Место и роль бюджета в финансовой системе страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Термин «финансы» в современной мировой экономическоё литературе имеет расширительную и суженную трактовку.
В широком смысле финансы представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хозяйственном процессе и всех их форм, включая денежно-кредитные. Такая трактовка финансов получила широкое распространение в американской экономической литературе.
В узком смысле термин «финансы» используется лишь применительно к бюджетным проблемам. Данный подход используется в немецкой и российской экономической литературе. Причём в немецкой экономической литературе более четко используют различие между расширительной и суженой трактовой понятия «финансы».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-4
1. Теоретические основы анализа финансовой системы…………………….5-9
1.1. Состав финансовой системы……………………………………………..9-12
Выводы по первой главе…………………………………………………….12-13
2. Место и роль бюджета в финансовой системе государства……………14-20
Выводы по второй главе…………………………………………………...20-21
3. Анализ Федерального бюджета РФ на 2011-2013 гг. ………………....22-24
3.1. Доходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 гг. ………………..24-26
3.2. Расходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 гг. ………………26-29
Выводы по третьей главе………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..30-31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Государственные и муниципальные финансы.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

Также большое внимание уделяется проблеме эффективности  использования бюджетных средств, в связи с этим, была принята  Программа повышения эффективности  бюджетных расходов до 2012 года, которая предполагает концентрацию ресурсов на наиболее значимых направления или государственных программах, перечень которых определяется Правительством РФ.

Наиболее быстро растущими  статьями расходов являются национальная оборона (в среднем на 30% ежегодно) и социальная политика (7%), которая составляет более 25% всех расходов федерального бюджета РФ, что, несомненно, говорит о соответствии одной из выбранных целей бюджетной политики страны.

Также, согласно второй, не менее важной цели - модернизации экономики, отдельное внимание уделено расходам на здравоохранение, физическую культуру и спорт, а также образование. Бюджетная политика в сфере образования направлена на предоставление качественного высшего и среднего образования, а также на подготовку квалифицированных рабочих кадров для инновационной экономики согласно потребностям рынка труда. Несмотря на прогнозируемое сокращение числа школьников и студентов, расходы на образование не сокращаются, в номинальном выражение они даже увеличиваются: в 2010 году - 444 млрд. рублей, а в 2013 - уже 519,4 млрд. рублей, хотя % ВВП остается прежним и равен 4,4%. Наибольший удельный вес в статье образования занимают расходы на высшее профессиональное образование, а именно 85%.

Расходы на национальную оборону являются единственной статьей расходов, которые в период 2011-2013 г. значительно увеличили свою долю в общих расходах федерального бюджета (с 12,5% до 17,2%). Это обусловлено тем, что необходимо провести качественное и комплексное переоснащение Вооруженных Сил и других войск современными видами вооружения и военной техники для достижения запланированного уровня обороноспособности страны в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020 г. г. Для этого предполагается увеличение бюджетных ассигнований на развитие оборонно-промышленного комплекса, который является высокотехнологическим, многопрофильным сектором экономики страны. Также увеличение бюджетных ассигнований коснется и "национальной безопасности и правоохранительной деятельности" для оснащения "силовых" ведомств современными образцами вооружения, военной и специальной техникой, в том числе для обеспечения правопорядка при проведении XXII Олимпийских Игр в Сочи.

Выводы по третьей  главе

   Роль федерального бюджета заключается в том, что по своей внешней форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период. Основное требование к бюджетной политике - гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики.

   Проведя анализ доходной части федерального бюджета РФ, мы можем увидеть значимость и доходность тех показателей, которые приносят государству доход и тем самым позволяют ему успешно функционировать и наращивать свой социально-экономический потенциал.

   Анализ расходной части дает нам картину тех необходимых затрат, которые возникают в процессе выполнения государством своих функций.       Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    В настоящее время основными направлениями осуществления расходных обязательств, очевидно, является социальная политика. Много внимание уделяется повышению человеческого капитала, особенно в разрезе образования и здравоохранения. С одной стороны, социальная направленность бюджета РФ выгодная нынешнему правительству страны, так как она повышает доверие к ним среди населения. С другой же стороны, стремление к модернизации и инновациям в экономической сфере невозможно без высококвалифицированных специалистов, чья трудовая активность напрямую зависит от решения проблем в области здравоохранения. Но даже существующие расходы на человеческий капитал недостаточны для перспективного развития инновационных отраслей, все эти расходы необходимо увеличивать хотя бы в два раза и понимать, что моментального эффекта они не дадут, это вложения в будущее. Однако при сегодняшнем состоянии экономики РФ отвлечение значительных средств, которые направляются на исполнение социальных задач, не просто тормозят инновационное развитие, то еще и расшатывают устойчивость экономики страны в целом.

Проблема значительной зависимости страны от конъюнктуры  сырьевого рынка остается насущной. Именно поэтому следует производить  тщательную оценку всех расходных обязательств и в случае их малой эффективности или неэффективности, отказываться от таких обязательств и направлять эти средства на модернизацию социально-экономической системы страны.

Также отдельное внимание следует уделить дефициту федерального бюджета, а именно источникам его финансирования. Продолжение финансирования за счет увеличения государственного внутреннего долга может оказать негативное влияние на: стабильность курса рубля, экономическое развития РФ, благосостояние граждан. Поэтому стоит задуматься о поиске нового источника финансирования дефицита федерального бюджета.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 гг.

Основные  показатели проекта федерального бюджета

2010 год

2011 год

2012 год  прогноз

2013 год  прогноз

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

Доходы, всего

7 860,9

17,4

8 844,6

17,6

9 503,5

17

10379,9

16,8

Нефтегазовые  доходы

3 737,2

8,3

4 090

8,1

4 390

7,9

4 653,2

7,5

Доходы (без  учета нефтегазовых доходов)

4 123,7

9,1

4 754,6

9,5

5 113,5

9,1

5 726,7

9,3

Расходы, всего

10232,8

22,7

10658,6

21,2

11237,9

20,1

12175,6

19,7

Процентные  расходы

280,3

0,6

389,9

0,8

518,4

0,9

600,7

1

Непроцентные  расходы

9 952,5

22,1

10268,7

20,4

10719,5

19,2

11574.9

18,7

Условно утвержденные расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

419,3

3,7

798,3

6,6

Дефицит/профицит

-2 371,9

-5,3

-1 814

-3,6

-1 734,4

-3,1

-1 795,7

-2,9


 

Источник: www.minfin.ru

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: Федеральный закон Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ
  2. Бюджетный кодекс РФ
  3. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 543 с.
  4. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы. – 2007. - №4.
  5. Докучаев Д. Бюджет нездорового оптимизма // New Times. – 2011. –Сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/
  6. Бюджет-2011. Технические параметры бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов [Электронный ресурс].
  7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.
  8. Социально-экономичсекое положение России.
  9. Кудрин А. Л. Бюджет – основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны. / А. Л. Кудрин [Текст] // Финансы. 2008. №12. 
  10. Кудрин А. Л. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию. / А. Л. Кудрин [Текст] // Вопросы экономики 2009. №1. С. 9–27.
  11. Селезнев А. Проблемы бюджетной трехлетки/ А. Селезнев. [Текст] // Экономист. 2009. №2. С.15- 27.
  12. Финансы: учеб. —2-е изд., перераб. и доп./под . В. В. Ковалева[Текст] - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  13. Бюджет и бюджетная система: учебник / Под ред. Мст. П. Афанасьева [Текст]- М. :Изд-во . Юрайт, 2009.
  14. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. /А. М. Бабич, Л. Н. Павлова [Текст] М.: ЮНИТИ, 2002.
  15. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.
  16. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. 
  17. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. - М.: Юрайт-Издат, 2011.
  18. Литовченко В. П. Финансы: Учебник / В. П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И. В. Подпо рина и др.; Под ред. В. П. Литовченко. – М.: Дашков и Ко, 2006.
  19. 2.      Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник / М. В. Романовский, Н. Н. Назаров, М. И. Попова и др.; Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайтиздат, 2006.
  20. Павлова А.А. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции/ А. А. Павлов [Текст] // Экономист. - 2006.
  21. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ - www.gks.ru

1 Экономическая теория: Учебник/ Под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2009г., с.247.

2 Экономическая теория: Учебник/ Под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2009г.




Информация о работе Место и роль бюджета в финансовой системе страны