Методы управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – определение понятия государственного долга, изучение его видов, последствий, методов управления, современного состояния государственного долга Республики Беларусь, определение проблем и возможных путей их решения. Задачами курсовой работы являются: -раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих; -изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга; -изучение форм и методов управления государственным долгом; -анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга Республики Беларусь; -изучение зарубежного опыта управления государственным долгом.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты государственного долга…………………………….
Сущность государственного долга………………………………………….
Виды государственного долга……………………………………………….
Анализ государственного долга……………………………………………….
Анализ внутреннего государственного долга………………………………
Анализ внешнего государственного долга………………………………….
Управление государственным долгом…………………………………………
Управление и пути сокращения государственного долга…………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

методы упрвления государственны долгом.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

По данным Национального банка, валовой внешний долг Беларуси на 1 октября 2009 года составил 19.298,5 млн. USD. За 9 месяцев с начала текущего года он вырос на 27,3%. Его структура изменилась в лучшую сторону за счет увеличения доли долгосрочного долга, величина которого выросла за 9 месяцев на 47% и достигла 10.111,1 млн. USD. Краткосрочный долг увеличился на 11% - до 9.187,4 млн. USD и оказался меньше долгосрочного.

Положительные изменения были обусловлены увеличением  долгосрочного долга органов денежно-кредитного регулирования, выросшего в 27 раз, до 2.171,1 млн. USD, за счет кредитов МВФ. Краткосрочный долг сократился на 0,4%, до 349,5 млн. USD. Кроме того, долг органов государственного управления увеличился с начала года на 27,2% - до 4.574,2 млн. USD. Он является полностью долгосрочным.

На первом месте  по величине среди составляющих внешнего долга РБ остался долг других секторов экономики, куда входит задолженность  субъектов хозяйствования, не относящихся к банкам. Ее величина достигла на 1.10.2009 года 8.325,3 млн. USD, увеличившись с начала года на 13,6%. Большую часть данного долга составляют краткосрочные торговые кредиты, выросшие за 9 месяцев на 13,3% - до 5.003,1 млн. USD. Долгосрочные кредиты и займы за тот же период сократились на 0,4% - до 1.595,4 млн. USD. В данном случае структура долга ухудшилась.

Третьей по величине среди составляющих внешнего долга  РБ является задолженность банков, составившая на 1.10.2009 года 3.119,8 млн. USD. С начала года она выросла всего на 1,3%. При этом долгосрочный долг банков увеличился на 10,7% - до 1.770,4 млн. USD, а краткосрочный сократился на 8,9% - до 1.349,4 млн. USD. Таким образом, банки, в отличие от других субъектов хозяйствования, сумели улучшить портфель своих долгов.

На последнем  месте по величине среди составляющих внешнего долга находятся прямые инвестиции в виде межфирменного кредитования. Их размер на 1.10.2009 года составил 758,6 млн. USD, увеличившись с начала года всего на 5,5%.

С учетом полученного  в IV квартале 2009 года третьего и четвертого траншей кредита в рамках программы стэнд-бай МВФ в размере около 1,4 млрд. USD, на сегодняшний день внешний валовой долг Беларуси, может составить около 21 млрд. USD. Таким образом, рост долга за год составит около 40%, или примерно 6 млрд. USD в абсолютном выражении.

За счет столь значительного увеличения внешней задолженности, в первую очередь государственной, Беларусь смогла оплатить отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами, величина которого за 10 месяцев текущего года составила минус 4.308,6 млн. USD. Также удалось нарастить золотовалютные резервы (на 34,7% - до 4.934,1 млн. USD на 1.12.2009 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

3.1 УПРАВЛЕНИЕ  И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ДОЛГА

Правовое  регулирование деятельности, касающейся внутреннего государственного долга, осуществляется посредством установления статуса:

1. Регулирования  внутреннего и внешнего государственного долга.

2. Управления  внутренним и внешним государственным долгом.

3. Обслуживания  внутреннего и внешнего государственного долга.

Регулирование внутреннего и внешнего государственного долга – установление общих принципов и начал в политике внутреннего и внешнего государственного долга. Осуществляется Парламентом. Его основные функции:

  • принятие закона о государственном долге;
  • установление норматива внутреннего и внешнего государственного долга при утверждении бюджета.

Управление  государственным долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства; регулированию рынка государственных ценных бумаг; обслуживанию и погашению государственного долга; предоставлению кредитов и гарантий.

Цель  управления  госдолгом  заключается  в  нахождении  оптимального  соотношения  между  потребностями  государства  в  дополнительных  ресурсах  и  затратами  по  их  привлечению,  обслуживанию  и  погашению.

Управление государственным  долгом в Республике Беларусь осуществляет Совет Министров или по его поручению Министерство Финансов. Важнейшей их функциональной задачей в этом процессе является: ограничение темпов увеличения государственного долга, своевременное его погашение и реальные выплаты доходов по займам за счет бюджетных средств.

Под обслуживанием внутреннего(внешнего) государственного долга понимается выплата процентов по государственным долговым  обязательствам  и  их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения.

Обслуживание  государственного долга  осуществляется за  счет  средств  республиканского  бюджета  либо  других  активов, находящихся в республиканской собственности. Операции по  обслуживанию  государственного  долга осуществляются  Минфином РБ и Национальным банком РБ и их органами на местах либо по поручению и под контролем Национального банка РБ коммерческими банками. Порядок  и сроки  погашения государственного долга  определяются Советом  Министров РБ либо  по  его  решению  Министерством  финансов  РБ. Долги  местных   органов  власти  не   входят  в  состав внутреннего  государственного долга  РБ.

В  числе  финансовых  мероприятий,  проводимых  в  рамках  управления  государственным  долгом,  наиболее  распространены  в  мировой  практике  следующие:

  1. Рефинансирование  долга,  т.е.  погашение ранее выпущенных  долговых  обязательств  за  счет  новых  заимствований  или  изменение  условий  их  предоставления.  Многие  страны  мира  (например,  Англия,  Италия,  Мексика,  США,  Россия,  Украина,  Беларусь  и  др.)  активно  применяют  этот  механизм  пролонгации  своих  долгов.  Особенно  часто  рефинансирование  принимается  при  выплате  процентов  и  погашений  по  внешней  части  государственного  долга. 

Самым  главным  недостатком  рефинансирования  долга  является  то,  что  если  полученные  средства  не  идут  на  расширение  производства,  а «проедаются»,  то  в  будущем  могут  возникнуть  проблемы,  связанные  с  уменьшением  поступления  налогов  в  государственную казну.

Рефинансирование активно  используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны – заемщика средств. Поэтому важно обеспечить и в дальнейшем поддерживать высокую финансовую репутацию страны. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых странам специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования. К сожалению, РБ (по некоторым оценкам МВФ, ВБ, ЕБРР) имеет рейтинг, не указывающий на ее особенную инвестиционную привлекательность.

Очевидно,  что  с  точки  зрения  инвесторов,  наиболее  предпочтительным  вариантом  является  полное,  безусловное  и  своевременное  выполнение  государством  своих  обязательств.  Однако  в  условиях  невозможности  для  последнего  по  каким-либо  причинам  обеспечить  погашение  займов  и  выплат  процентов  по  ним,  могут  быть  приняты  решения  о  применении  помимо  рефинансирования  таких  механизмов  в  области  управления  государственными  долгом,  как  конверсия,  консолидация,  унификация,  обмен  облигаций  по  регрессивному  соотношению,  отсрочка  погашения  и  аннулирование  займов,  секъюризация,  новация.

Изменение условий займов осуществляется с помощью методов  конверсии и консолидации

  1. Под  конверсией  займов обычно  понимается  изменение  первоначальных  условий  государственных  займов,  выражающихся  в  понижении  процента,  изменении  срока  действия  и  способа  погашения  займа,  объединения  облигаций  разных  займов  и  т.д.  В  результате  государство  получает  временную  экономию,  поскольку  продолжившийся  выпуск  займов  вел  к  росту  государственного  долга  и,  следовательно,  расходов  бюджета  по  нему.  В  целях  снижения  расходов  по  управлению  госдолгом  государства  чаще  всего  снижет  размер  выплачиваемых  процентов  по  займам.  Однако  не  исключено  и  повышение  доходности  государственных  ценных  бумаг  для  кредитов [13, с.334].
  2. Государство,  заинтересованное  в  получении  займов,  на  длительные  сроки,  достигает  этого  за  счет  консолидации  государственного  долга.  Под консолидацией понимается  изменение  условий  займов,  связанное  с  их  сроками  -  увеличение  либо  уменьшение  срока  действия  государственных  ценных  бумаг,  т.е.  перенос  даты  их  погашения. 

Когда внешний долг превышает приемлемый уровень, правительство предпринимает определённые меры, чтобы его уменьшить. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если они имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить кратко- и среднесрочную задолженности в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга.

Возможно  совмещение  консолидации  с  конверсией.

Следует  отметить,  что  при  применении  рассматриваемых  механизмов  управления  государственным  долгом  власти  должны  понимать,  что  изменение  первоначальных  условий  займов  может  вызвать  социальную  напряженность  в  обществе,  а  также  оказать  негативное  воздействие  на  дельнейшее  заимствование.

  1. Новация – соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.

В  принципе,  новация  является  аналогом  конверсии  с  той  лишь  разницей,  что  конверсия  предполагает  замену  как  одной  формы  займа  на  другую,  так  и  на  аналогичную  (например,  кредит  на облигацию или облигацию на  облигацию),  а  новация  обычно  предполагает  замену  одной  формы  займа  на  аналогичную  (т.е.  облигацию  на  облигацию).

  1. Унификация – объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Это метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.
  2. В  исключительных  случаях  правительство  может  провести  обмен  облигаций  по  регрессивному соотношению,  т.е.  когда несколько ранее выпущенных  облигаций приравниваются  к  одной  новой  облигации.  Такой  обмен избавляет  государство  от  необходимости  выплачивать  проценты  и  от  погашения  в  полноценных  деньгах  по ее  облигациям,  продававшимся  им  за  обесценившуюся  валюту.
  3. Отсрочка  погашения займа или всех  ранее выпущенных  займов  проводится  в  условиях,  когда  дальнейшее  активное  развитие  операций  по  выпуску  новых  займов  не  имеет  финансовой  эффективности  для  государства.  Это  происходит  в  тот  момент,  когда  правительство  уже  выпустило  слишком  много  займов  и  условия  их  эмиссии  не  были  достаточно  выгодными  для  государства.  В таких случаях большая часть поступлений  от  реализации  облигаций  новых  займов  направляется  на  выплаты  процентов  и  на  погашение  ранее  выпущенных  займов.  Чтобы  разорвать  этот  порочный  круг  правительство  объявляет  об  отсрочке  погашения  займов,  которая  отличается  от  консолидации  тем,  что  не  только  отодвигаются  сроки  погашения,  но  и  прекращается  выплата  доходов  (во  время  консолидации  же  займов  владельцы  облигаций  продолжают  получать  по  ним  свой  доход).

Конверсия,  консолидация,  унификация  государственных  займов  и  обмен  облигаций  государства  обычно  осуществляется  только  в отношении внутренних займов.  Что  касается  отсрочки  погашения  обязательств,  то  эта  мера  возможна  и  по  отношению к внешней задолженности.  При этом  отсрочка  погашения внешних займов  как правило,  проводится  по  согласованию  с кредиторами и может не  повлечь приостановку  выплаты  процентов  по  ним [14,  с.27].

  1. В  отличии  от  отсрочки  под  аннулированием  государственного  долга понимается  полный  отказ  государства  от  обязательств  по  выпущенным  займам  (внутренним,  внешним  или  по  всему  госдолгу).  Как  правило,  при  управлении  государственным  долгом  данный  метод  является  крайней  мерой  и  может  использоваться  по  двум  причинам.  Во-первых,  аннулирование  госдолга  объявляется  в  случае  финансовой  несостоятельности  государства,  т.е.  его  банкротства.  Во-вторых,  аннулирование  задолженности  может  явиться  следствие  прихода  к  власти  новых  политических  сил,  которые  по  определенным  причинам  отказываются  признать  финансовые  обязательства  предыдущих  властей [17,с.164].
  2. В  последние  два  десятилетия  широкое  распространение  на  мировом  финансовом  рынке  получила  тенденция  к  превращению  отношений  между  кредиторами  и  должниками  в  оборотоспособное  имущество.  Эта  тенденция  получила  название  секъюритизация.  Превращая обычные обязательства должника  к кредитору  в  ценные  бумаги,  секъюритизация  дает  этим  обязательствам  повышенную  оборотоспособность,  помещает  их  в  готовую  инфраструктуру  фондового  рынка  и  в  конечном  итоге  делает  финансовые  отношения  более  мобильными.

Исследование  финансовых  инструментов  управления  государственным долгом  позволило  обнаружить  возрастающую  роль  государственных  ценных  бумаг,  которые  являются  не  только  одним  из  основных  способов  управления  государственным  долгом,  но  и  эффективным  инструментом  регулирования  денежно-кредитной  политики. Анализ  основных  макроэкономических  показателей  Республики  Беларусь  также  доказывает,  что  в  процессе  развития  рынка  государственных  ценных  бумаг  его  макроэкономическая  роль  значительно  возросла.  Государственные  ценные  бумаги  стали  не  просто  инструментом  привлечения  заемных  ресурсов,  но  и  рычагом  стабилизации  финансового  сектора.

Что касается оценки долгового бремени того или иного государства в международной практике, то можно выделить несколько различных методов. Например, Всемирный банк определяет уровень кредитоспособности страны через систему показателей, а именно отношение:

Информация о работе Методы управления государственным долгом