Механизм обеспечения финансовой безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение направлений экономической политики государства и стратегии экономической и финансовой безопасности Российской Федерации.
Задачами данного исследования являются: рассмотрение теоретических положений, касающихся экономической политики и экономической безопасности; изучение современного состояния экономической безопасности и угроз в финансовой сфере РФ.

Содержание

Введение ……………………………………………………................. 3
1. Понятие и сущность финансовой безопасности РФ …………...5
1.1 Показатели, критерии оценки экономической и финансовой безопасности ......………………………………………………………………10
2. Механизм обеспечения финансовой безопасности России…………………………………………….……………………………14
2.1 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России ……………………………………………20
2.2 Повышение экономической и финансовой безопасности Российской Федерации ……………………………………………………….27
Заключение …………………………………………………………...31
Список использованной литературы ……………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

3) высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;

4) многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;

5) чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;

6)глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому, в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности.

В то же время возникает  необходимость разработки системы  мер по регулированию специальными государственными органами, которые воздействуют на Россию, в соответствии с ее национальными интересами. При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам. Это нужно для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызванных финансовых кризисов.

При этом следующие пути совершенствования системы финансовой и экономической безопасности России следует принять во внимание в современных условиях:

1) установление пределов  иностранного участия в капитале  отечественных организаций; 

2) отраслевые ограничения  (ограничение или запрещение доступа  иностранных инвестиций в отрасли,  признаваемые особо важными для  экономического и социально-культурного развития государства);

3) меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;

4) требования в области  производства, использования местных  компонентов, передачи технологий  и т.п.;

5) разработка действенных  систем контроля привлечения  и использования средств иностранных  заимствований. 

Многие пороговые параметры  экономической и финансовой безопасности разработаны на основе данных отечественной  статистики и были согласованы в 2000 году с соответствующими министерствами и ведомствами. Они учитывают соответствующие параметры стран ЕС и могут использоваться для оценки международной глобальной безопасности России. Для более детальной оценки этого предлагается использовать систему индикаторов, характеризующих место России в мировой экономике: в территориальном пространстве, в народонаселении, в запасах и добыче полезных ископаемых, в лесных ресурсах, в финансово-банковских активах, в экспорте и импорте, в мировом объеме ВВП, а также ВВП на душу населения. Эти индикаторы в сопоставлении с США, Еврозоной, Японией и в целом по мировой экономике. Они свидетельствуют о глубоких диспропорциях между индикаторами, характеризующими, с одной стороны, территориальное пространство, природно-ресурсный потенциал и его использование, а с другой — финансовый потенциал, объемы ВВП, международную торговлю (экспорт-импорт), уровень и качество жизни. Наш природно-ресурсный потенциал в разы превышает финансовый потенциал, объем ВВП, экспорт и ВВП на душу населения.

Обеспечение экономической  безопасности, безусловно, подразумевает  не только классификацию интересов, угроз, критериев и пороговых  значений, но и механизмы защиты национальных интересов страны в  области экономики. Должны быть четко  определены обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов, которые  должны обеспечивать экономическую безопасность России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Экономическая безопасность – это защищенное состояние экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов. Угрозы в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы. Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований. При этом социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.

Основным направлением инвестиционной политики должно стать  формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных  отечественных и иностранных  инвестиций для реконструкции российской экономики. При проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться следующие основные принципы:

- последовательная децентрализация  инвестиционного процесса;

- повышение роли неинфляционных источников накопления;

- значительное расширение  практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

- использование части  централизованных (кредитных) инвестиционных  средств на реализацию особо  эффективных и быстро окупаемых  инвестиционных проектов и объектов  малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;

- стимулирование привлечения  иностранных инвестиций.

Следует заметить, что  важнейшим элементом механизма  обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России. Основные направления этой деятельности следующие:

- выявление случаев,  когда фактические или прогнозируемые  параметры экономического развития  отклоняются от пороговых значений  экономической безопасности, и разработка  комплексных государственных мер  по выходу страны из зоны  опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;

- организация работы  по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства.

Для поддержания экономической  безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:

- создание нормативно-правового  пространства, новых институтов  управления и осуществление институциональных преобразований;

- разработку механизма  разрешения спорных вопросов  и конфликтных ситуаций, возникающих  в сфере экономических отношений  между федеральными органами  исполнительной власти и органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- гармоничное развитие  экономических и политических  отношений со странами ближнего  и дальнего зарубежья с учетом  взаимных интересов и обеспечения  экономической безопасности России;

- укрепление государственной  власти, повышение доверия к ее институтам, а также рационализацию механизмов выработки и формирования экономической политики.

Для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны - это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:

- объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

- выработку пороговых,  предельно допустимых значений  социально-экономических показателей,  несоблюдение которых приводит  к нестабильности и социальным  конфликтам;

- деятельность государства  по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Важнейшим элементом  механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально политическом положении России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Архипов А. Экономическая  безопасность: оценки, проблемы, способы  обеспечения / А.Архипов, А.Городецкий, Б.Михайлов // Вопросы экономики. – 2008.- № 6.

2. Афонцев С. Национальная  экономическая безопасность: на  пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные  отношения. - 2008. - № 10.

3. Афонцев С. Дискуссионные  проблемы концепции национальной  экономической безопасности // Россия - XXI. - 2009. - № 23.

4. Басалай С.В. Построение  системы управления рисками для  повышения экономической безопасности // Микроэкономика. - 2009. - № 2.

5. Бауэр В.П. Экономическая  безопасность и международные  резервы Банка России / В.П.Бауэр, Е.М.Литвинова // ЭКО. - 2008. - № 9.

6. Бекетов Н.В. Проблемы  обеспечения экономической безопасности  государства в сфере внешнеэкономической  деятельности / Н.В.Бекетов, М.Е.Тарасов  // Национальные интересы: приоритеты  и безопасность. - 2009. - № 8.

7. Бендиков М. Экономическая безопасность наукоемких производств / Бендиков М., Хрусталев Е. // Вопросы экономики. - 2003. - № 9.

8. Бендиков М.А. Наукоемкие  производства и экономическая  безопасность / Бендиков М.А., Хрусталев  Е.Ю. // ЭКО. - 2004. - № 8.

9. Беседин М.Ю. Угроза недружественного поглощения хозяйствующих субъектов и эффективная система защитных мер // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2007. - № 11.

10.  Блинов Н. Об  обеспечении экономической безопасности  России / линов Н., Кокарев М., Крашенинников В. // Экономист. - 2006. –№4.

11.  Бурцев В.В. Проблемы  государственной экономической  безопасности // Финансы. - 2008. - № 5.

12.  Бухвальд Е. Макроаспекты  экономической безопасности: факторы,  критерии и показатели / Е.Бухвальд, Н.Гловацкая, С.Лазуренко // Вопросы экономики. - 2004. - № 12.

13.  Василенко А.И.  Вопросы экономической безопасности  Российской Федерации // В мире  науки. - 2009. - № 3.

14.  Воропай Н.И. Стратегические  угрозы экономической безопасности  России / Н.И.Воропай, С.М.Сендеров, В.И.Рабчук // ЭКО. - 2006. – №12.

15.  Гайфутдинова О.С.  Инновационная конкурентоспособность  как фактор укрепления национальной  экономической безопасности // Национальные  интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. – N№19.

16.  Градов А.П. Экономическая безопасность страны и приоритеты инвестиционной политики // Экономическая наука современной России. - 2001. - № 3.

17.  Дронов Р. Подходы  к обеспечению экономической  безопасности // Экономист. - 2001. – №2.

18.  Еляков А. Электронный  шпионаж // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 8.

19.  Есипов В.М. Экономическая  безопасность хозяйствующих субъектов  в России // ЭКО. - 2004. - № 7.

20.  Карачаровский В.  Организационно-управленческие аспекты  экономической безопасности // Общество и экономика. - 2008. – №9.

21.  Козлова А. Экономическая  безопасность как явление и  понятие // Власть. - 2009. – № 1.

22.  Конарева Л.А.  Качество потребительских товаров  как элемент национальной безопасности // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2003. - № 11.

23.  Котов В. Организация  государственных (муниципальных)  концессий и экономическая безопасность // Экономист. - 2005. - № 5.

24.  Красноперова Т.Я.  Экономическая безопасность банка  как логической системы // Деньги  и кредит. - 2007. – №10.

25.  Кузнецова Е.И.  Национальная экономическая безопасность  как предмет экономической стратегии  государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - № 7.

26.  Кузнецова Е.И.  Экономическая безопасность как  ценностный ориентир региональной экономической стратегии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 7.

Информация о работе Механизм обеспечения финансовой безопасности России