Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 02:14, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение денежного рынка. Для этого необходимо будет выполнить следующие задачи:
1) определить понятие денежного рынка и денежного оборота Украины;
2) охарактеризовать элементы денежного рынка денежного оборота Украины;
3) рассмотреть понятие денежной системы и её развитие в Украине;
4) провести обзор денежного рынка денежного оборота Украины за период его становления и развития.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Теоретические аспекты функционирования денежного рынка и денежного оборота Украины…………….………….……………………………5
1.1. Денежный оборот страны и его регулирование…………………………5
1.2. Закон денежного обращения……………………………………………12
1.3. Понятие денежного рынка страны…………………………………………14
1.4. Характеристика элементов денежного рынка…………………………….19
Раздел 2. Механизм государственного регулирования денежного оборота в Украине…………………………………………………………………………...27
2.1. Понятие денежной системы и её становление в Украине………………..27
2.2. Обзор денежного рынка Украины и тенденции его развития……………30
2.3. Государственное регулирование денежного оборота в Украине………..40
ВЫВОДЫ……..………………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………………51
Многообразие дериватов практически неисчислимо, но чаще всего выделяют следующие:
- форвардные контракты;
- опционы;
- комбинации форвардов и опционов.
Существенным является то обстоятельство, что стоимость финансового инструмента (деривата) зависит от стоимости уже существующего объекта, например акций или облигаций. Базис, с которым соотносится дериват, называется андерлаингом, или базисной стоимостью. Дериваты могут существовать в форме стандартизованных или индивидуально оформленных контрактов. В России с помощью финансового инжиринга созданы процентные “свопы” на основе финансированной и плавающей процентных ставок на рынке государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа. А контракты, которыми оперирует Германская биржа срочных сделок, являются опционами и фьючерсами. Дериваты как производственные продукты финансовых трансакций представляют собой весьма гибкие инструменты управления и формирования портфелей, причем действуют они быстрее и дешевле, чем операции по покупке и продаже ценных бумаг или валют.
Сегодня, когда особо актуальна проблема формирования оптимального портфеля ценных бумаг банков, фондов и компаний, именно производные ценные бумаги могут стать привлекательным объектом инвестирования.
Для Украины очень важно, чтобы произошло становление эффективного и открытого вторичного рынка производных финансовых институтов, а также опционов на государственные облигации. Поскольку государственных облигаций в Украине становится все больше (вследствие увеличения объема эмиссий) и появляются новые их типы (например, облигации сберегательного займа), фондовый рынок должен адекватно реагировать, предлагая новые разновидности операций.
Раздел 2. Механизм государственного регулирования денежного оборота в Украине
2.1. Понятие денежной системы и её становление в Украине
Под денежной системой принято понимать форму организации денежного обращения, закрепленную в законодательном порядке и предусматривающую приведение различных элементов денежного обращения страны к определенному единству. Иными словами, денежная система – это регулируемая общегосударственными законами организация денежного обращения страны.
Каждое государство формирует свою денежную систему, определяя ее элементы соответствующими нормами [1]:
дает наименование денежной единицы;
определяет виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу и порядок их выпуска в обращение;
устанавливает курсовое отношение валюты страны к иностранным валютам;
регулирует условия денежного оборота в стране, т.е. устанавливает, какие платежи должны совершаться в порядке безналичных расчетов, а какие – с помощью наличных денег;
устанавливает порядок и методы планирования денежного обращения и государственного контроля за денежным оборотом.
Исторически формирование денежной системы как таковой началось в докапиталистических формациях, хотя отдельные ее элементы появились значительно раньше. Окончательно структура денежной системы сложилась в ХVI-ХVII веках с возникновением и утверждением капиталистического способа производства.
В зависимости от того, в какой форме обращаются деньги как товар (в форме всеобщего эквивалента или как знаки стоимости) различают следующие типы денежных систем:
биметаллизм;
монометаллизм;
обращение кредитных и бумажных денег.
При биметаллизме роль всеобщего эквивалента законодательно закреплялась за двумя металлами: золотом и серебром. Параллельное существование двух систем пропорцией для определения стоимости товаров противоречило природе денег и обусловило на определенном этапе переход к монометаллизму, который представляет собой денежную систему, при которой один металл служит всеобщим эквивалентом. При этом имел место как золотой, так и серебряный монометаллизм. Наибольший расцвет золотого монометаллизма приходится на конец ХІХ – начало ХХ века. С тридцатых годов прошлого столетия господствующей становится система неразменных на золото кредитных денег, так называемая бумажно-денежная система – система обращения номинальных знаков стоимости.
Действующая в настоящее время в Украине денежная система начала складываться в 1992 г. Провозгласив свою независимость, Украина была вынуждена отказаться от хождения на своей территории советских денежных знаков – рублей и копеек. Это объяснялось зависимостью, в которую попадала страна, ведь рубли печатали два двора в России – Москве и Ленинграде.
Первая попытка строительства самостоятельной денежной системы была предпринята в январе 1992 г., когда в обращение были введены купоны многоразового использования. А в ноябре того же года в безналичное обращение введен украинский карбованец. При расчетах 1 наличный купон приравнивался 1 карбованцу в безналичных расчетах. Таким образом, Украина вышла из рублевой зоны. Следует отметить, что использование купоно-карбованцев характеризовало лишь временную меру, переходный этап к созданию национальной денежной системы. Работа по созданию полноценной украинской денежной единицы началось еще в 1992 г., когда украинское правительство приняло решение о выпуске собственной денежной единицы – гривни. Первые гривни для Украины отпечатала в 1992 г. известная канадская компания «Canadian Bank Note Company», один из лидеров в этой области. Данная фирма выполнила 2 заказа Нацбанка Украины, первый из которых включал изготовление 1,5 млрд. купюр мелкого достоинства. Далее Украина отказывается от услуг канадцев и с мая 1993 г. начинает длительное сотрудничество с не менее известной в мире английской фирмой «Тhomas de la Rue». Однако, выпуск денег за рубежом – дело очень дорогостоящее. Поэтому в стране ведется строительство производственных мощностей для изготовления денег. В марте 1994 г. вступила в действие своя украинская Банкнотная фабрика, 68-е предприятие в мире по производству бумажных денег, оснащенное самым современным и высокотехнологичным оборудованием, произведенным в западной Европе. С октября 1994 г. на базе этой фабрики создан Банкнотно-Монетный двор НБУ, который обеспечивает изготовление всех видов денежных знаков: банкнот и монет. Данное предприятие способно изготавливать не только национальную валюту, но и денежные знаки для других стран [15].
Однако введена в оборот гривна была лишь в 1996 г. (со 2 по 16 сентября) на основании Указа Президента Украины «О денежной реформе в Украине». Законодательно было принято наименование национальной валюты – гривня, установлены виды денежных знаков в разных купюрах, обязательных к приему во все платежи внутри страны. Таким образом, в результате денежной реформы 1996 г. в стране начала функционировать полноценная национальная денежная система.
2.2. Обзор денежного рынка Украины и тенденции его развития
Стремление Украины стать полноправным членом Европейского Союза (ЕС) в настоящее время сталкивается с рядом "критериев конвергенции", установленных ЕС для своих членов и которым должна соответствовать и каждая страна-кандидат, желающая стать полноправным членом ЕС. Из того, что основной стратегической целью монетарной политики ЕС является поддержание стабильности цен в странах, вошедших в ЕС, следует, что очень важной частью его монетарной политики является стратегия поведения стран-кандидатов в члены.
Соответственно ЕС, в лице созданного в его рамках Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), опирается на анализ динамики денежной массы, ее покупательной способности, динамики ВВП и широкого круга других экономических, социальных и финансовых показателей, на основе которых Совет ЕЦБ принимает решения, направленные на поддержание стабильности денег и цен в рамках зоны евро. При этом ЕЦБ осуществляет постоянный мониторинг процесса присоединения стран к ЕС (при достижении ими соответствия "критериям конвергенции" или основных показателей экономического развития страны). Среди таких показателей на первом месте стоит достижение высокого уровня стабильности цен в стране, определяемое таким уровнем инфляции в ней (за последний год), который не должен превышать 1,5 пункта среднего уровня инфляции не менее чем в трех странах ЕС, в которых отмечается наибольшая стабильность цен. Другим, не менее важным критерием, по которому определяется возможность присоединения страны к ЕС, является величина дефицита государственного бюджета, которая не должна превышать 3 % ВВП (при соотношении государственного долга к ВВП не более чем 60 %). Наконец, одним из критериев, учитываемых при присоединении страны к ЕС, является механизм установления валютных курсов, соответствующий механизму ЕС. В частности предполагается, что в течении как минимум двух лет валютный курс национальной денег страны остается стабильным и, соответственно, страна не имеет права по своей инициативе девальвировать национальную валюту по отношению к валюте любой страны члену ЕС.
Следует отметить, что пока в Украине абсолютные значения реального объема ВВП не публикуются. Это означает, что дать оценку уровня дефицита государственного бюджета и государственного долга в процентах к реальному ВВП не представляется возможным. Что же касается объема номинального ВВП, то он растет вместе с ростом цен в стране, а не с ростом реального объема производства. Соответственно, он не может быть базой для определения такого оценочного показателя, принимаемого во внимание ЕЦБ при рассмотрении вопроса о вступлении страны в члены ЕС, как относительный уровень дефицита государственного бюджета (не более 3% к ВВП при уровне государственного долга, не превышающего 60% ВВП).
Динамика реального и номинального ВВП, денежной массы и уровня индекса потребительских цен (ИПЦ) в Украине представлен в табл. 2.1. [12] (Приложение № 3).
Как видно из данных табл. 2.1, наличная денежная масса Украины за все годы ее существования безудержно растет с 0,0017 млн. % в 1992 году до 37 млн., % к началу 2008 года (в процентах к 1991 году) при одновременном снижении реального объема производства. Понятно, что при таком соотношении динамики денежной массы и реального объема производства, резко возросла инфляция и, соответственно, произошло резкое обесценение национальных денег Украины, достигшее к началу 2008 года, в сравнении с 1991 годом, 14,8 млн. %.
Что же касается уровня ИПЦ относительно предыдущего года, то в 2007 году он достиг 116,6 % и в 2008 году имеет тенденции к росту, что никоим образом не соответствует требованиям монетарной политики ЕС.
Уместно отметить, что безудержное наращивание наличной денежной массы (без учета динамики реального ВВП) при наличии дефицита государственного бюджета и внешнего долга, величина которого к 1.07.2008 года приблизилась к 100 млрд. долларов США, позволяет сделать вывод о наличии неприкрытой заинтересованности эмитента (НБУ) в наращивании объемов эмиссии наличных гривен. Последнее обусловлено тем, что эмиссия наличных денежных билетов позволяет эмитенту получать ежегодно немалый эмиссионный доход, который может быть направлен и на частичное покрытие дефицита государственного бюджета, и на частичное покрытие внешнего государственного долга.
Практически вся номинальная стоимость выпущенных в обращение денежных билетов представляет собой эмиссионный доход НБУ который, в соответствии со ст. 5 Закона Украины "Про НБУ", все свои свободные доходы направляет на покрытие дефицита государственного бюджета, возросшего за 2007 год с 3,6 млрд. грн. до 8,2 млрд. грн. Соответственно, заинтересованность НБУ в наращивании объемов эмиссии наличных денег становится совершенно очевидной. Однако наращивание объёма наличной денежной массы, приведшее к безудержному росту цен – инфляции, соответственно привело к снижению покупательной способности гривны (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Динамика покупательной способности гривны за период 1997-2008 гг. [5]
Показатели | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Розничный товарооборот (млрд. грн.) | 17,3 | 18,9 | 19,3 | 22,2 | 28,8 | 34,4 | 39,7 | 50,0 | 67,6 | 94,3 | 130,0 | 175,1 |
Налично-денежная масса (млрд. грн.) | 4,0 | 6,1 | 7,2 | 9,6 | 12,8 | 29,5 | 26,4 | 33,1 | 42,3 | 60,2 | 75,0 | 111,1 |
Покупательная способность гривны | 4,32 | 3,1 | 2,7 | 2,3 | 2,25 | 1,17 | 1,5 | 1,51 | 1,6 | 1,57 | 1,73 | 1,57 |
Информация о работе Механизм государственного регулирования денежного оборота в Украине