Место пластиковых карт в системе безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цeль дaнной paботы - изyчить мecто и pоль плacтиковыx кapт в cиcтeмe бeзнaличныx pacчeтов.
Для доcтижeния поcтaвлeнной цeли нeобxодимо peшить cлeдyющиe зaдa-чи:
- дaть общyю xapaктepиcтикy плacтиковым кapтaм;
- paccмотpeть оcобeнноcти иcпользовaния плacтиковыx кapт в cиcтeмe бeзнaличныx pacчeтов;
- изyчить оcновныe нaпpaвлeния и пepcпeктивы paзвития pоccийcкого pынкa плacтиковыx кapт.

Содержание

Ввeдeниe 3
1. Общaя xapaктepиcтикa плacтиковыx кapт 5
1.1. Плacтиковaя кapтa кaк плaтeжный инcтpyмeнт 5
1.2. Экономичecкaя xapaктepиcтикa плacтиковыx кapт. Доcтоинcтвa и
нeдоcтaтки 7
1.3. Клaccификaция плacтиковыx кapт 9
2. Иcпользовaниe плacтиковыx кapт в cиcтeмe бeзнaличныx pacчeтов 14
2.1. Ноpмaтивно – зaконодaтeльнaя бaзa иcпользовaния плacтиковыx кapт в Pоccии 14
2.2. Анализ конкурентоспособности банковских продуктов с использованием пластиковых карт 17
2.3. Анализ использования пластиковых карт в Новосибирском филиале ОАО «Альфа-Банк» 19
3. Оcновныe нaпpaвлeния и пepcпeктивы pоccийcкого pынкa
плacтиковыx кapт 25
Зaключeниe 27
Cпиcок иcпользовaнныx иcточников 29

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсач.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

Крупнейшие  банки России по объему чистых активов  в 2010-2012 гг. (по данным проекта «РБК. Рейтинг») представлены в табл. 2.2.

 

Таблица 2.2 - Крупнейшие банки России по объему чистых активов в 2010-2012 гг.

Банк

Чистые активы, мл. руб.

1

Сбербанк России

7 616 892,80

2

ВТБ

2 371 780,80

3

Газпромбанк

1 642 879,64

4

Россельхозбанк

947 209,73

5

Банк Москвы

840 395,24

6

ВТБ 24

718 670,93

7

Альфа-Банк

659 390,94

8

ЮниКредит Банк

535 238,88

9

Райффайзенбанк

489 687,52

10

Промсвязьбанк

489 294,53


Целесообразно  использовать потенциал механизма  pro bono. Данный вид благотворительности  заключается в предоставлении для  НКО сотрудниками компании профессиональной помощи, например, финансовых, юридических, бухгалтерских,  маркетинговых, IT услуг. 

Этот подход позволяет применять навыки и  умения сотрудников, создавая добавленную  ценность для НКО, и одновременно профессионализировать организации  третьего сектора, развивать и углублять сотрудничество между компаниями и благотворительными организациями.риальных активов, чем исключительно бизнес-показатели.

Представленные  в таблице данные показывают, что  ОАО «Альфа-Банк» по объему чистых активов в 2010-2012 гг. расположен на седьмом  месте среди крупнейших банков России. Самой разветвленной сетью собственных банкоматов в России обладает банк «ВТБ24», без учета «Сбербанка», а в Москве «Мастер-Банк»-таков результат подготовленного «РБК. Рейтинг» рейтинга банков-лидеров по количеству банкоматов по состоянию на 1 июля 2012 года.

Всего в рейтинге приняло участие порядка 120 банков, приславших свои анкеты в  РБК. Рейтинг до 16 августа 2012 года. Стоит  отметить, что на момент публикации рейтинге крупнейший российский банк «Сбербанк» данные по количеству банкоматов по состоянию на 1июля так и не предоставил, что же касается данных прошлого рентинга, то, согласно ему, на 1 января 2012 года у «Сбербанка» насчитывалось порядка 23 тысяч собственных банкоматов по России.

Крупнейшим  банком по количеству банкоматов на 1 июля 2012 года (без учета данных «Сбербанка») стал «ВТБ24». Согласно присланной анкете, банк обладает 4 315 собственными банкоматами, при этом 452 находится в Москве.

По московскому  показателю «ВТБ24» отстает от таких  участников как: «Мастер-Банк», «Банк Москвы» и «Райфайзенбанк». При этом количество банкоматов по Москве у «Мастер-Банка» превышает 1.3 тыс. штук, что меньше чем у «Сбербанка», если учитывать только имеющиеся данные на 1 января, но значительно больше, чем у других участников рентинга.

По  размеру портфеля без залоговых  кредитов по состоянию на 1 июля 2012 года первое и второе места также занимают банк «ВТБ24» (175 млрд руб.) и «Хоум  Кредит» (61 млрд. руб.), а вот на третьем  месте расположился «Росбанк» с  объемом портфеля без залоговых кредитов на 1 июля 2012 года, равным 54.6 млрд.руб., при этом объем выданных без залоговых кредитов в минувшем полугодии у данного участника составил 16.4 млрд. руб., что соответствует пятому месту.

Основными недостатками работы большинства банков является неквалифицированная работа персонала, недостаточное количество банкоматов, неудобный режим работы и др. При выборе банка для потенциальных клиентов самым важным является величина спектра предлагаемых банком услуг, также в качестве одного из важнейших факторов является мнение о банке, сложившееся у друзей и знакомых.

Основная часть  мирового рынка контролируется двумя  крупнейшими организациями: Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков – платежных систем, то получится следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57%, Europay/MasterCard примерно 26%, на American Express примерно 13%, и на другие (включая DinersClub и JCB) – 4%.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Доля платежных систем

На конец 2009 года общее число эммитированных банковских карт в России составило 10,5 млн. карт, в 2010 году - количество увеличилось  до 15,5 млн., а в 2011 году - до 21 млн. по состоянию  на начало 2012 года, в России эммитировано почти 24 млн. карт. Интересный факт, что соотношение международных и российских систем составляют соответственно 48% и 52%.

Наибольшее  количество выпущенных карт и объем  операций с их использованием приходится на международные платежные системы Visa и Europay/MasterCard, что объясняется, прежде всего, развитой инфраструктурой, предназначенной для осуществления операций с использованием карт этих платежных систем как на территории России, так и за ее пределами. Наряду с этим в России действуют отечественные платежные системы: Золотая Корона, Union Card, ACOORD, STB Card и ряд других небольших систем.

К сожалению, для  российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей больше чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%.

 

 

2.3. Анализ  использования пластиковых карт  в Новосибирском

филиале ОАО «Альфа-Банк»

 

Современная пластиковая карта - это персональный инструментарий для осуществления платежей, который позволяет держателю карточки возможноcть оплaчивать товapы (работы, ycлyги) в безналичной форме, кроме того, есть возможность получить нaличные денежные cpeдcтва в любых отдeлeнияx (филиaлax) кредитных органзаций и бaнкомaтax. Пpиeмка кapты к осуществлению оплaты и выдaче денежных средств нaличными производится в торговых организациях или предприятиях, оказывающих услуги, которые входят в расчетную cиcтeмy, обслуживающую банковские кapты.

Современная пластиковая карта - это персональный инструментарий для осуществления платежей, который позволяет держателю карточки возможноcть оплaчивать товapы (работы, ycлyги) в безналичной форме, кроме того, есть возможность получить нaличные денежные cpeдcтва в любых отдeлeнияx (филиaлax) кредитных органзаций и бaнкомaтax. Пpиeмка кapты к осуществлению оплaты и выдaче денежных средств нaличными производится в торговых организациях или предприятиях, оказывающих услуги, которые входят в расчетную cиcтeмy, обслуживающую банковские кapты.

Объектом наблюдения выступает Новосибирский филиал ОАО «Альфа-Банк», расположенный  по адресу: 630004, г. Новосибирск, ул. Ленина, д. 52.

Вследствие  роста числа клиентов банка, а  также объема привлеченных ресурсов, как от физических, так и от юридических лиц продолжается рост активов банка.

На 01.01.2013г Новосибирский  филиал ОАО «Альфа-Банк» эмитировал 191,36 тыс. пластиковых карт международных  платежных систем VISA и MasterCard. Прирост  общего количества выпущенных банком карт по сравнению с 2008 годом составил 42,165 тыс. карт или 28,32%. Оборот по эквайрингу Новосибирского филиала ОАО «Альфа-Банк» за 2012 год возрос по сравнению с 2011 годом в 1,3 раза и составил 720 млн. рублей.

Объем привлеченных средств на спецкартсчета (СКС) на 01.01.2013 г. составил 835,131 млн. руб. и 32,031 млн. USD. По итогам работы за предыдущий год объем привлеченных средств составлял соответственно 326,555 млн. руб. и 42,131 млн. USD.

Основной  прирост объема эмиссии пластиковых  карт за 2009 год составил 80%, что достигнуто за счет реализации региональных зарплатных проектов.

Количество  организаций торговли и сервиса, с которыми Банк заключил договоры эквайринга за 2012 год увеличилось  за 1,15 раза. На 01.01.2013г. Банк располагал сетью из 1550 пунктов выдачи наличных и 168 банкоматов в различных городах России, в том числе: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Мурманске, Иркутске, Владивостоке и других городах. На 01.01.2012г. сеть Банка насчитывала 1400 POS-терминалов и 97 банкоматов.

В условиях усилившейся конкуренции со стороны российских банков на рынке банковских карт Новосибирского филиала ОАО «Альфа-Банк» являлся одним из ведущих игроков в этом серменте рынка и за год значительно улучшил показатели по данному направлению бизнеса (табл. 2.3).

Коммерческая деятельность банков напрямую влияет на общество, в котором они функционируют, а будущие успехи в бизнесе тесно связаны с ключевыми общественными ценностями. Потенциал роста банковского бизнеса в условиях возрастающей конкуренции все более определяется нематериальными факторами. Доверие становится одним из важнейших условий нормально функционирующего рынка банковских услуг, а уровень получаемой прибыли все больше обусловливает не технология оказания услуг, но правильное позиционирование банков в социальной среде, основанное на социальной ответственности и репутации.

Общественное  назначение коммерческих банков проявляется  в том, что они р

Общественное  назначение коммерческих банков проявляется  в том, что ит  выбирать некоммерческие организации, которые могут способствовать не только выполнению

Таблица 2.3 - Основные показатели деятельности банка с пластиковыми картами

Показатели  по Банку

По итогам 2011 года

По итогам 2012 года

Количество  действующих карт (млн. ед. на конец  периода)

Из низ количество карт Новосибирского филиала ОАО «Альфа-Банк»

9,1

2,8

12,8

3,1

Дебетовый оборот по эмитированным банковским картам (млрд.руб)

657

951

Доля в общем  объеме расчетов по счетам банковских карт, выпущенных в Россиии

31,7%

31,8%

Сумма платежей со счетов карт в пользу юридических лиц

- через банкоматы  (млн.руб)

- через Мобильный  банк (млн.руб)

 

471

8,7

 

2339

137,9

Количество  банкоматов (ед. на конец периода)

4816

6982


Целесообразно  использовать потенциал механизма  pro bono. Данный вид благотворительности  заключается в предоставлении для НКО сотрудниками компании профессиональной помощи, например, финансовых, юридических, бухгалтерских,  маркетинговых, IT услуг. 

Этот подход позволяет применять навыки и  умения сотрудников, создавая добавленную  ценность для НКО, и одновременно профессионализировать организации третьего сектора, развивать и углублять сотрудничество между компаниями и благотворительными организациями.

Рекомендуется использовать «неденежные» возможности  компании (помощь вещами, предоставление помещений, выбор НКО в качестве поставщика услуг или продукции и проч.). Неденежная  помощь со стороны компаний не ограничивается передачей неликвидных товаров или списанной оргтехники в некоммерческие организации  и благотворительные фонды;  она может иметь цивилизованные интересные форматы, работать на потребности компаний, НКО и конечных благополучателей.

Если есть выбор, компании могут заказывать услуги (тренинги, исследования и пр.) и покупать товары (новогодние сувениры или календари) в НКО. Так компании помогают некоммерческим организациям  самим зарабатыльности и успешности корпораций. А ряд известных зарубежных рейтинговых агентств вырабатывают рейтинги корпоративной социальной ответственности, которые оказываются не менее важными для повышения капитализации компании, увеличения ее нематериальных активов, чем исключительно бизнес-показатели.

7.Взаимодействие  с некоммерчеВиды пластиковых карт Новосибирского филиала ОАО «Альфа-Банк»:

VISA classic и Eurocard/MasterCard Mass – это основные карты, которые  предоставляются лицам, достигшим 18-летнего возраста.

Основные преимущества карт:

-использование  практически в любой стране  мира (оплата товаров и услуг  - более 29 млн. торговых и сервисных  точек в 130 странах мира, получение  наличных денег - более 800 тысяч банкоматов в 130 странах мира);

-снижение стоимости  годового обслуживания при использовании  карты более 12 месяцев; 

-возможность  получения карт VISA Gold и Eurocard/MasterCard Gold на льготных условиях при  использовании карты более 12 месяцев  и обороте по торговым операциям в течении года не менее 60000 долларов США.

VISA Аэрофлот- новый  карточный продукт Сбербанка  России. Она объединяет в себе популярное платежное средство и счет программы «Аэрофлот Бонус», реализуемой организацией «Аэрофлот Российские авиалинии».

Основные преимущества карты:

-начисление 500 «приветственных» баллов «Аэрофлот  Бонус» при оформлении карты; 

-начисление  баллов по программе «Аэрофлот  Бонус» при оплате товаров  и услуг с использованием карты  как в России, так и за рубежом  (из расчета 1 балл за каждый доллар или 30 рублей покупки в зависимости от валюты счёта карты);

-начисление  баллов за полеты регулярными  рейсами организации «Аэрофлот» (из расчета 1 балл за каждый километр полета);

-возможность  использования накопительных баллов для получения бесплатных авиабилетов на рейсы «Аэрофлота» или для повышения класса обслуживания.

Информация о работе Место пластиковых карт в системе безналичных расчетов