Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 02:14, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение денежного рынка. Для этого необходимо будет выполнить следующие задачи:
1) определить понятие денежного рынка и денежного оборота Украины;
2) охарактеризовать элементы денежного рынка денежного оборота Украины;
3) рассмотреть понятие денежной системы и её развитие в Украине;
4) провести обзор денежного рынка денежного оборота Украины за период его становления и развития.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Теоретические аспекты функционирования денежного рынка и денежного оборота Украины…………….………….……………………………5
1.1. Денежный оборот страны и его регулирование…………………………5
1.2. Закон денежного обращения……………………………………………12
1.3. Понятие денежного рынка страны…………………………………………14
1.4. Характеристика элементов денежного рынка…………………………….19
Раздел 2. Механизм государственного регулирования денежного оборота в Украине…………………………………………………………………………...27
2.1. Понятие денежной системы и её становление в Украине………………..27
2.2. Обзор денежного рынка Украины и тенденции его развития……………30
2.3. Государственное регулирование денежного оборота в Украине………..40
ВЫВОДЫ……..………………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………………51
Рассмотрим подробней динамику депозитов в иностранной валюте в таблице 2.8 [3] (Приложение № 4).
Анализ показал, что их удельный вес, начиная с 1993 года, возрастал, увеличившись к 2001 году с 10 % до 47,02 % и снизившись в дальнейшем (к началу 2008 года) до 32,1 %. При этом, как видно из данных табл. 2.8, если до 1996 года вклады в иностранной валюте (причем, только срочные) принимались банками, только у юридических лиц, то, начиная с 1995 года, банки стали принимать вклады в иностранной валюте и от физических лиц. Соответственно, удельный вес срочных вкладов физических лиц в иностранной валюте к началу 2008 года достиг 20,71 %, а с учетом и текущих вкладов, общая доля вкладов населения в инвалюте достигла к началу 2008 года практически четверти общей суммы вкладов населения (табл. 2.8).(Приложение №5) Вместе с тем, следует обратить внимание на некоторое снижение в последние годы доли инвалютных вкладов населения (как срочных, так и текущих). Что же касается вкладов юридических лиц в иностранной валюте (и срочных, и до востребования), то их удельный вес вообще имеет тенденцию к снижению, сократившись до 4,41 % - 4,5 % от общей суммы вкладов, что в целом к началу 2008 года снизило удельный вес всех вкладов в инвалюте. В такой структуре и динамике вкладов в иностранной валюте проявляется, с одной стороны, накопление в стране иностранной валюты за счет, именно, срочных вкладов населения, полученной им из-за рубежа от своих родственников – "заработчан". С другой же стороны, в снижении удельного веса вкладов юридических лиц (как срочных, так и до востребования) проявляется уменьшение объемов валютной выручки от экспорта за счет снижения последнего. При этом, как показал анализ, вклады в иностранной валюте в основном осуществляются в долларах США.
Вместе с тем, удельный вес вкладов в долларах США в 2007 году снизился как юридических, так и физических лиц за счет роста вкладов в евро. При этом удельный вес вкладов физических лиц в долларах США почти вдвое выше удельного веса вкладов юридических лиц в долларах США. Тем не менее, следует отметить, что удельный вес вкладов физических лиц и в евро почти вдвое выше удельного веса вкладов юридических лиц. А вот удельный вес вкладов юридических лиц в российских рублях на порядок выше удельного веса вкладов в российских рублях физических лиц. В таком соотношении удельных весов вкладов физических и юридических лиц в отдельных валютах отражается, с одной стороны, прилив валюты в Украину от "заработчан" (в связи с чем, доля вкладов физических лиц в долларах США и евро значительно выше доли вкладов в этих валютах юридических лиц). С другой стороны, торговля с Россией создает на счетах юридических лиц в банках вклады по торговым операциям в российских рублях, величина которых значительно превышает величину вкладов в российских рублях у физических лиц, создающих эти вклады в основном по неторговым операциям.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что основные экономические показатели Украины в настоящее время очень далеки от тех "критериев конвергонтности", которые предъявляет ЕС к странам, желающим стать его членом. Это проявляется, в первую очередь, в наличии постоянно растущих цен в Украине, рост которых, на наш взгляд, в основном зависит от наличия дефицита государственного бюджета и непрерывно растущего внешнего государственного долга, относительную величину которых к ВВП невозможно определить из-за отсутствия абсолютных данных о реальном объеме ВВП. К тому же, как показал анализ, НБУ наращивает денежную массу, не учитывая динамики реального объема ВВП, что усугубляют инфляцию и тяжким бременем ложится на плечи населения. Соответственно население, из-за недопустимо низкого уровня минимальной заработной платы, установленного правительством и не обеспечивающего покрытия законом установленного же прожиточного минимума (не соответствующего медицинским нормам жизни человека), вынуждено либо искать работу на неорганизованном внутреннем рынке труда в своей стране, либо уезжать на заработки за рубеж, Понятно, что в обоих случаях бюджет недополучает значительной суммы поступлений, а "заробитча* не" пересылают громадные суммы иностранной валюты (и, прежде всего» долларов США) в Украину, способствуя, тем самым, долларизации экономики страны, которая не позволяет НБУ эффективно использовать инструменты денежно-кредитного регулирования экономики для поддержания ценовой стабильности.
2.3. Государственное регулирование денежного оборота в Украине
Современная экономическая мысль, независимо от ее конкретного теоретического направления, признает ответственность государства за состояние формирования экономики страны и ее способность влиять на экономическую жизнь общества. Отличия во взглядах отдельных теоретиков касаются лишь степени и путей осуществления подобного действия.
Одни из них считают, что такое влияние должен быть прямым, непосредственно направленным на отдельного экономического субъекта, индивидуализировано стимулировать соответствующее его поведение. Другие - назовем их условно монетаристами, считают, что экономические субъекты по природе своей "запрограммированы" на высокоэффективную деятельность в рыночной среде, способные самостоятельно обеспечить наиболее целесообразное поведение с позиций отдельного индивида и общества в целом.
Поэтому государству необходимо напрямую вмешиваться в поведение отдельных экономических субъектов, а свое влияние на экономику оно обязано свести к гарантированию им подходящих условий деятельности, т.е. опосредованно.
Государство как политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, призванными обеспечивать охрану существующего порядка, несет ответственность за состояние и развитие экономики. Отсюда государство имеет право влиять на экономическую жизнь общества путем проведения соответствующей политики. Особенное место в экономической политике занимают мероприятия, которые влияют на рыночную конъюнктуру, на соотношение совокупного спроса и совокупного предложения на рынках.
Как известно, совокупный платежеспособный спрос формируется и реализуется в денежной форме в процессе создания, распределения и использования национального дохода. Следовательно, путем государственного регулирования денежного оборота, отдельных денежных потоков, массы денег, уровня процента, скорости обращения денег и других явлений имеется возможность влиять не только на изменение спроса, но и на изменение предложения на товарных рынках. Например, дополнительная эмиссия денег снижает уровень процента, что стимулирует рост инвестиций и расширение производства. Этому содействует и снижение налогового бремени (гнета).
В зависимости от способа и характера влияния на поведение экономических субъектов можно выделить три группы методов государственного регулирования денежного оборота:
• административные (прямые);
• экономические (косвенные);
• смешанные.
Административные (прямые) методы государственного регулирования основаны на установлении государством для субъектов экономических отношений обязательных к исполнению норм и нормативов. Примером таких норм в сфере денежно-кредитного регулирования могут служить: предельные величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, ежеквартальные определения для юридических лиц предельной суммы (лимита) кассовых остатков на конец рабочего дня, таргетирование денежной массы и др.
Таким образом, административные (прямые) методы регулирования базируются на некотором принуждении субъектов денежно-кредитных отношений. Выбор показателей, используемых для прямого администрирования, зависит от тенденций развития денежной сферы, задач, стоящих перед регулирующими органами, действенности прочих инструментов денежно-кредитного регулирования и т.д.
Административные методы зачастую обеспечивают достижение отличных результатов. Например, использование центральными банками различных стран целевых ориентиров (таргет) денежной массы способствует повышению эффективности и надежности денежного оборота. Вместе с тем следует отметить, что в условиях рыночного хозяйства широкое применение административных методов регулирования может привести к отрицательным последствиям, поскольку они противоречат основным принципам организации рыночной экономики. Для рыночных взаимоотношений более приемлемы экономические (косвенные) методы государственного регулирования денежного оборота, которые базируются не на принуждении, а на выгоде. Например, использование безналичных расчетов значительно дешевле, чем использование расчетов наличными деньгами, и это стимулирует предприятия и организации применять в расчетах между собой систему безналичных платежей.
Смешанные методы регулирования предусматривают сочетание административных и экономических подходов. Они очень часто применяются в процессах интервального упорядочения взаимных отношений. Например, регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, а за пределом ограничений действуют те или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования.
В настоящие время во всех индустриально развитых странах предпочитают экономические методы регулирования денежно-кредитной сферы. Такая тенденция определяется многими причинами.
Во-первых, в основу государственного экономического регулирования денежным оборотом заложена денежно-кредитная политика центрального банка, призванная способствовать повышению деловой активности хозяйствующих субъектов и населения.
Во-вторых, многократно возросла интернационализация связей кредитно-финансовых систем различных стран. В этих условиях прямое административное вмешательство нарушает сложившиеся связи.
В-третьих, на базе современных достижений информатики появились принципиально новые технологии операций на финансовом рынке, которые не могут регулироваться административными методами (пластиковые карточки, СВИФТ и др.).
В-четвертых, значительно возросли обороты кредитно-финансового рынка, не контролируемые центральными банками. Это значительно ограничивает сферу применения административных методов регулирования.
В-пятых, политики стали осознавать недостатки административных мер и отрицательные последствия их применения.
Основными экономическими (косвенными) инструментами денежно-кредитной политики центрального банка обычно являются:
• установление минимальных резервных требований;
• регулирование официальной учетной ставки;
• операции на открытом рынке.
Приоритетность инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития экономики страны. Так, в современных условиях наибольшее значение в развитых странах приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отходит на второй план. В странах же, идущих по пути развития рыночных отношений, установлению минимальных резервных требований отводится главное место, а операции на открытом рынке только начинают осваиваться.
Рассмотрим характерные особенности названных экономических методов регулирования денежного оборота.
Установление минимальных резервных требований призвано поддерживать объем денежной массы в заданных параметрах регулирования ликвидности банков и уровня инфляции. С этой целью практикуют изменение норм обязательных резервов коммерческих банков (КБ), находящихся на счетах в ЦБ (центральном банке) в качестве обеспечения обязательств по депозитам.
Изменение норм резервных требований представляет собой один из старейших и наиболее распространенных экономических (косвенных) методов регулирования денежного оборота. Впервые он был применен в США в 1913 г. Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков на корреспондентские счета в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы обязательств КБ. Норма минимальных резервов может зависеть от вида вкладов (срочный, до востребования), их величины, географического расположения банка (в крупном или небольшом городе), институциональных различий (вида кредитного учреждения) и других факторов.
Способы установления базы резервных требований в разных странах неодинаковы не только в количественном, но и в качественном отношении. Как правило, они устанавливаются по отношению к пассивам банков, либо к объему прироста пассивов за определенный период, либо к отдельным статьям пассива. Использование последнего варианта дает возможность исключать из базы исчисления объема резервных требований отдельные статьи, например депозитные сертификаты. Во многих странах нормы обязательных резервов дифференцируются по видам депозитов и другим статьям пассива баланса.
Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности КБ, с другой — используется как важный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ. Как известно, обязательные резервы размещаются на корреспондентских счетах в ЦБ и это является гарантией погашения обязательств КБ и других кредитно-финансовых учреждений. В то же время, повышая нормы обязательных резервных требований, ЦБ сокращает суммы свободных денежных резервов, находящихся в распоряжении КБ и используемых для расширения активных операций; снижая нормы обязательных резервов, ЦБ увеличивает возможности кредитования хозяйствующих субъектов.
Расчет минимальных резервных требований осуществляется на месячной или квартальной базе, поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется и лишь в конце определенного периода можно точно определить среднюю величину вкладов. Так, в США, Японии, Франции, Канаде и других промышленно развитых странах предусмотрено обязательное размещение депозитов КБ в ЦБ в определенном количественном соотношении к различным категориям банковских обязательств в среднем за установленный период. Как правило, расчетный период выполнения обязательных резервных требований составляет один месяц, хотя наблюдаются и исключения. Причем при более длительном периоде резервных требований обычно возникают негативные для банковской системы последствия, в том числе и такие, как повышение конкурентоспособности кредитных учреждений, на которые не распространяются обязательные резервные требования; широкий круг операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований, и пр.
Информация о работе Механизм государственного регулирования денежного оборота в Украине