Место страхования в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - охарактеризовать страхование как экономическую категорию, проанализировать деятельность страховой организации и страхового рынка, выявить проблемы и их решение, основные тенденции и перспективы развития страхового рынка в России.
Субъектом исследования являются страховщики, страхователи, застрахованные и страховые посредники.
Предметом исследования являются основные тенденции, проблемы и перспективы развития страхового рынка.

Содержание

Введение…….……………………………………………………...………..….…2
Глава 1. Экономическое содержание и функции страхования………..……….4
1.1 Понятие страхования, место страхования в финансовой системе государства……………………………………………………………………......4
1.2 Функции страхования………………………………………………..……….8
1.3 Участники страховых отношений и страхового рынка……………….…..12
Глава 2. Организация страхования в Российской Федерации………………..17
2.1. Классификация страхования………………………………………...…......17
2.2. Анализ деятельности страховой организации и показателей деятельности страхового рынка РФ……………………………...…………………….............19
2.3. Проблемы развития страхования в РФ…………………………………….28
Глава 3. Перспективы развития страхования в Российской Федерации……..32
3.1. Основные цели и задачи для развития и преодоления проблем в страховании РФ………...……………………………………………………..…32
3.2. Тенденции развития страхового рынка РФ……………………….……....35
Заключение…………………………………………………..………..…….…...40
Литература…………………………………..…………………………….……..43

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 475.00 Кб (Скачать файл)

В значительной степени  финансовая устойчивость страховой  организации обеспечивается за счет поддержания на должном уровне уставного капитала и обеспеченности его чистыми активами, т.е. собственными высоколиквидными средствами. В соответствии с п. 3 статьи 25 ФЗ минимальный размер уставного капитала определяется на основе базового размера, равного 30 млн. руб., и соответствующих коэффициентов (от 1 до 4), установленных в зависимости от характера осуществляемой страховой деятельности. Величина чистых активов и ее положительная динамика являются одним из индикаторов финансового благополучия, поэтому страховые организации должны регулярно контролировать величину чистых активов. Стоимость чистых активов определяется по данным бухгалтерского баланса страховой организации путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы пассивов (обязательств), принимаемых к расчету. Оценка стоимости чистых активов должна проводиться обществом ежеквартально и в конце года на соответствующие отчетные даты и раскрываться в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.

Если величина чистых активов (по окончании второго и каждого последующего финансового года) меньше величины уставного капитала, организация обязано уменьшить свой уставный капитал до уровня чистых активов. Основной причиной уменьшения чистых активов могут стать непокрытые убытки, возникающие в результате неэффективного управления бизнес-процессами. Поскольку ситуация несоответствия между чистыми активами и уставным капиталам организации ограничивается тремя последовательными отчетными датами (31 декабря), то из этого следует, что не более чем за два календарных года с момента наступления этой ситуации компания должна для предотвращения своей ликвидации изыскать возможности прибыльной деятельности и погасить допущенные ранее убытки. В целях предотвращения ликвидации можно:

  1. уменьшить свой уставный капитал, тем самым, доведя его до величины чистых активов. Однако сделать это довольно сложно и крайне невыгодно, в первую очередь, для собственников;
  2. увеличить чистые активы.

Если приведенные варианты не решат проблему несоответствия чистых активов уставному капиталу, то обществу необходимо будет уменьшить его, либо, уменьшив номинальную стоимость акций, либо сократив их общее количество, если такая возможность предусмотрена уставом.

Наряду с представленными  выше абсолютными показателями, оценка которых возможна без использования  специальных методов экономического анализа, необходим глубокий и всесторонний анализ целого комплекса качественных индикаторов финансовой и рыночной устойчивости, деловой активности и рентабельности с привлечением данных не только бухгалтерского баланса, но и отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, отчета о движений денежных средств, приложений к бухгалтерской отчетности страховой организации.

Развернутая оценка деятельности страховой организации с использованием совокупности показателей финансовой отчетности даст возможность заинтересованным пользователям принимать обоснованные управленческие решения на внешнем уровне контроля со стороны надзирающих органов, а также на внутреннем уровне управления с целью повышения качества менеджмента. [7, с. 44-45]

Анализ показателей  деятельности страхового рынка РФ

1. Уточненные сведения  о деятельности страховых организаций  за 1 полугодие 2011 года.

 В едином государственном реестре субъектов страхового дела                на 30 июня 2011 года зарегистрированы 604 страховщика, из них 597 страховых организаций и 7 обществ взаимного страхования.

Обобщены оперативные  данные, полученные в электронном  виде               от 571 страховщика,   4 - не проводили страховые операции,  29 - не представили статистическую отчетность по форме № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-июнь 2011 года" по электронной почте.

Общая сумма страховой  премии (взносов) и страховых выплат по всем видам страхования за 1 полугодие 2011 года составила соответственно 623,73 и 423,79 млрд. руб. или 119,5% и 114,8% по сравнению с 1 полугодием 2010 года. Из них сумма добровольного страхования составила 279,61 и 112,95 млрд. руб. или 44,8% и 26,7% от общей суммы; а на обязательное страхование пришлось – 344,12 и 310,84 млрд. руб. или 55,2% и 73,3% от общей суммы. (см. Приложение 1).

2. Сведения о деятельности  страховых организаций за 2010 год по состоянию на 17 марта 2011 года.

В едином государственном  реестре субъектов страхового дела на 31 декабря 2010 года зарегистрированы 625 страховщиков, из них 618 страховых организаций и 7 обществ взаимного страхования. Обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 617 страховщиков, 2 - не проводили страховые операции, 6 - не представили статистическую отчетность по форме № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-декабрь 2010 года" по электронной почте.

Общая сумма страховых  премий и выплат по всем видам страхования  за 2010 год составила соответственно 1044,15 и 771,14 млрд. руб. (106,8% и 104,7% по сравнению  с 2009 годом). (см. Приложение 2).

3. Страховые премии  и выплаты по добровольному  личному страхованию за 1 полугодие 2011 года.

По данным Федеральной  службы страхового надзора общая  сумма страховых премий по добровольному и личному страхованию по итогам 1 полугодия 2011 года составила 100,94 млрд. руб. Из них 86,23 млрд. руб. или 85,4% от общей суммы пришлось на личное страхование (кроме страхования жизни) и 14,71 млрд. руб. или 14,6% пришлось на страхование жизни. В общем, страховые премии по добровольному и личному страхованию выросли на 22,3 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Выплаты составили 42,2 млрд. руб. Из них на личное страхование (кроме страхования жизни) пришлось 38,59 млрд. руб. (91,4%), а на страхование жизни – 3,61 млрд. руб. (8,6%). В общем, выплаты по добровольному и личному страхованию выросли на 11,9% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. (см. Приложение 3).

4. Страховые премии  и выплаты по добровольному  страхованию имущества за 1 полугодие 2011 года.

По данным Федеральной  службы страхового надзора общая  сумма страховых премии по добровольному  страхованию имущества за 1 полугодие 2011 года составила 160,29 млрд. руб. Из них больше всего пришлось на страхование наземного транспорта, кроме средств железнодорожного транспорта – 76,43 млрд. руб. (47,7% от общей суммы); страхование имущества юридических лиц и граждан – 59,6 млрд. руб. (37,2% от общей суммы) и на страхование грузов – 9,95 млрд. руб. (6,2% от общей суммы). В целом сумма страховых премий по добровольному страхованию имущества выросла на 18,1% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Выплаты составили 68,82 млрд. руб. Из них больше всего пришлось на страхование наземного транспорта, кроме средств железнодорожного транспорта – 50,73 млрд. руб. (73,7%) и на страхование имущества юридических лиц и граждан – 12,19 млрд. руб. (17,7%). В целом сумма выплат по добровольному страхованию имущества практически не изменилась. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выплаты составляют 99,3%. (см. Приложение 4).

 

2.3. Проблемы развития  страхования в РФ

Сегодня можно констатировать, что деятельность страховщиков становится все более востребованной. Это  налагает на них все большие обязательства  предоставлять качественные страховые услуги, осуществлять страховые выплаты вовремя и в достаточном для возмещения вреда объёме.

Сейчас страхование  рассматривается как залог развития отдельных отраслей экономики, поддержание  экономической стабильности в обществе, обеспечения социальной защищенности граждан.

В стратегии развития страховой деятельности много говориться о необходимости предоставления потребителям страховых услуг более открытой и доступной для них информации от государственных органов, страховых компаний и их профессиональных объединений.  Требований к составу информации, ее достоверности, ответственности страховщиков за введение в заблуждение клиентов не выработано.

Серьезного внимания заслуживают вопросы финансовой устойчивости, платежеспособности страховых организаций, пересмотра форм и методов контроля, создания системы мониторинга за финансовым состоянием страховщиков на основе анализа не только их отчетности, но и показателей, характеризующих изменения и отклонения в деятельности, оценки влияния денежных потоков на дочерние компании и страховые организации, входящие в финансовые группы.

В условиях финансового  кризиса страховщики сталкиваются с проблемами своевременного исполнения обязательств по договорам, с проблемами размещения средств страховых резервов и собственных средств в соответствии с установленными Минфином России требованиями.

Ощутима потребность  в создании механизмов досудебного  рассмотрения споров по вопросам страхования.

В сегодняшней ситуации вопрос, как в дальнейшем страховые  компании полагают исполнять обязательства по договорам страхования, повышая уровень доверия общества и оценку им результатов своей деятельности, требует новых подходов к определению размеров страховых сумм и страховых выплат. [1, с. 42]

Есть еще одна дискуссионная  тема. Это вопрос гарантирования страховых выплат. Взятые Российской Федерацией курс следования директивам Европейской Комиссии и рекомендациям МАСН требуют разработки подходов к созданию системы гарантий в нашей стране.

Так как в сегодняшних  условиях страховой рынок не может  взять на себя все крупные и опасные риски, вызванные природными бедствиями, техногенными катастрофами и т.п., в возмещении ущерба и смягчении последствий данных событии должны участвовать лица, ответственные за причиненный вред, собственники, страховщики, государство. Для этого необходимо выстроить систему взаимодействия между ними.

На повестку дня становятся вопросы, связанные с совершенствованием форм и методов осуществления  страхового надзора: постоянный мониторинг деятельности страховых компаний, оперативное реагирование на все изменения, происходящие в хозяйственной, страховой, инвестиционной деятельности страховщика, повышение эффективности контроля за деятельностью субъектов страхового дела и т.д. Очень важным является способность адаптироваться к новым реалиям в экономике, в связи с экономическим и финансовым кризисом.

Несомненно, взаимодействие субъектов страхового дела, государственных  органов, с привлечением научного потенциала, сегодня очень востребовано. Чрезвычайно  быстро изменяется ситуация на страховом рынке, совершенствуется законодательство, динамично развиваются страховые отношения. Главное, вырабатывая позиции и реализуя намеченные меры – успевать за этими изменениями. [1, с. 43]

Таким образом, страхование классифицируется: по форме страхования; по объектам страхования; по роду опасностей; по форме собственности; по отраслям: личное, имущественное, страхование ответственности, страхование экономических рисков, социальное; по способу страхования выделяют первичное страхование и перестрахование. Финансовая  устойчивость страховых организаций имеет большое значение для экономики, т.к. она способствует стабилизации экономики, обеспечению социальной устойчивости общества; оказывает влияние на рынок инвестиции; благоприятно воздействует на макроэкономические рыночные отношения в целом. Решающую роль в информационном обеспечении управленческих решений играет бухгалтерская отчетность. Главным является оценка финансового положения и финансовых результатов. Для анализа страховой организации используются абсолютные стоимостные показатели и относительные показатели (коэффициенты). Гарантией поддержания финансовой устойчивости и платежеспособности служит создание страховых резервов и фондов; поддержание на должном уровне уставного капитала и обеспеченность его чистыми активами. Оценка деятельности страховой организации даёт возможность заинтересованным пользователям принимать обоснованные управленческие решения.

Из анализа показателей  деятельности страхового рынка РФ следует, что за 1 полугодие 2011года общая сумма страховой премии (взносов) и страховых выплат по всем видам страхования  выросла соответственно на 19,5 и 14,8 %; в частности по добровольному и личному страхованию на 22,3 %, а выплаты на 11,9 % по сравнению с соответствующим периодом 2010 года; страховые премий по добровольному страхованию имущества выросли на 18,1 %.

Но, несмотря на хорошие  показатели у страхового рынка есть еще много нерешенных проблем: задержки страховых выплат, рост числа жалоб  на несвоевременность рассмотрения требований; рост дебиторской и кредиторской задолженности, аресты счетов страховщиков; политика демпинга; завышения комиссионного вознаграждения посредникам; необходимость предоставления более открытой и доступной информации. Серьезного внимания заслуживают вопросы финансовой устойчивости, платежеспособности страховых организации, пересмотра форм и методов контроля, создания системы мониторинга за финансовым состоянием страховщиков. Ощутима потребность в создании механизмов досудебного рассмотрения споров по вопросам страхования. Требуются новые подходы к определению размеров страховых сумм и страховых выплат; разработка подходов к созданию системы гарантий; совершенствованием форм и методов осуществления страхового надзора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития страхования в Российской Федерации.

3.1. Основные цели и  задачи для развития и преодоления  проблем в страховании РФ.

В связи с тем, что  участились случай завышения комиссионного  вознаграждения посредникам за оказание услуг, важное значение приобретает  деятельность страховых актуариев. Страховая деятельность регулируется Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», определяющим деятельность страховых актуариев, подходы к оценке актуариями адекватности страховых тарифов и достаточности резервов.

Закон обеспечивает решение  вопросов, связанных с созданием  института актуариев, который строится на основе саморегулирования независимых  страховых актуариев; с введением  актуарной профессии; с установлением  требований к актуарному заключению, которое должно представляться ежегодно вместе с бухгалтерской отчетностью в органы страхового надзора; с порядком взаимодействия органа страхового надзора с актуариями.

Пока затруднительно определить новые направления для  размещения средств страховщиков. Однако поиск долгосрочных и надежных инструментов для инвестирования средств страховщиков продолжается. Государство внимательно следит за развитием фондового рынка, который в последнее время демонстрирует положительные тенденции роста; рассматривает условия выпусков новых видов ценных бумаг.

Информация о работе Место страхования в финансовой системе Российской Федерации