Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:31, курсовая работа
Цeль дaнной paботы - изyчить мecто и pоль плacтиковыx кapт в cиcтeмe бeзнaличныx pacчeтов.
Для доcтижeния поcтaвлeнной цeли нeобxодимо peшить cлeдyющиe зaдa-чи:
- дaть общyю xapaктepиcтикy плacтиковым кapтaм;
- paccмотpeть оcобeнноcти иcпользовaния плacтиковыx кapт в cиcтeмe бeзнaличныx pacчeтов;
- изyчить оcновныe нaпpaвлeния и пepcпeктивы paзвития pоccийcкого pынкa плacтиковыx кapт.
Ввeдeниe 3
1. Общaя xapaктepиcтикa плacтиковыx кapт 5
1.1. Плacтиковaя кapтa кaк плaтeжный инcтpyмeнт 5
1.2. Экономичecкaя xapaктepиcтикa плacтиковыx кapт. Доcтоинcтвa и
нeдоcтaтки 7
1.3. Клaccификaция плacтиковыx кapт 9
2. Иcпользовaниe плacтиковыx кapт в cиcтeмe бeзнaличныx pacчeтов 14
2.1. Ноpмaтивно – зaконодaтeльнaя бaзa иcпользовaния плacтиковыx кapт в Pоccии 14
2.2. Анализ конкурентоспособности банковских продуктов с использованием пластиковых карт 17
2.3. Анализ использования пластиковых карт в Новосибирском филиале ОАО «Альфа-Банк» 19
3. Оcновныe нaпpaвлeния и пepcпeктивы pоccийcкого pынкa
плacтиковыx кapт 25
Зaключeниe 27
Cпиcок иcпользовaнныx иcточников 29
Крупнейшие банки России по объему чистых активов в 2010-2012 гг. (по данным проекта «РБК. Рейтинг») представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2 - Крупнейшие банки России по объему чистых активов в 2010-2012 гг.
№ |
Банк |
Чистые активы, мл. руб. |
1 |
Сбербанк России |
7 616 892,80 |
2 |
ВТБ |
2 371 780,80 |
3 |
Газпромбанк |
1 642 879,64 |
4 |
Россельхозбанк |
947 209,73 |
5 |
Банк Москвы |
840 395,24 |
6 |
ВТБ 24 |
718 670,93 |
7 |
Альфа-Банк |
659 390,94 |
8 |
ЮниКредит Банк |
535 238,88 |
9 |
Райффайзенбанк |
489 687,52 |
10 |
Промсвязьбанк |
489 294,53 |
Целесообразно использовать потенциал механизма pro bono. Данный вид благотворительности заключается в предоставлении для НКО сотрудниками компании профессиональной помощи, например, финансовых, юридических, бухгалтерских, маркетинговых, IT услуг.
Этот подход
позволяет применять навыки и
умения сотрудников, создавая добавленную
ценность для НКО, и одновременно
профессионализировать
Представленные в таблице данные показывают, что ОАО «Альфа-Банк» по объему чистых активов в 2010-2012 гг. расположен на седьмом месте среди крупнейших банков России. Самой разветвленной сетью собственных банкоматов в России обладает банк «ВТБ24», без учета «Сбербанка», а в Москве «Мастер-Банк»-таков результат подготовленного «РБК. Рейтинг» рейтинга банков-лидеров по количеству банкоматов по состоянию на 1 июля 2012 года.
Всего в рейтинге приняло участие порядка 120 банков, приславших свои анкеты в РБК. Рейтинг до 16 августа 2012 года. Стоит отметить, что на момент публикации рейтинге крупнейший российский банк «Сбербанк» данные по количеству банкоматов по состоянию на 1июля так и не предоставил, что же касается данных прошлого рентинга, то, согласно ему, на 1 января 2012 года у «Сбербанка» насчитывалось порядка 23 тысяч собственных банкоматов по России.
Крупнейшим банком по количеству банкоматов на 1 июля 2012 года (без учета данных «Сбербанка») стал «ВТБ24». Согласно присланной анкете, банк обладает 4 315 собственными банкоматами, при этом 452 находится в Москве.
По московскому показателю «ВТБ24» отстает от таких участников как: «Мастер-Банк», «Банк Москвы» и «Райфайзенбанк». При этом количество банкоматов по Москве у «Мастер-Банка» превышает 1.3 тыс. штук, что меньше чем у «Сбербанка», если учитывать только имеющиеся данные на 1 января, но значительно больше, чем у других участников рентинга.
По размеру портфеля без залоговых кредитов по состоянию на 1 июля 2012 года первое и второе места также занимают банк «ВТБ24» (175 млрд руб.) и «Хоум Кредит» (61 млрд. руб.), а вот на третьем месте расположился «Росбанк» с объемом портфеля без залоговых кредитов на 1 июля 2012 года, равным 54.6 млрд.руб., при этом объем выданных без залоговых кредитов в минувшем полугодии у данного участника составил 16.4 млрд. руб., что соответствует пятому месту.
Основными недостатками работы большинства банков является неквалифицированная работа персонала, недостаточное количество банкоматов, неудобный режим работы и др. При выборе банка для потенциальных клиентов самым важным является величина спектра предлагаемых банком услуг, также в качестве одного из важнейших факторов является мнение о банке, сложившееся у друзей и знакомых.
Основная часть мирового рынка контролируется двумя крупнейшими организациями: Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков – платежных систем, то получится следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57%, Europay/MasterCard примерно 26%, на American Express примерно 13%, и на другие (включая DinersClub и JCB) – 4%.
Рисунок 2.1 – Доля платежных систем
На конец 2009 года общее число эммитированных банковских карт в России составило 10,5 млн. карт, в 2010 году - количество увеличилось до 15,5 млн., а в 2011 году - до 21 млн. по состоянию на начало 2012 года, в России эммитировано почти 24 млн. карт. Интересный факт, что соотношение международных и российских систем составляют соответственно 48% и 52%.
Наибольшее количество выпущенных карт и объем операций с их использованием приходится на международные платежные системы Visa и Europay/MasterCard, что объясняется, прежде всего, развитой инфраструктурой, предназначенной для осуществления операций с использованием карт этих платежных систем как на территории России, так и за ее пределами. Наряду с этим в России действуют отечественные платежные системы: Золотая Корона, Union Card, ACOORD, STB Card и ряд других небольших систем.
К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей больше чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%.
2.3. Анализ
использования пластиковых
филиале ОАО «Альфа-Банк»
Современная пластиковая карта - это персональный инструментарий для осуществления платежей, который позволяет держателю карточки возможноcть оплaчивать товapы (работы, ycлyги) в безналичной форме, кроме того, есть возможность получить нaличные денежные cpeдcтва в любых отдeлeнияx (филиaлax) кредитных органзаций и бaнкомaтax. Пpиeмка кapты к осуществлению оплaты и выдaче денежных средств нaличными производится в торговых организациях или предприятиях, оказывающих услуги, которые входят в расчетную cиcтeмy, обслуживающую банковские кapты.
Современная пластиковая карта - это персональный инструментарий для осуществления платежей, который позволяет держателю карточки возможноcть оплaчивать товapы (работы, ycлyги) в безналичной форме, кроме того, есть возможность получить нaличные денежные cpeдcтва в любых отдeлeнияx (филиaлax) кредитных органзаций и бaнкомaтax. Пpиeмка кapты к осуществлению оплaты и выдaче денежных средств нaличными производится в торговых организациях или предприятиях, оказывающих услуги, которые входят в расчетную cиcтeмy, обслуживающую банковские кapты.
Объектом наблюдения выступает Новосибирский филиал ОАО «Альфа-Банк», расположенный по адресу: 630004, г. Новосибирск, ул. Ленина, д. 52.
Вследствие роста числа клиентов банка, а также объема привлеченных ресурсов, как от физических, так и от юридических лиц продолжается рост активов банка.
На 01.01.2013г Новосибирский филиал ОАО «Альфа-Банк» эмитировал 191,36 тыс. пластиковых карт международных платежных систем VISA и MasterCard. Прирост общего количества выпущенных банком карт по сравнению с 2008 годом составил 42,165 тыс. карт или 28,32%. Оборот по эквайрингу Новосибирского филиала ОАО «Альфа-Банк» за 2012 год возрос по сравнению с 2011 годом в 1,3 раза и составил 720 млн. рублей.
Объем привлеченных средств на спецкартсчета (СКС) на 01.01.2013 г. составил 835,131 млн. руб. и 32,031 млн. USD. По итогам работы за предыдущий год объем привлеченных средств составлял соответственно 326,555 млн. руб. и 42,131 млн. USD.
Основной прирост объема эмиссии пластиковых карт за 2009 год составил 80%, что достигнуто за счет реализации региональных зарплатных проектов.
Количество организаций торговли и сервиса, с которыми Банк заключил договоры эквайринга за 2012 год увеличилось за 1,15 раза. На 01.01.2013г. Банк располагал сетью из 1550 пунктов выдачи наличных и 168 банкоматов в различных городах России, в том числе: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Мурманске, Иркутске, Владивостоке и других городах. На 01.01.2012г. сеть Банка насчитывала 1400 POS-терминалов и 97 банкоматов.
В условиях усилившейся конкуренции со стороны российских банков на рынке банковских карт Новосибирского филиала ОАО «Альфа-Банк» являлся одним из ведущих игроков в этом серменте рынка и за год значительно улучшил показатели по данному направлению бизнеса (табл. 2.3).
Коммерческая деятельность банков напрямую влияет на общество, в котором они функционируют, а будущие успехи в бизнесе тесно связаны с ключевыми общественными ценностями. Потенциал роста банковского бизнеса в условиях возрастающей конкуренции все более определяется нематериальными факторами. Доверие становится одним из важнейших условий нормально функционирующего рынка банковских услуг, а уровень получаемой прибыли все больше обусловливает не технология оказания услуг, но правильное позиционирование банков в социальной среде, основанное на социальной ответственности и репутации.
Общественное назначение коммерческих банков проявляется в том, что они р
Общественное назначение коммерческих банков проявляется в том, что ит выбирать некоммерческие организации, которые могут способствовать не только выполнению
Таблица 2.3 - Основные показатели деятельности банка с пластиковыми картами
Показатели по Банку |
По итогам 2011 года |
По итогам 2012 года |
Количество действующих карт (млн. ед. на конец периода) Из низ количество карт Новосибирского филиала ОАО «Альфа-Банк» |
9,1 2,8 |
12,8 3,1 |
Дебетовый оборот по эмитированным банковским картам (млрд.руб) |
657 |
951 |
Доля в общем объеме расчетов по счетам банковских карт, выпущенных в Россиии |
31,7% |
31,8% |
Сумма платежей со счетов карт в пользу юридических лиц - через банкоматы (млн.руб) - через Мобильный банк (млн.руб) |
471 8,7 |
2339 137,9 |
Количество банкоматов (ед. на конец периода) |
4816 |
6982 |
Целесообразно использовать потенциал механизма pro bono. Данный вид благотворительности заключается в предоставлении для НКО сотрудниками компании профессиональной помощи, например, финансовых, юридических, бухгалтерских, маркетинговых, IT услуг.
Этот подход позволяет применять навыки и умения сотрудников, создавая добавленную ценность для НКО, и одновременно профессионализировать организации третьего сектора, развивать и углублять сотрудничество между компаниями и благотворительными организациями.
Рекомендуется использовать «неденежные» возможности компании (помощь вещами, предоставление помещений, выбор НКО в качестве поставщика услуг или продукции и проч.). Неденежная помощь со стороны компаний не ограничивается передачей неликвидных товаров или списанной оргтехники в некоммерческие организации и благотворительные фонды; она может иметь цивилизованные интересные форматы, работать на потребности компаний, НКО и конечных благополучателей.
Если есть выбор, компании могут заказывать услуги (тренинги, исследования и пр.) и покупать товары (новогодние сувениры или календари) в НКО. Так компании помогают некоммерческим организациям самим зарабатыльности и успешности корпораций. А ряд известных зарубежных рейтинговых агентств вырабатывают рейтинги корпоративной социальной ответственности, которые оказываются не менее важными для повышения капитализации компании, увеличения ее нематериальных активов, чем исключительно бизнес-показатели.
7.Взаимодействие с некоммерчеВиды пластиковых карт Новосибирского филиала ОАО «Альфа-Банк»:
VISA classic и Eurocard/MasterCard Mass – это основные карты, которые предоставляются лицам, достигшим 18-летнего возраста.
Основные преимущества карт:
-использование практически в любой стране мира (оплата товаров и услуг - более 29 млн. торговых и сервисных точек в 130 странах мира, получение наличных денег - более 800 тысяч банкоматов в 130 странах мира);
-снижение стоимости
годового обслуживания при
-возможность получения карт VISA Gold и Eurocard/MasterCard Gold на льготных условиях при использовании карты более 12 месяцев и обороте по торговым операциям в течении года не менее 60000 долларов США.
VISA Аэрофлот- новый карточный продукт Сбербанка России. Она объединяет в себе популярное платежное средство и счет программы «Аэрофлот Бонус», реализуемой организацией «Аэрофлот Российские авиалинии».
Основные преимущества карты:
-начисление 500
«приветственных» баллов «
-начисление
баллов по программе «Аэрофлот
Бонус» при оплате товаров
и услуг с использованием
-начисление баллов за полеты регулярными рейсами организации «Аэрофлот» (из расчета 1 балл за каждый километр полета);
-возможность использования накопительных баллов для получения бесплатных авиабилетов на рейсы «Аэрофлота» или для повышения класса обслуживания.
Информация о работе Место пластиковых карт в системе безналичных расчетов