлн. руб., из которых 60% - краткосрочные кредиты и 40% - долгосрочные кредиты и безвозмездное финансирование. Но все же часть уже начатых мер будет продолжать свое существование, например, поддержка рынка труда, автомобильной промышленности, самолетостроения и другие.

Еще один источник покрытия дефицита - это государственные заимствования, если в 2010 году таковым источников являлся  Резервный Фонд, то, начиная с 2011 года, было принято решение о постепенном прекращение использования его как основного источника. Однако увеличение государственных займов влечет за собой и рост расходов бюджета за счет обслуживания этого долга, что при уменьшении дефицита бюджета, будет несколько его увеличивать обратно. Следовательно, необходимо сокращать расходы федерального бюджета РФ, что и видно из диаграммы. При этом будут урезаны некоторые статьи расходов. Но учитывая основные цели, отраженные в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ, будут оставлены без изменения или увеличены статьи расходов по следующим направлениям:

  • разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций (одним из основных проектов являет построение НТК в Сколково);
  • обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
  • повышение качества человеческого капитала (расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование);
  • повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг.

Основные характеристики и структура федерального бюджета  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 г. г., соответствуют  основным положениям Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 г. г. и не противоречат Бюджетному Кодексу РФ.

 

 

3.1 Доходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года

В 2011-2013 г. г. будет продолжаться тенденция снижения доли доходов  федерального бюджета в ВВП, которая наблюдалась и ранее (с 17,4% в 2010 году до 16,8% в 2013 году). Эта тенденция вызвана снижением прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП с 8,3% в 2010 году до 7,5% в 2013 году.

Несмотря на рост доходных поступлений, в том числе, благодаря предпринимаемым мерам Правительства РФ, лишь в 2012 году номинальный объем доходов сможет незначительно превысить уровень 2008 года на 2,5%.

Для достижения поставленной задачи в Бюджетном послание Президента РФ касательно увеличения доли ненефтегазовых доходов в структуре доходов федерального бюджета, Правительство РФ вносит изменения в налоговое и бюджетное законодательство, а также в таможенную политику, что отражается на неравномерном росте ненефтегазовых поступлений. Так в среднем за год они растут на 11,5%, при этом в 2011 году они выросли на 15,3%, а в 2013 году на 7,6%.

При этом прогнозируется и независимое снижение нефтегазовых доходов по отношению к ВВП. Наиболее значительными причинами этому  будут более низкий темп роста цены на нефть "Urals" и снижение курса доллара США по отношению к рублю.

Деление поступлений  в доходы федерального бюджета могут  быть не только на основе нефтегазовых поступлений, но и на основе налоговых  и соответственно неналоговых поступлений. Неналоговые доходы в 2011-2013 г. г. останутся примерно в тех же пределах, а основным видом налоговых доходов так и продолжат оставаться налог на добавленную стоимость (32-33%) и таможенные пошлины (37-38%).

Для мобилизации налоговых  доходов в федеральный бюджет Правительство РФ вносит изменения в налоговую политику, связанные с увеличением налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор экономики, отменой неэффективных налоговых льгот. Так, после кризиса, планировалось снижение налога на прибыль на 4% и трехкратное сокращение налога на малый бизнес. Однако, изменения в налоге на прибыль должно сочетаться "с инвестиционной налоговой льготой, чтобы те 400 млрд. руб. дополнительных доходов от этого предприятиями и организациями преимущественно направлялись на инвестиции, а не на решение текущих задач" [9]. Также, "Правильной представляется провозглашенная нашим Правительством мера по снижению налогов на малый бизнес. Эта мера, действительно, для людей. К сожалению, она распространяется на то, что у нас называют малым бизнесом, - на те организации, которые пользуются налоговой льготой малого бизнеса. А это, увы, далеко не весь малый бизнес, а, скорее, микро бизнес - меньшая часть реального малого бизнеса" [9]. Налоговая политика должна поддерживать инновации, стимулировать модернизацию экономики, именно, поэтому предусмотрены многочисленные налоговые и таможенные льготы для участников проекта "Сколково".

3.2 Расходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года

За последние несколько  лет федеральный бюджет РФ стремительно вырос, в основном за счет расходной части. В 2008 году, к примеру, Москва перегнала Нью-Йорк на 10 млрд. долларов, причиной тому отчасти послужили огромные обязательства, взятые на себя Правительством РФ: повышение пенсии, довольствия военнослужащих; материнский капитал; вложения в государственные корпорации и другие. Бюджет 2009 года был по номинальному выражению примерно равен бюджету 2008 года, а бюджет 2010 года соответственно 2009 года, однако, каждый из них в реальном выражении уступал предыдущему 10%, следовательно, бюджет 2010 года был на 20% бюджета 2008 года. Но даже в кризис статьи расходов на инновации, образование и здравоохранение не были снижены, что соответствует общей направленности бюджетной политики по модернизации экономики.

В настоящее время  в качестве приоритетных направлений расходов федерального бюджета РФ в Бюджетном послание Президента РФ выделены следующие:

  • безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
  • обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
  • индексация в 2013 году денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;
  • обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
  • обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
  • обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;
  • постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках.
  • подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).

Информация о работе Место и роль бюджета в финансовой системе страны