Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:30, контрольная работа
Цель данной работы – определение понятия государственного долга, изучение его видов, последствий, методов управления, современного состояния государственного долга Республики Беларусь, определение проблем и возможных путей их решения. Задачами курсовой работы являются: -раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих; -изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга; -изучение форм и методов управления государственным долгом; -анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга Республики Беларусь; -изучение зарубежного опыта управления государственным долгом.
Введение
Теоретические аспекты государственного долга…………………………….
Сущность государственного долга………………………………………….
Виды государственного долга……………………………………………….
Анализ государственного долга……………………………………………….
Анализ внутреннего государственного долга………………………………
Анализ внешнего государственного долга………………………………….
Управление государственным долгом…………………………………………
Управление и пути сокращения государственного долга…………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Делая выводы, нужно сказать, что государственный долг оказывает как стабилизирующее, так и дестабилизирующее воздействие на уровень и качество жизни человеческой личности и ее развитие, на экономический рост. Дефицитное финансирование позволяет смягчить кризис государственных финансов, мобилизовать недостающие средства и профинансировать неотложные расходы государства. В том числе выплатить заработную плату бюджетным работникам, ввести в строй школу, больницу и т.п. Но для этого требуется ответственное и профессиональное управление долгом.
1.2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Так государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены, по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
По срокам государственный долг может быть краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (от 1 года до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее тяжелы для страны краткосрочные долги, требующие выплат с высокими процентами. Продление срока выплат ведет к увеличению процента: требуется выплата процентов на проценты. Государство, как правило, старается консолидировать кратко- и долгосрочную задолженности, то есть превратить их в долгосрочные долги, продлив срок выплаты основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.
Основной при анализе государственного долга является разбивка его на внутренний и внешний.
По одной из классификаций, внутренний государственный долг – это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг [8, с.53]. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита бюджета государства и др.
Таким образом, внутренний госдолг – это долг государства своему населению. Для Республики Беларусь внутренний госдолг определяется задолженностью Совета Министров перед юридическими и физическими лицами на территории республики. Он бывает в форме кредитов, государственных займов, других долговых обязательств, гарантированных правительством. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний госдолг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект – увеличение неравенств в доходах за счет перераспределения доходов в пользу держателей государственных облигаций.
В основу классификации госдолга положены два разных признака. В первом – это валюта, в которой выражаются заимствования, во втором – источник заимствований (внутренний или внешний кредитор).
Внешний государственный долг – это задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг для страны – большое бремя, государство несет за него особую ответственность. Его невыплата чревата отказом в выделении новых займов. Внешний государственный долг Республики Беларусь отражает общую сумму основного долга Беларуси и ее резидентов только под гарантию Правительства по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Следует отметить, что выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений. Это связано с так называемым «эффектом вытеснения» частных инвестиций. Выпуск государственных займов при определенных условиях вытесняет часть инвестиций из производственного процесса.
Однако «эффект вытеснения»
становится значительным и разрушительным
только при высоком уровне занятости
и ограниченности ресурсов. А вот
в экономике с недоиспользованн
Важно знать, что если платежи по внешнему госдолгу составят значительную часть от экспорта товаров и услуг страны, например, 20 – 25%, то ситуация становится критической [9, с.558]. Это отражается на кредитном рейтинге страны.
Надо отметить, что нет однозначного мнения экономистов по поводу государственного долга. В целом же возможность использования государственной задолженности, на мой взгляд, определяется уровнем экономического роста: чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем менее обременительным для государства является использование займов для финансирования своих расходов. Основное же назначение государственного долга — быть инструментом регулирования экономики. Эта функция достигается с помощью решения двух задач: фискальной — получить финансовые средства для нужд государства, и регулирующей — использовать эти средства для стабилизации экономики и стимулирования ее роста.
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
2.1 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
Обращение государства
к заимствованию на внутреннем финансовом
рынке приводит к образованию
его задолженности перед
Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие [1, с.210].
Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Верховным Советом Республики Беларусь по предложениям Совета Министров Республики Беларусь. Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь ( с 2004 г. данный источник финансирования дефицита бюджета не используется), других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь. Условия выпуска и обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
На 1 июля 2009 г. внутренний государственный долг составлял 9 048 669,4 млн. рублей и увеличился за май на 1,1%. При этом долг, гарантированный правительством, вырос на 7,2% до 3 734 112,4 млн. рублей, или 41,3% от всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства уменьшилась за май на 2,7% до 5 314 557,0 млн. рублей, что составляет 58,7% от всего внутреннего долга. Таким образом, согласно данным Минфина, общий уровень задолженности за май увеличился на 0,8% и по состоянию на 1 июля 2009 года составил 23 095 675,8 млн. рублей.
За сентябрь 2009 г.
внутренний государственный
Основной формой государственного кредита (внутреннего государственного долга) выступает государственный заем, посредством которого осуществляется дополнительная мобилизация свободных денежных средств юридических и физических лиц в бюджет через выпуск облигаций и других ценных бумаг государства.
К основным видам государственных ценных бумаг относятся государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года (ГКО) и государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более (ГДО).
Выпуск ГКО И ГДО проводится в целях привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета.
Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга на экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга [14, с.289].
Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег или рефинансирования (т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых).
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
Привлечение иностранных инвесторов для финансирования государственных расходов, покрытия дефицита бюджета становится в наших условиях общим правилом. Это характерно для многих стран мира, где иностранный капитал, привлекаемый для сбалансирования платежного баланса, стал устойчивым источником финансирования, получившим закрепление в национальных финансовых законодательствах (в РБ Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 г., Указ Президента РБ от 18 апреля 2006 года № 252 “Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)”, и в Законе РБ “О бюджете РБ на 2009 год”).
Внешний государственный долг страны формируется совокупностью ее финансовых обязательств иностранным кредиторам по займам, предоставленным Правительству либо под гарантию Правительства, подлежащим погашению в установленные сроки и на заранее оговоренных условиях [15, с.230].
Внешний долг может появиться по двум основным причинам:
Быстрый рост внешнего государственного долга может угрожать экономической безопасности страны. Так, если расходы по его обслуживанию превышают так называемую «красную черту» (25%-е соотношения платежей на погашение кредитов и валютных поступлений от экспорта), то при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов. [7, c.109]
Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам.
В соответствии со статьей 5 Закона РБ «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» РБ несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собственности РБ имуществом. Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета. Государство не отвечает по обязательствам резидентов РБ, возникшим из внешних займов, полученных без государственной гарантии. На протяжении всего периода существования внешнего долга РБ сохраняла свои позиции в группе стран с низким уровнем задолженности. [7, c.121]
Внешний государственный долг Беларуси за сентябрь 2009 года уменьшился на 1,2% и составил на 1 октября 2009 года 17 093 986,0 млн. рублей, сообщается в размещенных на сайте материалах Министерства финансов. Согласно данным, долг, гарантированный правительством, увеличился в сентябре на 0,8% и составил на начало октября 2009 года 323 395,9 млн. рублей, или 1,9% всего внешнего долга. При этом долг центрального правительства сократился на 1,2% до 16 770 590,1 млн. рублей, что составляет 98,1% от внешнего долга. [10]
По данным Министерства финансов, внешний государственный долг Беларуси за 9 месяцев текущего года вырос на 66,5% (2,5 млрд. USD) и на 1 октября достиг 6.191,2 млн. USD. Сумма кредитов, привлеченных правительством Беларуси, выросла за девять месяцев на 69,2% до 6.074,1 млн. USD. Сумма кредитов, привлеченных резидентами Беларуси под гарантии правительства Беларуси, сократилась на 10% до 117,1 млн. USD [11].
Долг центрального правительства по методологии статистики государственных финансов МВФ включает: обязательства правительства РБ, оформленные как внутренний государственный долг, обязательства Республики Беларусь перед международными финансовыми организациями и правительствами иностранных государств, кредиты Национального банка на финансирование дефицита республиканского бюджета текущего года, заблокированную валюту, а также обязательства Республики Беларусь по ценным бумагам.
Долг, гарантированный центральным правительством, включает обязательства по гарантиям правительства Республики Беларусь.
Если рассмотреть основные кредиты предоставленные Республике Беларусь, то можно отметить следующие: МВФ стал крупнейшим кредитором Беларуси. Он согласовал выделение Беларуси $3,52 млрд. Вторым по величине кредитором (если учитывать только деньги), является Россия. В ноябре 2008 г. от нее поступил $1 млрд. и ещё $0,5 млрд. пришло в феврале 2009 г. «Газпром» также заплатил $625 млн. за акции «Белтрансгаза» и ещё $250 млн. получила Беларусь в качестве оплаты годового транзита за газ. Также необходимо учитывать венесуэльский кредит в $0,5 млрд. Не менее важным является своп валютами с Китаем в марте 2009 г.: 20 млрд. юаней (~$3 млрд.) были обменены на Br 8 трлн.
Существует также такое понятие, как валовой внешний долг.
Валовой внешний долг (ВВД) представляет собой непогашенную сумму фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, на определенный момент времени. Он (ВВД) включает в себя государственный внешний долг (правительства и Нацбанка) и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний, в том числе нефтяных компаний – у своих материнских зарубежных компаний).
Информация о работе Методы управления государственным долгом