Методы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Его наличие объективно обусловлено тем, что финансам как категории экономики характерны, как контрольная, так и распределительная функции. Поэтому использование муниципальными образованиями и государством для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля, за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, так же специализированными контрольными органами при содействии как народных организаций, так трудовых объединений и граждан.

Содержание

Введение 3
I. Необходимость, цели и задачи методов финансового контроля 5
1.1 Необходимость методов финансового контроля 5
1.2 Цели и задачи методов финансового контроля 5
II. Методы финансового контроля 6
2.1 Ревизия как основной метод финансового контроля 6
2.2 Другие методы финансового контроля 10
III. Повышение эффективности финансового контроля 13
3.1 применение методов финансового контроля 13
3.2 Пути совершенствования финансового контроля 14
Заключение 19
Источники литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

  1. Повышение эффективности финансового контроля

3.1 Применение методов финансового контроля

 

Финансовый контроль реализуется  с помощью различных методов  его осуществления. Методы финансового  контроля — это приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации. При этом выбор методов контроля, применяемых в том или ином случае, зависит от полномочий контрольно-ревизионного органа или службы. Например, аудитор в ходе проверки может применять только документальные методы; в ходе налоговой проверки могут проверяться только те документы, которые касаются начисления и перечисления в бюджет налогов. Наиболее широкие полномочия, как правило, реализуются при вышестоящем или внутрихозяйственном контроле, так как полномочия служб внутреннего контроля ограничиваются только локальными нормативными актами. Применение конкретного метода финансового контроля зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль, от объекта и целей контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений.  Между различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов.

Проведение методов финансового контроля, как правило, всегда планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

При выявлении злоупотреблений  наиболее эффективен такой подход, когда первоначально контролёры самостоятельно или с привлечением специалистов изучают небольшое количество заранее отобранных документов (в соответствии с данными оперативной информации). Если будет установлено, что нарушение нашло отражение в данных учёта, то назначается документальная ревизия (проверка).

3.2 Пути совершенствования финансового контроля

 

В настоящее время большое значение приобретает необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности. Совершенствование  финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям.

Ключевым направлением совершенствования  государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового  контроля в РФ и повышения его  эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведённых ревизий и проверок. Доля возврата в бюджет средств сокращается: если в 2001 – 2004 гг. возврат составил в среднем 10%, то в 2009 г. – 0,9% от суммы выявленных нарушений. По материалам, представленным 118 муниципальными контрольно-счетными органами за 2009 г., устранено финансовых нарушений на общую сумму 1 687,94 млн рублей, в том числе возмещено средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 41,19 млн рублей (с учетом устранения нарушений по контрольным мероприятиям прошлых лет), направлено 1 441 представление и предписание, исполнено – 1 053, или 73%.

     Проведя анализ результатов  деятельности муниципальных контрольно-счетных  органов Российской Федерации о выявленных нарушениях законодательства в бюджетной сфере за 2001-2005-2009 гг., удалось сделать следующие выводы. Во-первых, о сложившейся структуре нарушений. Оказалось, что доля использования бюджетных средств не по целевому назначению в 2005 – 2009 гг. соответствует 5 — 6%; доля незаконного и неэффективного использования бюджетных средств соответственно 27% и 68% от общей суммы выявленных нарушений (см. Приложение1). Во-вторых, система государственного (муниципального) финансового контроля не сложилась; отсутствуют единые правила и стандарты контрольной деятельности, унифицированная отчетность, мониторинг результатов деятельности контрольных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Заметим, что оценка состояния и результатов муниципального финансового контроля имеет определенные трудности. Это связано с отсутствием утвержденного классификатора нарушений, единообразного толкования понятий видов нарушений – незаконного, нецелевого, неэффективного использования бюджетных средств.6

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной  деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить  основы проведения ревизии, определив  цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций.

Важным вопросом совершенствования  контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального Казначейства, Счётной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения  совершенствования эффективности  контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства, повышение уровня квалификации аудиторов и др.

В современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Также важным направлением совершенствования является разработка и реализация наиболее рациональных форм , методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов.

Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов; более чёткая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций, таких как информирование о результатах своей деятельности; законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, обеспечение возможности участия общественности в проведении контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

Так же необходимо принятие реализаций единого правового акта о финансовом контроле с четким описанием функций задач и полномочий. Устранение дублирующих функций и органов контроля. Повышение профессионального уровня и ответственности работников контрольных органов.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Для осуществления финансового  контроля создаются особые контрольные  органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится  на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж.

В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение  экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами.

Поэтому актуальным на сегодняшний  день представляется введение новых  перспективных систем и методов  в сферу финансового контроля.

Источники литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31 июля 2008 г. N 145-ФЗ (БК  РФ) (с изменениями и дополнениями) Раздел IX. Государственный и муниципальный  финансовый контроль. Гл.26 статьи 265-273

2. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2006 - 504 с.

3. Симонова Л. А. Эффективность  государственного финансового контроля // Финансы, 2006. №4.

4. Овсянников Л. Н. Государственный  финансовый контроль: подходы к  стандартизации. // Финансы. - 2007 - № 2.

5. Финансы и кредит. - М.: Финансы  и статистика, 2007.

6. Бликанов А.В. Государственный  финансовый контроль в регионах  и пути его совершенствования  // Бюджет. - 2007. - апрель

7. Шевлоков В.З. Финансовый контроль  как функция финансового управления. // Финансы. - М., 2001. - №1. - с. 55-56.

8. В. А. Алешин, А. И. Зотова// Финансы.-2008 год.

9. В. В. Бочаров, В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская //Финансы (2009 г)

10. И. В. Бородушко, Э. К. Васильева, Н. Н. Кузин //Финансы (2009г)

11. М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина//Финансы предприятий(2007г) Издательства: ТК Велби, Проспект, 2009 г Финансы. Учебник(2009г)

12. А. Ю. Коваленко, В. А. Парыгина, А. А. Тедеев //Финансы в схемах и таблицах с комментариями(2006г)

13. Е. А. Котельникова//Финансы. Конспект лекций (2008г)

14. Под редакцией С. И. Лушина и В. А. Слепова//Государственные и муниципальные финансы (2006г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Нарушения законодательства в бюджетной сфере


1

2 Е. А. Котельникова//Финансы. Конспект лекций (2008г)

3 Веб-энциклопедия URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/31553/%D0%A0%D0%95%D0%92%D0%98%D0%97%D0%98%D0%AF (дата обращения: 21.11.2011).

4Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // Финансы. - М., 2001. - №1. - с. 55-56.

 

6 Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) Раздел IX. Государственный и муниципальный финансовый контроль. Гл.26 статьи 265-273

 

7 Бликанов А.В. Государственный финансовый контроль в регионах и пути его совершенствования // Бюджет. - 2007. - апрель

 

 


Информация о работе Методы финансового контроля