Место муниципальных бюджетов в системе территориальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить социально-экономическую и правовую основу функционирования муниципальных бюджетов в Российской Федерации и их место в национальной финансовой системе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Муниципальный бюджет - структурное звено территориальных финансов...........................................................................................................................5
1.1 Социально-экономическая сущность территориальных финансов в финансовой системе Российской Федерации………………………………………..5
1.2. Правовая основа территориальных финансов………………………..12
1.3. Основные проблемы в построении муниципальных бюджетов…..18
1.4. Основные направления бюджетной реформы РФ …………………19
1.5. Совершенствование межбюджетных отношений с территориальным центром……………………………………………………………………………….24
2. Анализ территориальных финансов в России………………………………28
2.1. Анализ территориального бюджета (на примере Тульской области)28
2.2. Проблемы территориальных финансов в Российской Федерации и пути их решения………………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальные и государственные финансы. .doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Органы местного самоуправления вправе осуществлять самостоятельное  управление местными финансами, муниципальной собственностью, заниматься практически всеми видами финансово-хозяйственной деятельности с некоторыми ограничениями, обусловленными необходимостью снижения рисков нанесений ущерба или утраты части муниципальной собственности, а также угрозой монополизации определенных секторов местного рынка.

Следует отметить, что, несмотря на декларированную законодательством  бюджетную самостоятельность органов  местного самоуправления, уровень собственных  и закрепленных на постоянной или долговременной основе доходов очень мал. Система межбюджетных отношений не отлажена, отсутствует единая методическая основа для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Это происходит на фоне общего тяжелого финансового состояния и дефицитности бюджетов всех уровней. Число муниципальных образований — бюджетных «доноров» очень невелико. В результате органы местного самоуправления не всегда имеют достаточный объем ресурсов для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, возможности прогнозирования и планирования. Отсутствие средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также для реализации решений органов государственной власти, приводит либо к отказу органов местного самоуправления от реализации этих полномочий, либо к их реализации за счет собственных средств, что приводит к еще большему ухудшению финансового положения муниципальных образований.

Отдельно следует отметить проблему повышения эффективности управления муниципальным хозяйством.  В большинстве муниципальных образований не применяется или применяется формально система муниципального заказа, которая при грамотном подходе позволяет экономить значительные средства.  Практический опыт внедрения системы муниципального заказа в различных регионах России показал, что достигаемая экономия средств в среднем составляет 20—30%, а в отдельных случаях доходит до 40%. Объекты муниципальной собственности часто используются не по назначению либо с малой отдачей. Структуры управления муниципальным хозяйством преимущественно не оптимизированы и их функционирование практически не регламентировано. [5]

Можно сделать вывод, что с формально-правовой точки зрения в настоящее время серьезных препятствий для реализации местной властью своих функций нет. Более того, уже сформированы все необходимые структуры и институты. Однако на практике местное самоуправление работает малоэффективно и недостаточно востребовано государством. Основными причинами этого являются:

— отсутствие целостной  системы государственного территориального управления;

— неточность в определении  компетенции уровней власти;

— недостаточное понимание  сущности местной власти и ее возможностей;

— противодействие усилению местной власти со стороны региональных элит в связи с конкуренцией при распределении ресурсов и полномочий;

— слабость экономической  и финансовой базы муниципальных  образований;

— несогласованность  и недостаточная проработанность  законодательства;

— недостаточная подготовленность кадров;

— недостаточный уровень  научно-методического и информационного обеспечения;

— недостаточно рациональная территориальная организация;

— неоптимальные структуры  органов управления;

— непроработанность  и неэффективность механизмов контроля за  деятельностью местного самоуправления как со стороны государства, так и со стороны населения.

Объективные проблемы местного самоуправления нередко усугубляются субъективными факторами, в частности, неумением или нежеланием соответствующих должностных лиц вырабатывать согласованные решения, направленные на взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти в интересах населения.

Если некоторые из вышеперечисленных причин могут  быть устранены в достаточно короткий срок путем принятия и реализации политических решений, облеченных в форму закона, устранение других, в силу объективных обстоятельств, потребует длительного времени. Долгосрочные причины могут быть устранены только в результате целенаправленной просветительской работы среди населения, создания научной школы, подготовки кадров.

Для устранения субъективных, краткосрочных причин требуется устранить неясности в определении компетенции местного самоуправления, закрепить соответствующими нормативными актами многоуровневую систему территориальной организации местной власти, а также определить компетенцию каждого уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Список использованной литературы:

 

1. Бюджетный кодекс  Российской Федерации// ПБД «Консультант  Плюс» [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http:// www.consultant.ru.

2. Налоговый кодекс  Российской Федерации. Часть первая  и вторая: текст с изм. и доп.  на 15 февраля 2011 г. – М.: Эксмо,  2011. – 960 с.

3. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: федер. закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru.

4. Селезнев А.З. Бюджетная  система Российской Федерации:  учеб. пособие/ Селезнев А.З. –  М.: Магистр, 2007. – 383 с.

5. http://www.minfin.ru. 

 


Информация о работе Место муниципальных бюджетов в системе территориальных финансов