Методика оценки эффективности инновационной деятельности в сфере ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:02, научная работа

Краткое описание

Целью научно-исследовательской работы является: рассмотрение особенностей организации работ и развития жилищной отрасли в сфере ЖКХ. Для раскрытия цели определим задачи:
1. Изучить теоретические основы жилищно-коммунального хозяйства.
2. Обозначить причины кризиса и описать суть необходимой
реформы.
3. Раскрыть методы повышения качества услуг в сфере ЖКХ, принцип которых приведет к успеху организации
работы в сфере.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Жилищно-хозяйственный комплекс России…………………………5
1.1 Основные характеристики жилищно-коммунальной сферы России….5
1.2 Проблемы 100 %-ой оплаты услуг ЖКХ и создания конкурентной
среды в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ)………………………….9
1.3 Проблема привлечения государственных и частных инвестиций
в сферу жилищно-коммунальных услуг…………………………………………..13
1.4 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
организаций ЖКХ…………………………………………………………………19
2. Методы повышения качества услуг в организации работы
жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………..22
2.1 Метод системного подхода……………………………………………..22
2.2 Метод снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг…………25
2.3 Метод совершенствования системы управления ЖКХ………………26
3. Особенности оценки инвестиционных программ ЖКХ………………..29
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованной литературы………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

науч-исслед.docx

— 79.56 Кб (Скачать файл)

Достаточных средств для строительства заводов по утилизации и переработке отходов в систему ЖКХ не поступает, а самостоятельно реализовать такие программы в региональном масштабе сложно.

Таким образом, ЖКХ, несмотря на то, что «съедает» пятую часть  бюджета, остается убыточным и его  состояние в настоящее время  характеризуется как крайне неудовлетворительное.

Сочетание бюджетного финансирования с относительной самостоятельностью, а вернее неуправляемостью входящих в нее предприятий, не всегда стимулирует  обеспечение услуг в полном объеме, с высоким качеством и минимальными затратами.

Практика свидетельствует  о том, что без активного использования  экономических методов в сочетании  с административным регулированием ЖКХ не справится с задачами, поставленными  перед ним, и не выйдет из кризиса, в котором находится в последние  годы.

1.2 Проблемы 100 %-ой оплаты услуг ЖКХ и  создания конкурентной среды  в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ)

Несомненно, что от уровня собираемости платы за жилищно-коммунальные услуги напрямую зависит судьба реформ в отрасли и, особенно в конкретном муниципальном образовании. На фоне того, что в результате налоговой  реформы из местного бюджета изъяты наиболее собираемые налоги, платежи  за ЖКУ являются едва ли не единственным реальным источником финансирования жилищно-коммунального  хозяйства. Но и эти денежные средства поступают далеко не в полном объеме. В связи с этим возникает острая необходимость выявить истинные причины низкой собираемости платы  за ЖКУ.

Особого внимания заслуживает  проблема отсутствия единых критериев  оценки деятельности организаций, выполняющих  функции РКЦ, ИВЦ, ЦЖРиС. Необходима методика расчета таких показателей, которая должна быть унифицированной и одновременно учитывать комплексность оказываемых услуг, количество жилищного фонда, обслуживаемого организацией, категорию населенного пункта и другие специфические моменты. Создание такой методики значительно уменьшит влияние субъективного фактора при оценке деятельности предприятий, например, на конкурсе на лучшее предприятие ЖКХ.

Нельзя сравнивать узкопрофильные ИВЦ с центрами, в которых, кроме  начисления, сбора и перераспределения  платы за жилищно-коммунальные услуги, выполняются другие функции: предоставление субсидий, подготовка документов для  регистрации и снятия с регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания, обмен паспортов, работа с населением, претензионная  работа и др.

Целесообразно создать классификацию  центров, разработать типовые положения, учитывая наработанный опыт, издать это  в виде рекомендаций для применения в регионах. В малых городах  северных регионов прекрасно себя зарекомендовали  центры, объединившие максимально возможный  комплекс работ, связанных с предоставлением  услуг населению (заключение договоров, начисление, сбор и перераспределение  оплаты ЖКУ, предоставление субсидий, платных и бесплатных юридических  услуг, создание корпоративной базы данных города и т. п.). Центр в  сельскохозяйственном районе должен иметь  свою специфику, он обречен, быть менее  эффективным, чем центр в компактном городе с тем же количеством лицевых  счетов. Во всех этих случаях нерационально  создавать информационно вычислительные центры в чистом виде, можно обойтись более дешевым аппаратным обеспечением, программными средствами и соответственно менее квалифицированным персоналом. При разработке технической политики развития центров необходимо учитывать не только их возможности на местах, но и уже вложенные в оргтехнику и программное обеспечение средства.

В областных (региональных) центрах целесообразно создавать  областные информационно вычислительные центры, а в городских районах  могут работать его филиалы либо самостоятельные центры жилищных расчетов и субсидий. Напрашивается двух-трехуровневая схема работы, когда в региональном центре сосредотачиваются преимущественно функции вычислительного центра (создание и сопровождение программных средств, обслуживание оргтехники, обработка информации, поступающей из районов и городов), а в муниципальном центре собираются функции, связанные с обслуживанием населения. Возможно создание одного центра, обслуживающего несколько муниципальных образований.

Практика работы по сбору  платы за жилье и коммунальные услуги выявила очень серьезные  проблемы, связанные с существованием значительных сумм просроченной задолженности  населения. Рассмотрим некоторые правовые аспекты взыскания просроченной задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Важным аспектом при обсуждении проблемы 100 %-ой оплаты услуг ЖКХ  является вопрос о создании конкурентной среды в этой сфере.

Радикальные изменения хозяйственного механизма и внедрение новых  элементов управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, изыскание финансовых резервов для повышения надежности функционирования систем жизнеобеспечения изменили экономическую  среду для формирования ценовой  политики при производстве потенциально конкурентных работ (услуг). Этому способствовал  и ряд законодательных актов, заложивших основу конкурсного отбора предприятий различных форм собственности  для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда [2], ст. 24 которого предусматривает развитие конкуренции в строительстве, реконструкции, содержании и ремонте жилищного фонда; [3].

Реализация мер, направленных на формирование конкурентной среды  в сфере производства жилищно-коммунальных услуг, обусловлена не только необходимостью защиты потребителей услуг ЖКХ от необоснованно высоких тарифов, предъявляемых производителями, но и повышением уровня обслуживания потребителей. Особенно ощутимо эти тенденции  должны проявляться в период поэтапного перехода ЖКХ в режим безубыточного  функционирования.

Существующий монополизм в этих секторах экономики влечет за собой поддержание высокого уровня затрат и тарифов на соответствующие  услуги. Это обусловлено тем, что  предприятиям-монополистам нет необходимости  искать пути снижения себестоимости, которые  делали бы предоставляемые ими услуги конкурентоспособными. В результате сегодня и бюджет, и население (а в будущем только население) несут бремя неоправданно высоких  расходов на предоставление этих услуг.

Таким образом, основной задачей  перехода от существующего монополизма  к развитому рынку предоставления услуг ЖКХ как в сфере эксплуатации, так и в сфере управления жилищным фондом, является создание множества  продавцов этих услуг, действующих  независимо друг от друга.

При этом необходимо иметь  ввиду, что наличие не одной, а  нескольких ремонтно-эксплуатационных организаций в городе не означает отсутствия монополии, так как каждая из них жестко закреплена за определенным территориальным участком, на котором она является единственным продавцом соответствующей услуги. Темпы создания конкурентной среды в регионе, в основном, определяются политике муниципалитета, выражающего интересы, как самого крупного собственника жилищного фонда, так и проживающего в нем населения, потребляющего услуги ЖКХ.

Опыт показывает, что создание конкурентной среды в жилищной подотрасли зависит от эффективного разделения функций между собственниками жилищного  фонда (или организациями, уполномоченными  выступать от лица собственника), управляющими компаниями и жилищными ремонтно-эксплуатационными организациями.

От лица собственников  государственного жилищного фонда  на практике выступают специализированные подразделения или структуры  органов государственной власти (комитеты по управлению государственным  имуществом, департаменты жилищно-коммунального  хозяйства и т.п.), а также службы заказчика (управляющие компании), коте рым передается в управление жилищный фонд.

1.3 Проблема  привлечения государственных и  частных инвестиций в сферу  жилищно-комунальных услуг

Финансовое положение  предприятий и организаций жилищно-коммунального  хозяйства, где сосредоточена треть  основных фондов страны, достаточно тяжелое. Износ зданий, инженерных коммуникаций и оборудования превысил 70%, ветхий и аварийный жилищный фонд достиг 3,1% всего жилья. Содержание изношенного  жилья обходится втрое дороже обычного. В аварийном состоянии  находится 26 тыс. км тепловых и водопроводных  сетей (5,1%).

Для реанимации отрасли ЖКХ  нужны огромные инвестиции. Основным источником финансирования являются собственные  средства предприятий, но в связи  с неплатежами их недостаточно, бюджетные  ассигнования также ограничены.

Для привлечения заемных  средств на федеральном уровне должны быть приняты меры по укреплению доверия  к власти, улучшению политического  климата, установлению гарантий государства  и администраций субъектов Российской Федерации, а также разработаны  финансово-экономические механизмы  привлечения средств из различных  источников.

Отсутствие экономических  механизмов, а также доверия к  власти и банкам не позволяет привлекать сбережения населения.

Банковская система также  практически не участвует в инвестиционном процессе из-за низкого уровня капитализации, высокой стоимости кредитных  ресурсов. Доля кредитов реальному  сектору экономики, по данным Ассоциации российских банков, составляет около 30% от общей суммы активов банков, но их размер настолько мал (особенно по долгосрочным кредитам), что они  не оказывают сколько-нибудь заметного  влияния на инвестиционную деятельность предприятий.

Многократно увеличить кредитование предприятий, инвестиционных и инновационных  проектов возможно лишь при резком увеличении кредитных ресурсов банков и, прежде всего, за счет привлечения  средств населения. Однако из-за недоверия  к банкам эти средства не могут  быть трансформированы в долгосрочные банковские ресурсы.

Для изменения этой ситуации необходимы надежные государственные  гарантии, устойчивый экономический  рост, улучшение инвестиционного  климата.

Наиболее востребованными  в настоящее время могут быть услуги банковского сектора в  формировании и сопровождении инвестиционных программ предприятий ЖКХ, стабилизации их текущего финансового состояния, оптимизации систем учета и взаимодействия предприятий ЖКХ с поставщиками услуг и собственниками жилья.

Основными направлениями  с точки зрения инвестиционной привлекательности  в жилищно-коммунальном хозяйстве  следует признать:

- модернизацию инженерных  сетей и действующих технологий  предприятий ЖКХ;

- развитие программ энергоресурсосбережения,  установки индивидуальных приборов  учета и регулирования.

Цель организации системы  инвестирования в жилищно-коммунальный комплекс состоит в объединении и координации действий предприятий ЖКХ, частных инвесторов, учреждений, заинтересованных в развитии инвестиционной деятельности, организации и контроле финансовых потоков инвестиционных ресурсов через коммерческие банки.

Чтобы региональные банки  активно включились в инвестиционные процессы в жилищно-коммунальном комплексе, необходимо усовершенствовать правовую базу процессов инвестирования, решить вопросы снижения и перераспределения  рисков инвесторов, развития системы  страхования, рынка гарантий, отладить систему учета залогов, обеспечить взаимодействие властных, банковских, предпринимательских структур в  инвестиционном, информационном, организационном  посредничестве, развить институциональную  инфраструктуру инвестиций путем формирования заинтересованности участия консалтинговых. маркетинговых агентств, инжиниринговых фирм.

Масштабы включения банков в региональные инвестиционные процессы напрямую зависят от инвестиционной среды в регионах. С этой целью  важно сформировать концепцию и  программу организации системы  инвестирования в регионе с участием банковских средств, где должны быть отражены механизмы указанных выше условий и организационные регламенты реализации двух взаимосвязанных блоков: "процедура инвестирования" и "процедура возврата инвестиций". В первом случае в центре внимания окажутся вопросы предварительного отбора инвестиционных проектов, процесс "упаковки" инвестиционных предложений  в бизнес-планы, выполненные по единому  стандарту, оформление сделок по инвестиционным проектам, механизм финансового сопровождения  инвестиций (совокупность банковских операций по финансированию, кредитованию инвестиций, операций с ценными бумагами).

Во втором случае наряду с традиционным обеспечением кредитов требуется разработать механизм дополнительных гарантий, а также, по возможности, и льгот инвесторам. В частности, при согласовании бизнес-планов инвестор должен иметь право на получение  части экономии, получаемой реципиентом как эффект от инвестиционных вложений, на срок окупаемости проекта.

Такая организация системы  инвестирования в сферу жилищно-коммунального  комплекса может стать основой  стимулирования инвестиционной деятельности банков и частных инвесторов. Это  позволит сформировать нормативно-правовую базу:

Информация о работе Методика оценки эффективности инновационной деятельности в сфере ЖКХ