Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение направлений экономической политики государства и стратегии экономической и финансовой безопасности Российской Федерации.
Задачами данного исследования являются: рассмотрение теоретических положений, касающихся экономической политики и экономической безопасности; изучение современного состояния экономической безопасности и угроз в финансовой сфере РФ.
Введение ……………………………………………………................. 3
1. Понятие и сущность финансовой безопасности РФ …………...5
1.1 Показатели, критерии оценки экономической и финансовой безопасности ......………………………………………………………………10
2. Механизм обеспечения финансовой безопасности России…………………………………………….……………………………14
2.1 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России ……………………………………………20
2.2 Повышение экономической и финансовой безопасности Российской Федерации ……………………………………………………….27
Заключение …………………………………………………………...31
Список использованной литературы ……………………………..35
3) высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;
4) многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
5) чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
6)глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.
В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому, в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности.
В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органами, которые воздействуют на Россию, в соответствии с ее национальными интересами. При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам. Это нужно для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызванных финансовых кризисов.
При этом следующие пути
совершенствования системы
1) установление пределов
иностранного участия в
2) отраслевые ограничения
(ограничение или запрещение
3) меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
4) требования в области
производства, использования местных
компонентов, передачи
5) разработка действенных
систем контроля привлечения
и использования средств
Многие пороговые параметры экономической и финансовой безопасности разработаны на основе данных отечественной статистики и были согласованы в 2000 году с соответствующими министерствами и ведомствами. Они учитывают соответствующие параметры стран ЕС и могут использоваться для оценки международной глобальной безопасности России. Для более детальной оценки этого предлагается использовать систему индикаторов, характеризующих место России в мировой экономике: в территориальном пространстве, в народонаселении, в запасах и добыче полезных ископаемых, в лесных ресурсах, в финансово-банковских активах, в экспорте и импорте, в мировом объеме ВВП, а также ВВП на душу населения. Эти индикаторы в сопоставлении с США, Еврозоной, Японией и в целом по мировой экономике. Они свидетельствуют о глубоких диспропорциях между индикаторами, характеризующими, с одной стороны, территориальное пространство, природно-ресурсный потенциал и его использование, а с другой — финансовый потенциал, объемы ВВП, международную торговлю (экспорт-импорт), уровень и качество жизни. Наш природно-ресурсный потенциал в разы превышает финансовый потенциал, объем ВВП, экспорт и ВВП на душу населения.
Обеспечение экономической безопасности, безусловно, подразумевает не только классификацию интересов, угроз, критериев и пороговых значений, но и механизмы защиты национальных интересов страны в области экономики. Должны быть четко определены обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов, которые должны обеспечивать экономическую безопасность России.
Заключение
Экономическая безопасность – это защищенное состояние экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов. Угрозы в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы. Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований. При этом социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.
Основным направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции российской экономики. При проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться следующие основные принципы:
- последовательная
- повышение роли неинфляционных источников накопления;
- значительное расширение
практики совместного (долевого
- использование части
централизованных (кредитных) инвестиционных
средств на реализацию особо
эффективных и быстро
- стимулирование привлечения иностранных инвестиций.
Следует заметить, что важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России. Основные направления этой деятельности следующие:
- выявление случаев,
когда фактические или
- организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства.
Для поддержания экономической безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:
- создание нормативно-правового пространства, новых институтов управления и осуществление институциональных преобразований;
- разработку механизма
разрешения спорных вопросов
и конфликтных ситуаций, возникающих
в сфере экономических
- гармоничное развитие
экономических и политических
отношений со странами
- укрепление государственной власти, повышение доверия к ее институтам, а также рационализацию механизмов выработки и формирования экономической политики.
Для решения поставленных
задач нужна разработка соответствующего
механизма их реализации. Механизм
обеспечения экономической
- объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
- выработку пороговых,
предельно допустимых значений
социально-экономических
- деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.
Важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально политическом положении России.
Список использованной литературы
1. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А.Архипов, А.Городецкий, Б.Михайлов // Вопросы экономики. – 2008.- № 6.
2. Афонцев С. Национальная
экономическая безопасность: на
пути к теоретическому
3. Афонцев С. Дискуссионные
проблемы концепции
4. Басалай С.В. Построение
системы управления рисками
5. Бауэр В.П. Экономическая безопасность и международные резервы Банка России / В.П.Бауэр, Е.М.Литвинова // ЭКО. - 2008. - № 9.
6. Бекетов Н.В. Проблемы
обеспечения экономической
7. Бендиков М. Экономическая безопасность наукоемких производств / Бендиков М., Хрусталев Е. // Вопросы экономики. - 2003. - № 9.
8. Бендиков М.А. Наукоемкие производства и экономическая безопасность / Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. // ЭКО. - 2004. - № 8.
9. Беседин М.Ю. Угроза недружественного поглощения хозяйствующих субъектов и эффективная система защитных мер // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2007. - № 11.
10. Блинов Н. Об
обеспечении экономической
11. Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. - 2008. - № 5.
12. Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели / Е.Бухвальд, Н.Гловацкая, С.Лазуренко // Вопросы экономики. - 2004. - № 12.
13. Василенко А.И.
Вопросы экономической
14. Воропай Н.И. Стратегические
угрозы экономической
15. Гайфутдинова О.С.
Инновационная
16. Градов А.П. Экономическая безопасность страны и приоритеты инвестиционной политики // Экономическая наука современной России. - 2001. - № 3.
17. Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. - 2001. – №2.
18. Еляков А. Электронный шпионаж // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 8.
19. Есипов В.М. Экономическая
безопасность хозяйствующих
20. Карачаровский В.
Организационно-управленческие
21. Козлова А. Экономическая безопасность как явление и понятие // Власть. - 2009. – № 1.
22. Конарева Л.А.
Качество потребительских
23. Котов В. Организация
государственных (
24. Красноперова Т.Я.
Экономическая безопасность
25. Кузнецова Е.И.
Национальная экономическая
26. Кузнецова Е.И.
Экономическая безопасность
Информация о работе Механизм обеспечения финансовой безопасности России