Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить социально-экономическую и правовую основу функционирования муниципальных бюджетов в Российской Федерации и их место в национальной финансовой системе.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Муниципальный бюджет - структурное звено территориальных финансов...........................................................................................................................5
1.1 Социально-экономическая сущность территориальных финансов в финансовой системе Российской Федерации………………………………………..5
1.2. Правовая основа территориальных финансов………………………..12
1.3. Основные проблемы в построении муниципальных бюджетов…..18
1.4. Основные направления бюджетной реформы РФ …………………19
1.5. Совершенствование межбюджетных отношений с территориальным центром……………………………………………………………………………….24
2. Анализ территориальных финансов в России………………………………28
2.1. Анализ территориального бюджета (на примере Тульской области)28
2.2. Проблемы территориальных финансов в Российской Федерации и пути их решения………………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………37
Под регулирующими доходами бюджетов подразумевают федеральные и региональные налоги или иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Различие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется видом нормативного документа, который их устанавливает.
Формированию доходов местных бюджетов уделяет внимание Бюджетный кодекс РФ. В нижестоящие бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципального образования, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Бюджетная система в России начала складываться в ХV по типу унитарного государства. Местные (земские) бюджеты формировались за счет княжеских (государственных) налогов и земских сборов и повинностей.
В истории развития местных бюджетов СССР выделяют 4 этапа. Строительство местных бюджетов как системы происходило в период с 1918-1936 годы. Хотя поступления от местных источников в 1936-1940 годах в системе местных бюджетов возрастали, быстрый рост расходов требовал использования в значительных размерах отчислений от государственных доходов и налогов, где первое место занимал налог с оборота. В годы Великой Отечественной войны объем местных бюджетов резко сократился. Поэтому в первые послевоенные годы, а равно как и в 50-60-е годы, доходы местных бюджетов во всех республиках формировались в основном за счет отчислений от государственных доходов: налога с оборота и государственных налогов с населения. В 1966-1985 годы для сбалансирования местных бюджетов повышался процент отчислений от территориальных доходов. Затем, когда этот источник был исчерпан, для покрытия возрастающих расходов в широких масштабах стала использоваться дотация.
Сегодня экономические функции местных органов власти только расширяются и усложняются. Удельный вес финансовой помощи из вышестоящих бюджетов превысил треть в структуре доходов муниципалитетов страны. Поэтому так важна стабильность финансового положение муниципальных образований. Но без понимания сущности и значения местных бюджетов невозможно добиться развития их как системы.
1.2. Правовая основа территориальных финансов.
Правовой основой составления
территориальных бюджетов РФ являются:
1) Бюджетный кодекс РФ (ст. 169-187);
2) Нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.
Согласно ст. 169 Бюджетного кодекса «составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов» [1;].
Проекты территориальных
бюджетов составляются с
Стоит отметить, что составление
проектов бюджетов субъектов РФ - исключительная
прерогатива соответствующих
Непосредственное
составление проектов территори
В соответствие со ст. 172 Бюджетного кодекса
РФ в целях своевременного и качественного
составления проектов бюджетов финансовые
органы имеют право получать необходимые
сведения от финансовых органов другого
уровня бюджетной системы Российской
Федерации, а также от иных государственных
органов, органов местного самоуправления
и юридических лиц. При этом к сведениям,
необходимым для составления проектов
бюджетов, относятся сведения о:
- действующем на момент
начала разработки проекта
- нормативах отчислений
от собственных доходов
- предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- видах и объемах
расходов, передаваемых с одного
уровня бюджетной системы
- нормативах финансовых
затрат на предоставление
- нормативах минимальной бюджетной обеспеченности (ст. 172 п. 2 Бюджетного кодекса).
Составление регионального
бюджета основывается на:
- Бюджетном послании Президента Российской
Федерации;
- прогнозе социально-экономического
развития соответствующей территории на очередной
финансовый год;
- основных направлениях
бюджетной и налоговой
- прогнозе сводного
финансового баланса по
- плане развития
Правовой основой
1. Согласно статье 12 Налогового кодекса РФ все налоги, входящие в налоговую систему Российской Федерации, разделены на три группы: федеральные налоги, налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов, местные налоги. Установлена компетенция каждого органа власти, в том числе, и территориальных органов, по отношению к соответствующим налогам, то есть, право этих органов вводить на подведомственной территории налоги, устанавливать ставки налогов, предоставлять плательщикам налоговые льготы, контролировать взимание налогов и т.д. [2;]
2. Федеральный закон
Российской Федерации "Об
Далее указывается, что доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации доходных источников.
Закон устанавливает, что
финансовые средства, необходимые для
осуществления органами местного самоуправления
отдельных государственных
3. Важным этапом в
формировании законодательных
В статье Закона «Местные финансы» впервые определены состав местных финансов, принципы их формирования. Местные финансы включают средства местных бюджетов, местные внебюджетные и валютные фонды, средства, мобилизуемые на финансовом рынке. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности этих финансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.
Особое внимание в Законе уделяется процессу формирования и исполнения местных бюджетов как основной финансовой базы муниципальных образований. В разделе, посвященном местным бюджетам, устанавливается, что каждое муниципальное образование имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального бюджета и региональных бюджетов.
Важным положением, установленным Законом, является новый принцип формирования местных бюджетов, суть которого заключается в том, что формирование этих бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.
4. В законе
РФ «Об общих принципах
Формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти
субъекта Российской Федерации
в порядке, установленном
В бюджете субъекта
Российской Федерации раздельно
предусматриваются доходы, направляемые
на финансовое обеспечение осуществления полн
Проект бюджета
субъекта Российской Федерации,
В целом, изданные законы четче регулируют межбюджетные отношения в стране, расширяют финансовую базу местного самоуправления, укрепляют местные бюджеты.
1.3. Основные проблемы в построении муниципальных бюджетов.
Информация о работе Место муниципальных бюджетов в системе территориальных финансов