Механизм обеспечения финансовой безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение направлений экономической политики государства и стратегии экономической и финансовой безопасности Российской Федерации.
Задачами данного исследования являются: рассмотрение теоретических положений, касающихся экономической политики и экономической безопасности; изучение современного состояния экономической безопасности и угроз в финансовой сфере РФ.

Содержание

Введение ……………………………………………………................. 3
1. Понятие и сущность финансовой безопасности РФ …………...5
1.1 Показатели, критерии оценки экономической и финансовой безопасности ......………………………………………………………………10
2. Механизм обеспечения финансовой безопасности России…………………………………………….……………………………14
2.1 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России ……………………………………………20
2.2 Повышение экономической и финансовой безопасности Российской Федерации ……………………………………………………….27
Заключение …………………………………………………………...31
Список использованной литературы ……………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, повышение экономической  безопасности России в большой степени  зависит от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Однако, создавая такие инструменты, необходимо учитывать технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой российской продукции, пока еще слабую нормативную правовую базу и экономическую нестабильность.

Одним из эффективных  механизмов является проведение разумной протекционистской политики, которая защищает национальные интересы отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках,  предусматривает борьбу с монополистами.

 

 

 

 

2.1 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России

 

 

Стратегической целью  обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Государственная стратегия  в области обеспечения экономической безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего, через систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации и объединения.

Наиболее важными задачами в обеспечении экономической безопасности, должны стать:

1. регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;

2. дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;

3. поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;

4. проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;

5. обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;

6. достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;

7. обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).

Главная цель экономической  стратегии состоит в восстановлении в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить  на новой основе и с помощью  новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально иной структуры экономики и образование промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для перелива капитала в новое русло развития экономики.

Приоритетами экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу станет реализация антикризисных мер, а также мер, ориентированных на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности экономики страны. К основным приоритетам следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы. Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции. Одновременно будут активизированы действия, обеспечивающие переход экономики на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. К ним относятся развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры. Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов, реализация мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности.

Экономическое развитие России в предстоящий период будет  формироваться под влиянием следующих  факторов:

– скорость выхода мировой  экономики из кризиса и динамика цен на основные сырьевые ресурсы;

– степень адаптации  российских компаний и банков к кризису  и повышение их конкурентоспособности, а также динамика инвестиционных программ инфраструктурных компаний;

– эффективность реализации мер государственной антикризисной  политики, а также мероприятий  по модернизации экономики.

Ослабление влияния  внешних факторов отражает тенденцию замедления темпов прироста. Таким образом, в отличие от прошлых лет рост экономики будет опережать динамику экспорта за счет увеличения вклада внутренних факторов.

Умеренно-оптимистичный  сценарий предполагает:

  • более активная реализация компаниями мероприятий по повышению конкурентоспособности своей продукции, снижению издержек, внедрению эффективных технологий, завоеванию рынков и участию в совместных с государством инновационных и структурных проектах. При этом повышение конкурентоспособности будет выражаться в более высоких темпах роста частных инвестиций, более динамичном наращивании экспорта, особенно обрабатывающей продукции, и относительно более успешном импортозамещении.
  • формирование элементов национальной инновационной системы и повышение инвестиций в развитие человеческого капитала.
  • проведение более активной социальной политики (в том числе в бюджетном секторе) в 2011 - 2012 годах, что будет сдерживать увеличение дифференциации доходов.
  • повышение эффективности использования государственных инвестиций для развития энергетической и транспортной инфраструктуры, реализации высокоэффективных инновационных проектов и приоритетных отраслевых стратегий и программ.

Принимая во внимание возможные различия в темпах восстановления мировой экономики, варианты реализации монетарной политики развитых стран, определяющих привлекательность нефтяных контрактов в качестве инвестиционного актива, и различную динамику спроса на углеводороды на мировом рынке, наряду с основным вариантом, рассмотрен вариант с более высокой ценой на нефть.

 В период 2010 - 2012 годов  номинальный импорт будет умеренно  прирастать. В 2010 году основным фактором оживления спроса будет оставаться рост экспорта, прежде всего, топливно-энергетических ресурсов, а также постепенное восстановление производственных запасов. Прирост ВВП при этом составит не более 1-1,6 % в зависимости от сценария развития. При этом возобновление роста импорта в 2010 - 2012 годах будет также связано с ростом спроса на эти две группы товаров. Опережающий рост внутренних инвестиций обеспечит спрос на высокотехнологичный импорт машин, оборудования и транспортных средств, а восстановление производственных запасов и рост сборочных производств возобновят спрос на импортируемые промежуточные товары. При этом провал в 2009 году определит общее сокращение инвестиционного импорта в 2012 году по отношению к 2008 году на 27 процентов. Потребительский импорт в еще большей степени будет ограничен переориентацией спроса на отечественную продукцию. Его рост не будет опережать рост оборота розничной торговли и, несмотря на то, что в целом розничная торговля к 2012 году превысит уровень 2008 года, объем импорта потребительских товаров будет более чем на 20 % ниже предкризисного уровня. Такой сценарий может реализоваться только при условии соответствующего повышения конкурентоспособности отечественных товаров, сдерживания укрепления курса рубля (реальный эффективный курс в 2012 году не превысит докризисного уровня), а также избирательного сохранения части введенных антикризисных мер по защите внутреннего рынка.

Таким образом, несмотря на опережающие темпы роста физического  объема импорта по сравнению с  отечественным производством, изменение  относительных цен в пользу отечественных  товаров и расширение сферы услуг  приведут к увеличению доли отечественной продукции в удовлетворении внутреннего спроса. В 2009 - 2012 годах структурные сдвиги в экономике будут определяться повышением доли услуг при некотором понижении доли промышленного производства в ВВП.

Структурные сдвиги со стороны спроса в прогнозный период будут определяться постепенным восстановлением как внутреннего, так и внешнего спроса. При этом внутренний спрос станет главным фактором роста экономики. Динамика внутреннего спроса будет определяться возобновлением, начиная с 2011 года инвестиционной активности при положительных, но более низких темпах потребления.

Экономический кризис сократил спрос на труд. В результате в 2009 году численность занятых в экономике  снизится на 2,1 млн. человек и составит 66,4 млн. человек. В дальнейшем, в связи с ростом производства и увеличением спроса на труд, численность занятых в экономике постепенно возрастет и в 2012 году составит 66,6 млн. человек.

Сокращение численности  населения в трудоспособном возрасте явилось своеобразным буфером, смягчающим давление на рынок труда. Однако общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда (МОТ), в 2009 году увеличится до 6,8 млн. человек, или 9,3 % экономически активного населения. В дальнейшем, в связи с ростом производства и увеличением спроса на труд, уровень безработицы сократится и в 2012 году составит 6,2 млн. человек, или 8,5 % экономически активного населения. Потеря гражданами работы и заработка (дохода) ведет к росту обращений в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы граждан, уволенных из организаций в связи с сокращением численности или штата работников организации, ликвидацией организации, а также по другим основаниям (собственному желанию, соглашению сторон и т.д.). По предварительным прогнозным оценкам, численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, в 2009 году может составить 2,2 млн. человек. Выделение субсидий предусмотрено на реализацию региональных программ, предусматривающих следующие дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда: опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы увольнения; создание работодателями временных рабочих мест (общественные работы, временное трудоустройство безработных граждан, а также работников в случае массового увольнения); оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. После значительного сокращения доходов населения в 2009 году их восстановление будет идти умеренными темпами. Претерпит сильные изменения структура доходов населения. Доля доходов занятых и прочих доходов населения будет снижаться на фоне роста доли социальных трансфертов. Это обусловлено проведением в 2010 году мероприятий, направленных на увеличение пенсионного обеспечения граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Повышение экономической и финансовой безопасности России

 

Важнейшим элементом  государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии  экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России - это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

Экономическая безопасность является обязательным условием при осуществлении государственной политики на всех уровнях. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов. Но для эффективного обеспечения экономической и финансовой безопасности нужно определить угрозы и методы их устранения.

Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются  в основном неадекватной финансово-экономической  политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по нашему мнению, следует выделить следующие:

1)стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);

2)постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую);

Информация о работе Механизм обеспечения финансовой безопасности России