Методика оценки эффективности инновационной деятельности в сфере ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:02, научная работа

Краткое описание

Целью научно-исследовательской работы является: рассмотрение особенностей организации работ и развития жилищной отрасли в сфере ЖКХ. Для раскрытия цели определим задачи:
1. Изучить теоретические основы жилищно-коммунального хозяйства.
2. Обозначить причины кризиса и описать суть необходимой
реформы.
3. Раскрыть методы повышения качества услуг в сфере ЖКХ, принцип которых приведет к успеху организации
работы в сфере.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Жилищно-хозяйственный комплекс России…………………………5
1.1 Основные характеристики жилищно-коммунальной сферы России….5
1.2 Проблемы 100 %-ой оплаты услуг ЖКХ и создания конкурентной
среды в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ)………………………….9
1.3 Проблема привлечения государственных и частных инвестиций
в сферу жилищно-коммунальных услуг…………………………………………..13
1.4 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
организаций ЖКХ…………………………………………………………………19
2. Методы повышения качества услуг в организации работы
жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………..22
2.1 Метод системного подхода……………………………………………..22
2.2 Метод снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг…………25
2.3 Метод совершенствования системы управления ЖКХ………………26
3. Особенности оценки инвестиционных программ ЖКХ………………..29
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованной литературы………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

науч-исслед.docx

— 79.56 Кб (Скачать файл)
  • для создания и поддержания благоприятного инвестиционного климата в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • формирования условий реального гарантирования субъектом Российской Федерации инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство;
  • регулирования процесса инвестирования и возврата инвестиций;
  • тарифной политики.

Выход из глубокого экономического и инвестиционного кризиса, в  котором находится жилищно-коммунальный комплекс, не может быть обеспечен  частичными преобразованиями, которые  осуществляет правительство в рамках принимаемых им программ. Необходим  радикальный социально-экономический  курс реформы в отрасли.

Актуальными становятся задачи целенаправленного использования  ограниченных ресурсов и привлечения  дополнительных ассигнований.

Управление крупными региональными  программами предполагает повышенную ответственность региональной, исполнительной власти, создание специализированных компаний, фирм с государственным, частным, смешанным капиталом.

Социально экономические  особенности регионов не только предполагают дифференцированные меры реализации реформы, но и обусловливают минимальные  требования к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Так, необходимость  государственной поддержки кризисных  и слабо освоенных регионов, а  также межрегиональных коммуникаций (мелиоративных сооружений, линий  электропередачи, дорог, электро-, газо-, водоснабжения и других коммуникаций) предопределяет довольно значительный объем централизованных инвестиций.

Привлечение в сектор жилищного  финансирования отечественных и  иностранных инвесторов предполагается добиваться мерами макроэкономического  регулирования в финансовой и  кредитной сферах, расширением прав и гарантий инвесторов. К числу  необходимых мер, которые в состоянии  предпринять государство для  снижения рисков инвестиций в строительство, относятся:

  • упрощение процедур и усиление правовых гарантий землепользования и застройки через введение системы правового зонирования;
  • вовлечение в оборот земельных участков под застройку с гарантированными правами собственности;
  • развитие системы прав на вновь создаваемые на земельных участках объекты недвижимости.

Необходимое градостроительное  обеспечение максимально эффективного использования территории поселений  должно включать взаимосвязанные процессы правового зонирования, разработки системы документации градостроительного планирования и проектирования и  формирования участков - как объектов недвижимости, подготовленных для вовлечения в оборот (межевание). Особое внимание должно быть уделено созданию открытой для общественности системы градорегулирования, при которой принятие решений  администрацией осуществляется при  прямом участии граждан, владельцев недвижимости, инвесторов.

Для совершенствования градорегулирования потребуется принятие нормативно-правовых актов на всех уровнях власти:

  • на федеральном уровне - корректировка государственных строительных норм и правил (СНиП) и адаптации их к условиям развивающегося рынка жилья; подготовка документов методического обеспечения по реализации норм федерального законодательства на региональном и местном уровнях;
  • на региональном уровне - подготовка и принятие нормативных правовых актов по вопросам градостроительного обеспечения государственной жилищной политики на местах по вопросам взаимодействия с населением в процессе градостроительной деятельности;
  • на местном уровне - введение в городах правового зонирования и местных нормативов, проведение межевания, подготовке земельных участков как объектов недвижимости, вовлекаемых в оборот и становящихся объектом залога и получения кредита под жилищное и иное строительство.

Стратегическим направлением предоставления земельных участков под жилую застройку должно стать  повышение роли и эффективности  конкурентных механизмов предоставления земельных участков в собственность, создание единых объектов недвижимости с равными правами на земельный  участок и на все расположенные  на нем строения. Право на внеконкурсное  предоставление участка под строительство (кроме муниципального жилья) может  быть предоставлено только при отсутствии заявок для участия в торгах. Исключением  может быть прямой запрет в федеральном  законодательстве передачи данного  участка в собственность. В таком  случае участок подлежит предоставлению на открытых торгах в долгосрочную аренду.

Особое внимание следует  также обратить на то, что сложившиеся  в настоящее время отношения  между участниками инвестиционного  процесса в жилищном строительстве  требуют совершенствования нормативной  базы, регламентирующей процесс с  момента выдачи разрешения на строительство  до полной готовности объекта, в том  числе принятия мер, побуждающих  застройщиков своевременно предъявлять  завершенные объекты к сдаче  в эксплуатацию и исключающих  возможность осуществлять строительство  без наличия разрешения на него.

1.4 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций ЖКХ

  1. Доходы предприятий ЖКХ

«Общая сумма доходов  от реализации услуг всем потребителям» -  показывает доходы (по ТСЖ,  ЖК и ЖСК показываются членские взносы) без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Указанные доходы равняются доходам от основного вида деятельности организации и ее доходам от других видов деятельности,

Доходы, связанные с реализацией  услуг по содержанию и ремонту  жилищного фонда, состоящие из оплаты, начисленной по действующим тарифам, сумм (начисленных) за площадь, занятую  под специализированным жилищным фондом, арендной платы за сданные помещения.

Доходы в размере начисленных  населению по установленным для  него тарифам (в зависимости от принятого  муниципальным образованием уровня платежей граждан от предельной стоимости  предоставления этих услуг) сумм за предоставленные  жилищно-коммунальные услуги. Учитывается, что отдельным категориям граждан  могут быть предоставлены социальная поддержка и субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг, т.е. суммы социальной поддержки  и субсидии не следует вычитать из доходов.

Доходы, начисленные за предоставленные  жилищно-коммунальные услуги бюджетно-финансируемым  организациям по установленным для  них тарифам.

  1. Расходы предприятий ЖКХ

«Общая сумма расходов по реализации услуг» - отражаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Из общей суммы расходов по основному виду деятельности выделяются эксплуатационные расходы, включающие в свой состав в зависимости от видов деятельности материалы, топливо, электроэнергию, покупную воду, газ, теплоэнергию, сточные воды, принятые от других коммуникаций, затраты на оплату труда, включая  единый социальный налог, прочие затраты. При этом к прочим затратам относятся: налоги, сборы, платежи (включая платежи по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, вознаграждения за изобретение и рационализаторские предложения, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, оплата работ по сертификации продукции, затраты на командировки, подъемные, плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, затраты на организационный набор работников, на гарантийный ремонт и обслуживание, затраты на оплату работ службы заказчика, а также другие затраты, входящие в состав себестоимости услуг, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

Ремонтный фонд создается в организациях коммунального хозяйства для обеспечения равномерного включения в себестоимость услуг затрат на проведение ремонтных работ основных средств, относящихся к объектам инженерной инфраструктуры, имеющим длительный период использования, продолжительные межремонтные сроки и высокую стоимость ремонтов. Отчисления в ремонтный фонд определяются исходя из балансовой стоимости основных средств и нормативов отчислений, утвержденных в установленном порядке организациями по согласованию с собственником объектов коммунального хозяйства (органами местного самоуправления или уполномоченной им организацией, выполняющей функции заказчика). Затраты на капитальный ремонт жилищного фонда, оплата которого осуществляется собственниками жилых помещений в соответствии со статьей 158 [1] по мере расходования данных средств на выполнение работ.

Объемы и направления  использования финансовых средств

1. Объемы финансирования, фактически выделенные из бюджета  в отчетном периоде для компенсации  разницы между экономически обоснованными  тарифами и тарифами, установленными  для населения, или на покрытие убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги.

2. Фактически выделенные  в отчетном периоде из федерального  бюджета средства на содержание  принятых в муниципальную собственность  объектов жилищно-коммунального  хозяйства, ранее находившихся  в другой собственности.

3. Сумма бюджетных ассигнований, направленных на замену изношенных  основных фондов (в том числе  сетей), модернизацию объектов жилищно-коммунального  хозяйства и их развитие. Отчисления  из бюджета на капитальный  ремонт по этой строке не  отражаются, т.к. капитальный ремонт  не является модернизацией объектов  ЖКХ.

4. Списочная численность  работающих в организациях жилищно-коммунального  хозяйства по состоянию на  конец года; численность работающих  в организациях, оказывающих услуги  по содержанию и ремонту жилья,  водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, электроснабжению, газоснабжению.

5. Остаточная балансовая  стоимость основных фондов организаций  ЖКХ (за вычетом износа), остаточной балансовой стоимости основных фондов в организациях, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения.

6. Расход электроэнергии  в натуральном выражении заполняется  по данным производственно-технологических  служб организаций ЖКХ на основании  показаний приборов учета, отраженных  в счетах, выставляемых энергоснабжающей  организации

7. Расход топлива (фактический)  на услуги теплоснабжения заполняется  по данным производственно- технологических  служб организаций теплоснабжения.

 

 

2. Методы повышения качества услуг в организации работы жилищно-коммунального хозяйства

2.1 Метод системного подхода

Концепция повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства  выглядит следующим образом. Гражданам  предлагается организовываться в кондоминиумы - товарищества пользователей (или собственников) жилья с тем, чтобы защищать интересы входящих в них людей при заключении договоров с предприятиями жилищно-коммунального  хозяйства.

Предприятия ЖКХ в свою очередь должны быть в большинстве  своём должны быть приватизированы, а сам жилищный фонд передан в  доверительное управление неких  компаний, В результате данных преобразований, должна возникнуть конкуренция на рынке  жилищно-коммунальных услуг, которая  сделает равноправными их потребителей и производителей. Ну, а возникший  на этой основе рынок услуг обеспечит  нам повышение эффективности  жилищно-коммунального хозяйства, вплоть до снижения тарифов на его услуги.

Очевидно, что говорить о  приватизации жилищно-коммунальной сферы  можно лишь после того, как будет  повышена эффективность этой отрасли. Кроме того, в разных городах вопрос о приватизации должен решаться по-разному. Во многих секторах жилищно-коммунальной сферы конкуренция и не возникнет. И в итоге мы получаем ситуацию, подобную той которая уже складывается в электроэнергетике, других отраслях, где вся реформа заканчивается  тем, что просто вздуваются тарифы на их услуги для населения. Так что  для реформы ЖКХ нужна целевая  программа ее модернизации с использованием современных технологий.

Никто не спорит с тем, что  наше коммунальное хозяйство нуждается  в повышении качества услуг. Оно  убыточно, изношено. Постоянные отключения тепла, света, прорывы труб стали  нормой для наших городов. Но ведь основная задача реформирования ЖКХ - это повышение эффективности  этой отрасли экономики и главный  резерв здесь - отнюдь не бесконтрольное повышение платы за коммунальные услуги. У нас есть все возможности для того чтобы провести модернизацию ЖКХ так, чтобы ее в реформирование шло быстрее, нежели росли тарифы на услуги этой отрасли. Для этого есть технологии, которые позволяют повысить ее эффективность в разы.

Приведем несколько примеров.

Сейчас коэффициент полезного  действия доставки тепла в наши квартиры не превышает 6 процентов. На остальные 94 процента мы отапливаем воздух. Именно столько мы теряем на производстве, транспортировке, наконец, непосредственно  в домах, квартирах. Если осуществить  переход от нынешней системы централизованной подачи тепла к индивидуальной, а  к этому идет сейчас весь мир, то издержки по потреблению тепла для  жилых домов снизятся в 3-5 раз, а  для V производственных предприятий - в 20-30 раз. Если к этому добавить современные  технологии автоматизированного управления систем теплоснабжения городов, которые  позволяют выявить узкие места, ликвидировать наиболее затратные  участки теплоснабжения, то экономия увеличится еще в разы. Уже не говоря о новых отечественных  технологиях строительства, которые  сейчас разработаны и готовы к  внедрению. Так что возможности  для превращения жилищно-коммунальной сферы из "черной дыры" нашей  экономики в эффективную отрасль  есть и без массированного повышения  тарифов. Для этого, естественно, нужны  инвестиции, нужны кредиты. Но у нас  есть для этого и средства. Это  и те же жилищные субсидии, и кредитные  ресурсы, которыми располагает государство  в системе Центробанка. При этом надо помнить о том, что инвестиции в жилой комплекс относятся к  категории быстро окупаемых. Речь идет о кредитах на 2-3 года.

Информация о работе Методика оценки эффективности инновационной деятельности в сфере ЖКХ