Методы планирования прибыли и факторы её роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является ОАО “Строитель” и его производственно-хозяйственная деятельность. При выполнении курсовой работы использовались абсолютная и относительная методы исследования, а также факторный анализ использования прибыли.Работа состоит из двух глав: первая глава теоретическая “Планирование прибыли на предприятии”, вторая практическая “ Анализ формирования прибыли предприятия ОАО “ Строитель” .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 180.99 Кб (Скачать файл)

-4839,3 + 4104,81 + 155,58 = -578,91 (тыс.руб.)

10.Определяем влияние  сдвигов в ассортименте:

-578,91 - (-4331) = 3752,09 (тыс.руб.)

В результате сдвигов в ассортименте прибыль уменьшилась 

на 3752,09 тыс.руб.

 

        Таким образом, из расчетов видно, что на увеличение прибыли повлияло только снижение управленческих расходов. В течении года управленческие расходы предприятия сократились за счет сокращения управленческого персонала.

 

 

                            2.3. Пути увеличения прибыли.

 

             Соотношение использования прибыли на накопление и потребление, оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.  
              Анализ использования прибыли выявляет, насколько эффективно распределялись средства на накопление и потребление.  
              Верхнюю границу потенциального развития предприятия определяет рентабельность собственных средств, которая показывает эффективность использования собственного капитала.

             Рентабельность собственных средств можно представить как отношение суммы средств, направленных на накопление и потребление, к величине собственных средств. 
                                                                             (1) 
Рентабельность собственного капитала в 2006г составила:  
107: 367*100% =29,16 тыс.руб.  
Рентабельность собственного капитала в 2007г. составила:  
180:402*100% = 44,78 тыс.руб.  
Как видим, рентабельность собственного капитала увеличилась по сравнению с прошлым годом на 15,62 тыс.руб. 2 
            Рентабельность собственных средств показывает эффективность использования собственного капитала, указывает на величину прибыли полученной с каждого рубля, вложенного в предприятия, собственниками.  
             Для достижения высоких темпов роста оборота нужно повышать возможности увеличения рентабельности собственных средств.  
              Рентабельность – в общем смысле, это отношение результатов к затратам.  
Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.  
Отношение фонда накопления к величине собственного капитала определяет внутренние темпы роста, т.е. темпы увеличения активов. 
                                                                                       (2) 
где Фн – фонд накопления.  
Темп увеличения активов в 2006 г. составил: 21:367 = 0,06  
Темп увеличения активов в 2007 г. составил: 27:402 = 0,08  
Внутренние темпы роста, т.е. темпы увеличения активов увеличились в 2007 году по сравнению 2006 годом на 0,02.  
Отношение фонда потребления к размеру собственного капитала составляет уровень потребления.  
                                                                                    (3) 
где Фп – фонд потребления.  
Уровень потребления в 2006 г. составил: 54 : 367 = 0,15  
Уровень потребления в 2007 г. составил: 108 : 402 = 0,27  
Вывод: Внутренние темпы роста возрастают (темп увеличения активов) но очень медленно на 0,02 , значит политика распределения прибыли выбрана не правильно.  
             На фирме «Строитель» большая часть прибыли была направлена в фонд потребления и использовалась на выплаты социального характера. Однако недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах. 3 
             Направление средств, в фонд накопления увеличит экономический потенциал, повысит платежеспособность предприятия и финансовую независимость, будет способствовать росту объема выполнения работ и реализации без увеличения размера заемных средств  
             Таким образом, ОАО «Строитель» нужно пересмотреть порядок распределения прибыли, направляя большую часть на формирование фонда накопления.  
             Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий.  
Исходя из состава имущества предприятия, в которое вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателями хозяйственных и финансовых операций существует система показателей рентабельности.

          Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:  
1)      показатели рентабельности капитала (активов)  
2)     показатели рентабельности продукции  
3)     показатели, рассчитанные на основные потоки наличных денежных средств.  
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций.

 

          Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.  
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность всех активов (всего капитала)); собственников и учредителей – доходность акций. 
         Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым отчетности предприятия.  
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного (К0) и отчетного (К1) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации продукции.

 
         Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.  Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего место денежного потока. С помощью перечисленных выше показателей рентабельности можно проанализировать эффективность использования активов предприятия. 4

 
         Для анализа общей рентабельности (рентабельности активов) предприятия ОАО «Строитель» была использована трехмерная модель анализа рентабельности.  
На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

 
       Рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача необоротных активов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средства труда, материалов, труда).

 

 

 

 

 

 

 

Показатели 

Услов. обознач.

2006

2007

Откло-нения

Исходные данные

       

1. Выручка от реализации, тыс. руб. 

N

6534

7248

+714

2.Трудовые ресурсы 

       

а) производственный персонал, чел.

Т

32

32

-

б) оплата труда с начислениями, тыс.руб.

U

1553

1825

+272

3. Материальные затраты, тыс.руб.

М

4278

4622

+344

4. Внеоборотные активы

       

а) величина внеоборотных активов, тыс. руб.

F

334

244

-90

б) амортизация, тыс. руб.

А

98

82

-16

5. Оборотные средства, тыс. руб. 

Е

578

534

-44

Расчетные показатели

 

Себестоимость продукции, тыс. руб.

S=  
U+M+A

5929

6529

+600

Прибыль от реализации, тыс. руб.

P=N-S

605

719

+114

Рентабельность капитала (предприятия)

R=P/  
 (F+E)

0.66

0.92

+0.26

Расчеты для трехфакторной модели

 

Фактор 1. Прибыльность продукции 

P/N

0.093

0.099

+0.006

Фактор 2. Фондоемкость (капиталоемкость) продукции

F/N

0.051

0.034

-0.017

Фактор 3. Оборачиваемость оборотных  активов 

Е/N

0.089

0.074

-0.015





Таблица 5.

Исходные данные для анализа  рентабельности ОАО «Строитель».

 

           Фактор 1 – Прибыльность продукции. Показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль реализованной продукции.  Рост рентабельности продукции, является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции. В отчетном году спрос на продукцию предприятия не снизился.  
           Фактор 2 – Фондоёмкость продукции. Снижение фондоемкости, свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов и ведет к экономии капитальных вложений, ведет к относительному сокращению потребности предприятия в средствах труда. Сумма этой экономии (дополнительного вложения) выводится умножением величины снижения (увеличения) фондоемкости продукции на сумму выручки за анализируемый период. Рост фондоотдачи является важнейшим фактором улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.  
          Фактор 3 – Оборачиваемость оборотных активов. Показывает, сколько совершается оборотов за отчетный период. Ускорение оборачиваемости оборотных средств (активов) уменьшает потребность в них, позволяет предприятиям высвобождать часть оборотных средств либо для непроизводственных или долгосрочных производственных нужд предприятия, либо для дополнительного выпуска продукции. В результате ускорения оборота требуется меньше запасов сырья, материалов, топлива, высвобождаются и денежные ресурсы, ранее вложенные в эти запасы. 1 
         Анализ рентабельности проведем на примере табличных данных.  
Сначала найдем значение рентабельности для базисного и отчетного годов:  
Для 2006 года:

 
                  R0=                   (1)

 

 

 

Для 2007 года:

 
                R1=                  (2)

 
            Таким образом, прирост рентабельности за отчетный период составляет:  
ΔR=0,92 – 0,66 = 0,26 = 26%  
Рассмотрим, какое влияние на это изменение оказали различные факторы.  
                  1.    Рассмотрим влияние изменения фактора прибыльности продукции.  Рассчитаем условную рентабельность по прибыльности продукции при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значения всех факторов остались на уровне базисных:  
              Rλp =         (1) 
Выделяем влияние фактора прибыльности продукции:

                 Δ Rλp = 0,71 – 0,66 = 0,05 = 5%

                   2.                    Рассмотрим влияния изменения фондоемкости.  
Рассчитаем условную рентабельность по фондоемкости при условии, что изменились два фактора – рентабельность продукции и фондоемкость, а значение оставшегося третьего фактора сохранилось на уровне базиса:

 
              RλF =                                   (2)

 
                 Δ RλF =0,80 – 0,71 = 0,09 = 9%  
                    3.                    Рассмотрим влияние оборачиваемости оборотных активов. 2 
Рассчитаем рентабельность для отчетного периода. ЕЕ можно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значения всех трех факторов: рентабельность продукции, фондоемкости и оборачиваемости оборотных активов (расчет R1 = 0.92).  
                                Δ RλE = R1- RλF = 0.92 - 0.80 =0.12 = 12%                                            (3) 
       Итак, ΔR = R1-R0 = Δ Rλp + Δ RλF + Δ RλE = 0,05 + 0,09 + 0,12 =0,26 = 26%  
Вывод: Из данных табл.12 видно, что прибыльность продукции увеличилась на 0,0066, т.е. увеличилась прибыль, которую предприятие имеет с каждого рубля реализации продукции.  
Фондоемкость снизилась по сравнению с прошлым годом на 0,017. Это свидетельствует о повышении эффективности использования основных средств и ведет к экономии капитальных вложений. 1 
            Оборачиваемость оборотных активов в 2007 году снизилась по сравнению с 2006 годом в 0,015 раз. Замедление оборачиваемости оборотных активов способствует повышению потребности в увеличении запасов сырья, материалов, и замедляет высвобождение денежных средств, ранее вложенных в эти запасы.  
Таким образом, прирост рентабельности за отчетный период составляет 26%. Влияние на это изменение оказали факторы:  
Þ               прибыльность продукции на 5%,  
Þ               фондоемкость на 9%,  
Þ               оборачиваемость оборотных активов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Заключение

 

   В условиях перехода к рынку для любого предприятия крайне важно получать прибыль в результате осуществления деятельности. Прибыль является источником его дальнейшего развития и процветания. Однако, несмотря на то, что прибыль является основным показателем, характеризующим итог деятельности предприятия, она не может служить окончательным показателем эффективности. Для расчета необходимо соотнести полученную прибыль с затратами на производство и реализацию продукции. Для этого служит показатель рентабельности.3

 В условиях формирования рыночной экономической системы в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты работы предприятий и фирм, характеризует  экономическую эффективность их хозяйственной деятельности.

В заключение курсовой работы можно сделать вывод  о том, что существует достаточно большое количество определений  понятия "прибыль". Прибыль- это  сумма, на которую доход превышает  затраты. Чаще всего прибыль определяют как разность между полной выручкой и полными издержками, т.е. как  чистую выручку.

В переносном смысле под прибылью понимается всякая польза или выгода. Однако использование  данного определения прибыли  часто затрудняет понимание ее сущности как экономической категории.

Предприятие может не получать прибыль и продолжать какое-то время функционировать. При  этом оно может даже расширять  свою деятельность за счет заемных  средств. Если производитель материальных благ будет потреблять в полном объеме произведенный ими продукт или его стоимостной эквивалент, то тогда сможет существовать только он сам, а не общество. В обществе есть множество людей, которые не создают материальных благ, но их потребляют. В обществе имеются структуры, работающие убыточно, но социально необходимые (здравоохранение и т.д.).

            Поэтому общество заинтересовано в прибыльной работе предприятий, т.к. представляющее его государство через налоговую систему изымает часть создаваемой прибыли.

 

Прибыль представляет собой одну из форм денежных накоплений, создаваемые в предприятиях, отраслях экономики, государства; это  экономическая категория, характеризующая  конечный финансовый результат коммерческой деятельности организаций.

Планирование  прибыли – составная часть  финансового планирования и важный участок финансово-экономической  работы на предприятии . Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование , но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль , так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам.

 

            В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, обеспечивающий максимальную прибыль.

 

Объектом  планирования являются планируемые  элементы балансовой прибыли, главным  образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой  для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах  потребителей и хозяйственных договорах.

Информация о работе Методы планирования прибыли и факторы её роста