Методика оценки эффективности инновационной деятельности в сфере ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:02, научная работа

Краткое описание

Целью научно-исследовательской работы является: рассмотрение особенностей организации работ и развития жилищной отрасли в сфере ЖКХ. Для раскрытия цели определим задачи:
1. Изучить теоретические основы жилищно-коммунального хозяйства.
2. Обозначить причины кризиса и описать суть необходимой
реформы.
3. Раскрыть методы повышения качества услуг в сфере ЖКХ, принцип которых приведет к успеху организации
работы в сфере.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Жилищно-хозяйственный комплекс России…………………………5
1.1 Основные характеристики жилищно-коммунальной сферы России….5
1.2 Проблемы 100 %-ой оплаты услуг ЖКХ и создания конкурентной
среды в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ)………………………….9
1.3 Проблема привлечения государственных и частных инвестиций
в сферу жилищно-коммунальных услуг…………………………………………..13
1.4 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
организаций ЖКХ…………………………………………………………………19
2. Методы повышения качества услуг в организации работы
жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………..22
2.1 Метод системного подхода……………………………………………..22
2.2 Метод снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг…………25
2.3 Метод совершенствования системы управления ЖКХ………………26
3. Особенности оценки инвестиционных программ ЖКХ………………..29
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованной литературы………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

науч-исслед.docx

— 79.56 Кб (Скачать файл)

Подготовлена и схема  организации финансирования модернизации ЖКХ, Мэрам городов, которые хотели бы пойти по этому пути реформы, предлагается пакет технологий. Под этот пакет  городские и областные бюджеты  представляют соответствующие гарантии, которые обеспечиваются тем объемом  субсидий, которые планируется выделить на поддержание ЖКХ на пятилетний период. С этими гарантиями органами местные органы власти привлекают кредиты банков, за счет которых и ведется модернизация сетей ЖКХ, Достигнутая экономия позволяет сократить объем субсидий без увеличения расходов населения на оплату коммунальных услуг при одновременном формировании свободных денежных ресурсов, которые и направляются на погашение кредитов банков.

Повышение качества услуг  в сфере ЖКХ требует системного подхода. Суть этой концепции состоит  в том, что уже в самое ближайшее  время россияне будут переведены на 100-процентную оплату коммунальных услуг, за исключением так называемых нуждающихся категорий. К этой категории  населения будут отнесены те люди, у которых затраты на оплату коммунальных услуг превышают 22 процента от семейного  бюджета.

Расчеты по типичным российским городам показывают, что доля таких  граждан может составить до 50 процентов от общего числа населения. Надежды разработчиков этой реформы  связаны с тем, что отнюдь не все, подпадающие под эту категорию, пойдут на поклон в органы социального  обеспечения вымаливать субсидии или  компенсацию на оплату.

Действительно, практика тех  городов, где уже довольно далеко продвинулись в переходе на 100 процентную оплату коммунальных услуг, показывает что из тех людей, которые входят в эту категорию «нуждающихся», примерно каждый второй идет за субсидией. Для того чтобы реализовать цели жилищно-коммунальной реформы мы должны поддерживать рост реальной заработной платы на уровне не менее 10-15 процентов  в год. Только тогда можно рассчитывать, что большинство населения будет  платить по коммунальным услугам  в полном объеме, И это при условии, что цены на газ, электроэнергию будут  оставаться на прежнем уровне. В  случае же если эти тарифы будут  расти, а именно это следует ожидать, то рост реальной заработной платы  должен составлять не менее 20 процентов  ежегодно,

При нынешней экономической  политике правительства россияне могут  рассчитывать на такой прирост заработной платы. На деле это будет означать, что жилищно-коммунальная реформа  будет проводиться за счет населения. И, что не менее важно» она будет сопровождаться ростом неплатежей, что, в конечном счете, приведет к дальнейшей деградации жилищно-коммунального хозяйства.

Выход из этой ситуации - скорейшая  модернизация всей инфраструктуры ЖКХ.

Расчеты показывают, что  модернизация» при которой сокращение издержек по жилищно-коммунальным услугам  шло бы быстрее, нежели росла плата  за них, возможно. Но для этого нужна  федеральная целевая программа, обоснованный пакет технологий, которые  нужно внедрять, и инвестиции. Возможно, в качестве источника финансирования государственной программы реформы  ЖКХ необходимо привлекать ресурсы  банков. Разумеется, на условиях возвратности. Только в этом случае жилищно-коммунальная реформа может иметь шанс на успешное осуществление.

2.2 Метод снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг

Решение данной задачи включает в себя 2 основных направления; Регулирование  деятельности естественных локальных  монополистов; организация ресурсосбережения. Регулирование деятельности локальных  естественных монополий по поставке коммунальных услуг направлено на регулирование цен на поставку услуг естественных монополистов и внедрение альтернативных технологий.

Практика регионов России показывает, что цены на поставку услуг  естественных монополистов оказываются  искусственно завышены путем увеличения уровня рентабельности, увеличения уровня амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд. В связи с  этим, необходимым является проведение аудиторских проверок тарифов на услуги естественных монополистов, а  также включение в состав регионально-энергетической комиссии представителей управляющих  компаний жилищного фонда.

Большую роль в ценовом  регулировании имеют местные  органы власти, которые должны своими решениями способствовать снижению цен на услуги путем установки минимального уровня рентабельности, обязательным конкурсным распределением подрядов на поставку сырья, материалов и ремонтные работы в пределах своей компетенции. Возможно заключение трехстороннего договора между монополистом, управляющей компанией и местным органом власти, в котором было бы отражено, что управляющая компания возмещает затраты на услуги монополистов на уровне тарифа для населения. Разницу берет на себя бюджет, что побудит органы власти вести более тщательный контроль за ростом тарифов и проводить мероприятия по энергоресурсосбережению.

Организация ресурсосбережения  в жилищном фонде может дать наибольший эффект снижения цен на услуги монополистов, К тому же внедрение энергоресурсосбережения  позволит поднять удельную долю возмещения населением затрат на содержание и  обслуживание жилья без увеличения тарифа. В организации ресурсосбережения  стоит выделить два момента: организация повсеместного учета потребления ресурсов путем установки коммерческих узлов учета и внедрение новейших ресурсосберегающих технологий.

2.3 Метод совершенствования системы управления ЖКХ

Решение этой задачи включает в себя два основных направления:

- формирование многообразия собственников жилищной сферы;

- демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг,

Необходимо разрешить  проблемы между субъектом жилищной собственности и ее пользователем. Не решила этот вопрос и приватизация жилья. Население не чувствует себя собственником, понимая, что приватизирована  лишь квартира, а все остальное  находится в совместной собственности  с иными субъектами, владеющими прочими  элементами зданий. Огромную роль в  повышении качества предоставляемых  услуг ЖКХ играет личная заинтересованность в содержании жилищного фонда. Создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) позволит повысить личную заинтересованность жильца в качественном содержании не только своей квартиры, но и мест общего пользования, оборудования и т.д. С другой стороны, повысится и требовательность к организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, т,к. эффективность и направление вложения средств будет определяться уже самими собственниками. Таким образом, муниципальные органы власти должны всячески содействовать созданию ТСЖ, оказывая при этом всестороннюю юридическую и экономическую поддержку. Содействие скорейшему становлению ТСЖ должно предусматривать:

- упрощение процедуры регистрации;

- получение ТСЖ дотаций на техническое обслуживание жилья и коммунальных услуг на уровне муниципального жилищного фонда;

- передача прав на нежилые помещения или перечисление части арендной платы ТСЖ за нежилые помещения в доме;

- передача прав на земельный участок под дом и придомовую территорию.

Действенную помощь в распространении  товариществ собственников может  оказать организация их на базе вновь  построенных жилых домов, в которых  все квартиры распределяются на рыночной основе. Однако не исключается и  факт создания ТСЖ с участием муниципальных  органов власти через уполномоченные органы. Одной из главных целей  реформы является демонополизация  жилищно-коммунального хозяйства  и формирование рынка услуг. Для  достижения этой цели необходимо: Разделение функций заказчика и подрядчика на предоставление жилищно-коммунальных услуг; Внедрение конкурсного отбора подрядных организаций во все  сферы жилищно-коммунального хозяйства. Служба заказчика должна постепенно превращаться в управленческую компанию. Служба заказчика должна являться управляющей  структурой как в области обслуживания жилья и других объектов, так и  в области их у теплоэнергоснабжения.

Введение договорной формы  взаимоотношений как между собственником  и муниципальной службой заказчика, так и между подрядными организациями, позволяет перевести сферу управления жилищно-коммунальным хозяйством на более высокий уровень. Материальная ответственность за нарушение договорных обязательств приводит к значительному улучшению качества содержания и обслуживания жилищного фонда,

Практика регионов России показала, что создание конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом между управляющими компаниями различных форм собственности также  ведет к повышению качества жилищно-коммунальных услуг и сокращению затрат на содержание жилищного фонда, однако, на сегодняшний  день система бюджетного финансирования службы заказчика не позволяет развиваться  рыночным отношениям в сфере управления жилфондом. Это связано, прежде всего, с тем, что при финансировании из бюджета, служба заказчика создается  с минимальным количеством персонала, что в свою очередь, связано с  сокращением бюджетных расходов. Управляющая компания должна быть самоокупаемой, а количественный состав персонала  должен определяться исходя из реально  поставленных задач, В перспективе  только собственник жилья должен выбирать того, кому доверит он управление своей собственностью и сколько  он будет за это платить, С другой стороны, в сферу интересов управляющей  компании нового типа должны попасть  не только жилые дома и придомовые территории, но и вполне логично - другая инфраструктура микрорайонов и районов  города, а именно; детские сады, школы, больницы, объекты социально-культурного  назначения, тепловые передающие сети и другие.

 

  1. Особенности оценки инвестиционных программ ЖКХ.

Постоянная ориентация хозяйствующих  субъектов на инновации воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Это – принципиальный вопрос, свидетельствующий  о том, что российская экономика  не сможет достичь реальной стадии восстановления, адекватного уровня национальной конкурентоспособности, если не будет в полной мере задействован механизм ее инновационной деятельности. Этот механизм инноваций касается всех составляющих и продуктов экономической деятельности:

- товаров, услуг, технологий, идей, методов организации управления, квалификации работников и пр. Основные меры в этой сфере будут направлены на преодоление низкой конкурентоспособности отечественной продукции, высокой степени морального и физического износа производственного оборудования, невысокой инвестиционной и инновационной активности в промышленности:

- создание «технологических коридоров», обеспечивающих коммерциализацию новых знаний и выход на новые рынки созданной в результате продукции;

- содействие внедрению «улучшающих инноваций», использующих существующий задел результатов научно-технических и технологических разработок; отбор и поддержку прорывных технологических направлений, обеспечивающих создание принципиально новых производств и рынков. Эти направления должны отвечать следующим критериям: обладать высоким экспортным потенциалом; не должны быть энергоемкими и капиталоемкими; должны создавать высокую долю добавленной стоимости и содействовать развитию широкого круга смежных отраслей через свои потребности или через свою продукцию, что позволит получить не только прямые, но и косвенные эффектыот их роста;

- содействие ускоренному развитию малого инновационного бизнеса, в том числе за счет разработки и реализации специальных программ снижения барьеров входа на рынок для вновь создаваемых малых инновационных предприятий, стимулирование формирования из этих элементов складывающейся национальной инновационной системы России мощных территориально-производственных комплексов;

- адресная поддержка приоритетных направлений и программ через реализацию конкретных инновационных проектов, для отбора которых совместно с бизнесом будет разработана система индикаторов, институтов отбора и коммерциализации научно- технических результатов; обеспечение реализации отобранных проектов на конкретных узких сегментах рынка с выраженными конкурентными преимуществами;

- использование возможностей особых технико-внедренческих и производственно-промышленных зон;

- создание институциональных условий для внедрения в практику системы параллельных грантов – совместного с бизнесом финансирования инновационных проектов, существенно повышающих конкурентоспособность отечественных производителей высокотехнологичной промышленной продукции;

- содействие расширению практики добровольной международной сертификации продукции и производства российскими промышленными компаниями, поддержка развития системы сертификационных центров РФ;

- стимулирование участия российских промышленных компаний в международных выставках и мероприятиях в сфере высоких технологий, обеспечение государственного патронажа российского участия;

- содействие созданию системы защиты интересов российских промышленных компаний за рубежом, в том числе путем развития центров юридической помощи в международных коммерческих спорах;

- содействие в подготовке российских промышленных предприятий к работе в условиях присоединения России к ВТО, развитие системы распространения информации, консультирования и обучения по проблемам применения правил ВТО;

Информация о работе Методика оценки эффективности инновационной деятельности в сфере ЖКХ