Методы планирования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:46, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение методов планирования прибыли предприятия.
Основными задачами работы являются:
- изучение теоретических основ планирования и анализа прибыли предприятия;
- определение влияния как объективных, так субъективных факторов на показатели прибыли предприятия;
- оценка использования прибыли предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ 4
1.1 ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ 4
1.2 ФУНКЦИИ ПРИБЫЛИ 5
1.3 РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 9
2.1 МЕТОД ПРЯМОГО СЧЁТА 10
2.2 АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД 12
2.3 МЕТОД СОВМЕЩЁННОГО РАСЧЁТА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Методы планирования прибыли.docx

— 42.61 Кб (Скачать файл)

 

2.2 АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД

 

Этот метод применяется  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

1)    определение  базовой рентабельности как частного  от деления ожидаемой прибыли  за отчетный год на полную  себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2)    исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3)    учет влияния  на плановую прибыль различных  факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе  прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов  и расходов и с учетом прибыли  от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

2.3 МЕТОД СОВМЕЩЁННОГО РАСЧЁТА

В этом случае применяются  элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции  в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Получение определенной массы  прибыли определяет эффективность  производства, однако сама масса прибыли  не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого  необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям  отвечает показатель рентабельности.

Рентабельность — это  относительный показатель эффективности  производства, характеризующий уровень  отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

Основные группы, на которые  можно подразделить показатели рентабельности, приведены в таблице.

Таблица 1

Основные группы показателей  рентабельности.

Показатели рентабельности

Формулы расчета

Назначение

Рентабельность отдельных  видов продукции, всей товарной продукции и производства

Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы Продукции × 100%

 

 

 

Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции × 100%

 

 

 

Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств × 100%

Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия.

 

Служит основанием для  установления цены

Рентабельность реализации (продаж)

Прибыль от продажи продукции / Выручка от реализации × 100%

 

 

 

Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) × 100%

Показывает, какой процент  прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации.

 

Служит основанием для  выбора номенклатуры выпускаемой продукции

Рентабельность активов (капитала)

 

 

 

Рентабельность текущих  активов

 

 

 

Рентабельность чистых активов

Прибыль / Совокупные активы × 100%

 

 

 

 Прибыль / Текущие активы  × 100%

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль / Чистые активы × 100%

Эти комплексные показатели характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов.

 

Отражает эффективность  вложенных в предприятие денежных средств

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль / Собственный капитал × 100%

Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств


 

Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации.

В аналитической работе также  часто полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних.

В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли.

В зарубежной практике в  качестве числителя чаще всего используют показатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в  расчет принимают показатели чистой прибыли.

В качестве активов (знаменателя  формулы) используют следующие показатели:

·    стоимость активов по балансу;

·     стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амортизируемым активам;

·     действующие активы;

·     оборотный капитал плюс внеоборотные активы.

Метод прямого счета является наиболее распространённым. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода :

П тп = Ц тп – С тп, где

П тп - прибыль по товарному  выпуску планируемого периода;

Ц тп - стоимость товарного  выпуска планируемого периода в  действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

С тп - полная себестоимость  товарной продукции планируемого периода.

Прибыль на реализуемую продукцию  рассчитывается иначе:

П рн = В рн - С рн, где

В рн - планируемая выручка  от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

П рн - планируемая прибыль  по продукции , подлежащей реализации в предстоящем периоде;

С рн – полная себестоимость  реализуемой в предстоящем периоде  продукции.

Исходя из того, что объем  реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется, как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

П рп = П о1 + П тп - П о2, где

П рп - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

П о1 - прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

П тп - прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску  в предстоящем периоде;

П о2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет  реализована в конце планируемого периода.

Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Другая разновидность  метода прямого счета – метод  поассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.

Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

Укрупненный метод прямого  счета применим на предприятиях с  незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течении планируемого периода является его точность.

В современных условиях хозяйственный  метод прямого счета можно  использовать при планировании прибыли  только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и  другие обстоятельства. Это исключает  его применение при годовом и  перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить  влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой номенклатуре очень трудоёмок.

При планировании прибыли  аналитическим методом расчет ведется  раздельно по сравнимой и не сравнимой  товарной продукции.

Сравнимая продукция выпускается  в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Рб.

Рб = (По : тп) * 100% , где

По – ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

Стп – полная себестоимость  товарной продукции базисного года.

Допустим, По составляет 100 тыс. рублей, Стп – 400 тыс. рублей, тогда Рб = ( 100 : 400 ) * 100 % = 25 %.

С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль  планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по себестоимости базисного года, но по себестоимости базисного года.

Если объем товарной продукции  планируемого года, по себестоимости составляет 500 тыс. руб., то прибыль ориентировочно будет равна: 500 * 25 % = 125 тыс. руб. В этом расчете учтено влияние первого фактора – объема производства. Далее расчет ведется в определенной последовательности:

Рассчитывается изменение (+,- ) себестоимости продукции в  планируемом году. Допустим, на основе прогноза о росте цен на сырье, увеличении амортизационных отчислений и прочих факторов себестоимости продукции планируемого года по сравнению с базисным возрастет на 20 тыс. руб.

Определяется влияние  изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты  выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве и сортности. Допустим, прибыль возрастет за счет этих факторов на 25 тыс. руб.

После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста цен. Допустим, увеличение цен на реализуемую продукцию в предстоящем году может дать 30 тыс. руб.

Влияние на прибыль всех выше перечисленных факторов определяется путем их суммирования. Прибыль от производства сравнимой товарной продукции в предстоящем году составит: 125- 20 + 25 + 30 = 160 тыс. руб.

Теперь следует учесть изменение прибыли в нереализованных  остатках готовой продукции на начало (10 тыс. руб.) и на конец планируемого периода (5 тыс. руб.): 10+160-5 = 165 тыс. руб.

В отличие от метода прямого  счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для повышения эффективности  производства очень важно, чтобы  при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда. Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи с чем сокращается объем производства продукции и как результат поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном итоге приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и как следствие к снижению эффективности производства. Особенно остро данная проблема стоит в условиях инфляции, когда Покупная способность заработной платы падает.

Информация о работе Методы планирования прибыли