Методы планирования прибыли и факторы её роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является ОАО “Строитель” и его производственно-хозяйственная деятельность. При выполнении курсовой работы использовались абсолютная и относительная методы исследования, а также факторный анализ использования прибыли.Работа состоит из двух глав: первая глава теоретическая “Планирование прибыли на предприятии”, вторая практическая “ Анализ формирования прибыли предприятия ОАО “ Строитель” .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 180.99 Кб (Скачать файл)

            В арендное пользование нам перешло подсобное производство — столярный цех и складское помещение. Вот с этой «базы» мы и начинали расти. В марте 1996 присоединили завод железо/бетонных изделий, а в июле 1997 — остатки имущества ликвидированной Дрибиинской ПМК-251 объединения «Могилевоблстрой». Таким образом, арендное предприятие «Строитель» было преобразовано в открытое акционерное общество. Его учредителем стал Могилевский областной комитет по управлению государственным имуществом и приватизацией и, естественно, наш коллектив. Сегодня ОАО «Строитель» располагает комплексом зданий и сооружений, расположенных в разных местах Горок, и занимает площадь более 5750 кв. метров.

            Строительство сегодня, как, впрочем, и в былые времена, является важнейшей сферой деятельности любого общества, любого государства. И не случайно нынешнее руководство нашей страны уделяет этому вопросу едва ли не первостепенное значение. Современный, «европейский» облик обретают города и райцентры, повсеместно строятся агрогородки, промышленные предприятия, животноводческие комплексы.

 

           Что же такое прибыль, - это основной источник   финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода, она  является важнейшей экономической категорией и основой целью деятельность любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает    чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд  функций.

         Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в

результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии

означает, что полученные доходы превышают  все расходы, связанные с его

деятельностью.

         Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, сто

прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным

элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано

в получении максимальной прибыли, так как это является основой  для расширения

производственной деятельности, научно-технического и социального развития

предприятия, материального поощрения  работников.2

        В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования

бюджетов разных уровней.

         На рынке предприятия выступают как относительно обособленные

товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее

потребителю, получая при это денежную выручку, что не означает еще получения

прибыли. Для выявления финансового  результата необходимо сопоставить  выручку

с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму

себестоимости продукции.

          Рассматривая под другим углом мы видим что выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, т.е. включающий в себя оплату  труда и прибыль есть ни что иное как валовой доход предприятия.

        Хотелось бы так же отметить, что прибыль не всегда бывает положительной. Она

может быть отрицательной, и в этом случае мы называем это - убытки.

Отрицательная прибыль или убытки заставляют предприятие пересматривать всю

свою экономическую политику в  целом и вносить корректировку  или изменения для

того, что бы достигнуть положительной  прибыли в противном случае если это не

будет сделано, предприятие, как правило, признается не рентабельным, а затем

и банкротом.

 Структура образования прибыли:

                На каждом предприятие формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному  назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной  финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.  Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения

налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется

чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат

деятельности предприятия.4

    Основными составными элементами балансовой прибыли являются:

1. прибыль  от реализации товарной продукции определяется путем вычета

из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих  ценах (без НДС и

акцизов) затрат на производство и  реализацию товарной продукции, включаемых в

себестоимость продукции.

2. прибыль (или убыток) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного

характера определяется аналогично, раздельно по всем видам деятельности, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств,

лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного

предприятия.

3. прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества

рассчитывается как разность между  выручкой от реализации этого имущества (за

вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной  на

коэффициент, соответствующий индексу инфляции.

4. прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов

определяется разными способами, в частности на основе опыта прошлых  лет.1

 

 Таблица 3.  Формирование и распределение балансовой прибыли ОАО “Строитель”

    

Показатели

Отчетный период

2001г., тыс.р.

Аналогичный период 2000 г., тыс.р.

1. Выручка (нетто) от реализации  товаров, продукции, услуг

11 375

8 680

2. Себестоимость (производственная) реализация  товаров, продукции, работ, услуг.

10 656

8 075

3. Валовый доход

719

605

4.Расходы периода :

коммерческие

управленческие

423

81

342

350

67

283

5. Прибыль (убыток) от реализации 

296

255

6. Сальдо операционных результатов

-9

-105

7. прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности

287

150

8. Сальдо внереализационных результатов

-

-

9. прибыль (убыток) отчетного периода

балансовая прибыль

287

150


 

         Выручка от сдачи заказчику строительных работ и услуг в ОАО “ Cтроитель”

определяется “по оплате”, т.е. по мере их оплаты в полном объеме по договорной стоимости.

Выявлен финансовый результат:  прибыль  в 2000 г. составляла – 150тыс. руб., а

в 2001г. – 287 тыс. руб. 2

Таким образом, в данном пункте рассмотрены формирование  финансового

результата ОАО “Строитель” за 2000 год  и 2001 год.

После формирования балансовой прибыли  предприятие уплачивает   налоги в

бюджет государства, а  оставшаяся, часть  прибыли остается в распоряжении  предприятия.

 

                        2.2. Анализ выполнения плана по прибыли

 

             Основной обобщающий показатель экономических результатов деятельности предприятия является прибыль. В показателе прибыли отражается объем реализации продукции, его структура, эффективность использования предприятием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Увеличение прибыли имеет большое  значение, так как растут платежи  в бюджет в виде налога на прибыль  и отчисления в фонд накопления и  потребления.

Прибыль (убыток) от реализации услуг - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, который равен разнице между  выручкой от реализации услуг в действующих  ценах и затратами на их реализацию. 2

Прибыль от реализации занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Балансовая прибыль - сумма прибылей (убытков) предприятия  от реализации и доходов (убытков) не связанных с ее производством  и реализацией. Балансовая прибыль  как конечный результат деятельности выявляется на основе учета всех хозяйственных  операций предприятия.

          Балансовая прибыль складывается из прибыли:

- от реализации товарной продукции; 

- от реализации прочей продукции; 

- от внереализованной деятельности.

          В задачи анализа входит:

- определение степени выполнения  плана по прибыли; 

- определение отклонений от  плана и факторов, повлиявших на это отклонение;

- вскрытие резервов увеличения  прибыли; 

- разработка мероприятий по  использованию выявленных ресурсов.

          Источниками анализа являются:

- Бизнес-план;

- Форма № 2 "Отчет о прибыли  и убытках";

- Данные оперативного и бухгалтерского  учета. 

           Анализ выполнения плана по прибыли производится по каждому разделу балансовой прибыли. Но особое внимание обращается на анализ выполнения плана по реализации продукции.

                                                     Пр = Ро - Сп,                                                                    (1)

где Ро - объем реализации продукции,

Сп - полная себестоимость продукции.

                         Пр = 6750 - 25398 - 1814 = -20462 (тыс.руб)

Размеры прибыли и возможность ее роста находятся в сложной зависимости от целого ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

- объем реализации;

- структура стоимости реализуемой  продукции; 

- величина других доходов и  расходов, входящие в состав прибыли; 

- уровень налогообложения прибыли. 3

          За счет чистой прибыли может происходить образование резервных фондов, осуществляться отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банка, полученным на восполнение недостатка оборотных средств, на приобретение оборотных средств и других средств. Из чистой прибыли уплачиваются штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащие в соответствии с действующим законодательством 4 внесению в бюджет разных уровней. В нашем варианте предприятие покрывало убыток, образовавшийся в результате расходов, обусловленных некачественным выполнением работ подрядными организациями для последующей выплаты другим организациям, устраняющим установленные дефекты, из чистой прибыли в течение всего анализируемого периода.

Из проведенного анализа стало  понятно, что для улучшения финансового  положения предприятию необходим  собственный капитал, а соответственно и большая прибыль.

Анализ факторов, влияющих на прибыль  от реализации продукции.

        На прибыль, получаемую от реализации продукции, влияют следующие факторы: - выполнение плана по реализации продукции: на сколько процентов будет выполнен план по реализации, на столько же процентов будет выполнен план по прибыли за счет этого фактора;

- снижение производственной себестоимости:  влияние этого фактора определяется  как разность между фактической  себестоимостью и плановой, пересчитанной  на фактический объем и ассортимент  продукции; 

- изменение коммерческих расходов: влиянию фактора определяется  как разность между фактической  суммы коммерческих расходов  и плановой, скорректированной на  процент выполнения плана по  реализации продукции; 

- изменение оптовых цен: влияние  определяется как разность между  фактическим выпуском продукции  по новым и старым ценам; 5

- качество продукции.

                        DТп = DРо = Внв.отч. х Ц1 (Ксотч х Кспл),                                            (2)

где Ро - объем реализованной продукции;

Внв.отч. - выпуск продукции в натуральном выражении;

Ц1 - цена 1ого сорта;

Кс - коэффициент сортности.

- сдвиг в ассортименте: влияние  фактора определяется как разность  между отклонением в выполнении  плана по прибыли и влиянием  всех предыдущих факторов.

 

Таблица 4.

Название

Единица измерения 

План

Отчет

1.Производственная себестоимость 

Тыс.руб.

20673

25398

2.Показатели

Тыс.руб.

1984

1814

3.Выручка от реализации продукции 

Тыс.руб.

6526

6750


 

1. Определяем полную  себестоимость продукции (услуг)  по плану и отчету:

                                       Сп пл = п.1 + п.2

Сп пл = 20673 + 1984 = 22657 (тыс.руб.)

Сп отч = п.1 + п. 2

Сп отч = 25398 + 1814 = 27212 (тыс.руб.)

2. Определяем прибыль  от реализации продукции (услуг):

                                        Пр = Ро - Сп

Пр пл = 6526 - 22657 = -16131 (тыс.руб.)

Пр отч = 6750 - 27212 = -20462 (тыс.руб.)

3. Определяем отклонения  по прибыли: 

Пр = -20462 - (-16131) = -4331 (тыс.руб.)

4. Определяем процент  отклонения по прибыли:

-20462

Пр = -16131 х 100 = 126,85 (%)

План по прибыли не довыполнен на 4331 тыс.руб., что составляет 126,85 %.

5. Определяем факторы влияющие на отклонения прибыли: 1

6750

6526 х 100 = 103 (%)

6. Определяем влияние  выручки от реализации на прибыль: 

-16131 х 30

100 = -4839,3 (тыс.руб.)

7. Определяем влияние  производственной себестоимости: 

20673 х 103

25398 - 100 = 4104,81 (тыс.руб.)

8. Определяем влияние  управленческих расходов на прибыль: 

1814 х 103

1984 - 100 = 155,58 (тыс.руб.)

9. Обобщаем влияние  трех факторов:

Информация о работе Методы планирования прибыли и факторы её роста