Механизм обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть российскую финансовую безопасность, ее характерные черты и особенности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать правовое регулирование вопросов финансовой безопасности в российском законодательстве;
2. Рассмотреть понятия и сущность финансовой безопасности РФ
2.На основании теоретического анализа изучения угрозы финансовой безопасности РФ ;
3.Рассмотреть органы, обеспечивающие финансовую безопасность РФ ;
4. Изучить государственный финансовый контроль экономических субъектов как действенное средство решения проблемы финансовой безопасности РФ .
5.Предложить пути совершенствования системы финансовой безопасности.

Содержание

Введение.
Раздел 1. Понятие и правовые основы обеспечения финансовой безопасности РФ
1.1. Правовое регулирование вопросов финансовой безопасности в российском законодательстве
1.2. Понятие и сущность финансовой безопасности РФ
Раздел 2. Система обеспечения финансовой безопасности РФ
2.1. Угрозы финансовой безопасности РФ
2.2. Органы, обеспечивающие финансовую безопасность РФ
2.3. Государственный финансовый контроль экономических субъектов как действенное средство решения проблемы финансовой безопасности РФ
Раздел 3. Пути совершенствования системы финансовой безопасности
Заключение ………………………………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………..…………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. Финансы.doc

— 450.50 Кб (Скачать файл)

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности органов, обеспечивающих финансовую безопасность, находящихся в его ведении. Среди них: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство.

К системе государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность, также относятся Федеральная служба по надзору в сфере связи, Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ, правоохранительные органы, прежде всего, Министерство внутренних дел РФ и Федеральная служба безопасности РФ.

В качестве особого звена в государственно-правовом механизме обеспечения финансовой безопасности государства следует выделять механизм обеспечения финансового контроля. Возрастание угроз состоянию защищенности финансовой системы государства со стороны растущего объема легализации преступных доходов и финансирования терроризма обусловило выделение в механизме обеспечения финансового контроля органов и институтов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Во исполнение международных договоренностей в России была разработана система мер как законодательного, так и организационного характера по борьбе с отмыванием «грязных» денег, направленных на исключение возможности распоряжаться преступно полученными доходами.

Основной вехой в этом процессе стало принятие 7 августа 2001 года Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ. В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ Президент РФ издает Указ от 1 ноября 2001 года № 1263, предусматривающий образование Комитета РФ по финансовому мониторингу, который стал центральным звеном, связующим все элементы системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность государственных органов и институтов в этой области.

Система органов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в России состоит из двух основных подсистем, отличающихся по своему субъектному составу и решаемым задачам: правоохранительный блок и финансовый мониторинг. При этом финансовый мониторинг можно в свою очередь разделить на два уровня: первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг.

Основными субъектами первичного финансового мониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и иные определенные законодательством лица, в чьи обязанности входит, в частности, надлежащая проверка клиентов, выявление подозрительных операций и представление соответствующей информации уполномоченному органу. Государственный финансовый мониторинг осуществляется прежде всего специально созданным уполномоченным органом, обеспечивающим контроль за финансовыми операциями на основании информации, получаемой им от субъектов первичного финансового мониторинга, проверку этой информации и, при наличии достаточных оснований, передачу информации и материалов правоохранительным органам.

В июне 2002 года Комитет РФ по финансовому мониторингу был официально признан членом международного объединения подразделений финансовой разведки - Группы «Эгмонт».

В рамках административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314, а затем и Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20 мая 2004 года № 649 Комитет РФ по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству финансов РФ.

Национальное подразделение финансовой разведки России с полным основанием может быть отнесено к административному типу. Федеральная служба по финансовому мониторингу полностью отвечает принятым для национальных подразделений финансовой разведки требованиям, но при этом имеет ряд специфических особенностей.

Методы совершенствования финансовой безопасности.

В современных условиях в России  используются следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности :  

  • установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;  
  • отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социо-культурного развития государства);  
  • меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;  
  • требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;  
  • разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.

Отмечается стремление иностранного финансового капитала оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских  государственных программ в области обороны, науки и техники, вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевымресурсам нашей страны, современным технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий.[14]

Все эти факторы весьма негативно влияют на состояние защищенности экономики России и в современных условиях требуют внесения серьезных коррективов в организацию системы обеспечения финансовой безопасности России, а также в отечественное законодательство (в частности, необходимо внесение изменений в закон о государственной тайне и принятие закона о коммерческой тайне).  

Для обеспечения ФБ России нужно создать и принять Финансовую доктрину, в которой в качестве основной задачи должно фигурировать создание качественной, суверенной финансово-банковской системы, основной функцией которой должно быть обеспечение финансовой самодостаточности и безопасности государства. 

Система должна обеспечивать решение следующих задач: 

  • создание полноценной национальной валюты и поддержание ее в стабильном и конкурентоспособном состоянии;
  • насыщение экономики и рынка денежной массой в объеме, необходимом для их полноценного функционирования и развития;
  • создание условий обеспечивающих интенсивное образование конкурентоспособного национального финансового капитала номинированного в национальной валюте;
  • обеспечение в среднесрочной перспективе (5-10 лет) финансового паритета с основными конкурентами России, в перспективе - доминирования на мировом рынке капиталов. 

Следует отметить, что Россия обладает уникальными возможностями, способными обеспечить ей такое положение. В первую очередь это ее огромные богатства, большинство которых, в отсутствие необходимых для этого правовой базы и инфраструктуры, не вовлечены в процесс экономических отношений и не создают добавленной стоимости, что существенно снижает эффективность национальной экономики в целом. 

Список литературы

  1. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г. № 2446-1
  2. Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)".
  3. Бурцев, В. В. Факторы финансовой безопасности России//Менеджмент в России и за рубежом. 2001 . N 1. - С. 55-69.
  4. Глотова И.И., Курбанмухаметова А.Э. Финансовая безопасность РФ в условиях финансового кризиса. - Материалы IV Международной научной конференции студентов, аспирантов  молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том третий. Экономика. г.Ставрополь: СевКавГТУ, 2010.
  5. Куряков, С.В, Проектирование системы  управления в таможне по обеспечению финансовой безопасности: автореферат, - Саратов, 2007.
  6. Степанков, Д.В. Реализация функций Федеральной службы по финансовому мониторингу в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Банковское право. - 2006. - № 6. - С. 2-5.
  7. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под. ред. Е.А. Олейникова. - М.: Издательство «Экзмен», 2005. - С.168-183.
  8. Сайт Российской газеты - http://www.rg.ru/
  9. Сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru/
  10. Сайт Центрального банка РФ - http://www.cbr.ru

 


[1] Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под. ред. Е.А. Олейникова. - М.: Издательство «Экзмен», 2005. - с.171.

[2] Куряков, С.В, Проектирование системы  управления в таможне по обеспечению финансовой безопасности: автореферат, - Саратов, 2007.

[3] Там же

[4] http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/debt_sustainability.htm

[5] http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/debt_sustainability.htm

[6] http://www.gks.ru/bgd/regl/B10_04/IssWWW.exe/Stg/d04/3-inv.htm

[7] http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/d05/1-inv.htm

[8]http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/Zakluchenia/ACH_ZAKL200804171534/ACH_ZAKL200804171534_p_006.htm

[9] http://www.rg.ru/2011/03/03/procent-anons.html

[10] http://www.creditdeposit.com.ua/Inflation/2004/all

[11] http://www.interfax.ru/business/news.asp?id=172179

[12] http://www.vesti.ru/doc.html?id=564609

[13] Financial Action Task Force (FATF) - целевая группа по финансовым мероприятиям

[14]Глотова И.И., Курбанмухаметова А.Э. Финансовая безопасность РФ в условиях финансового кризиса. - Материалы IV Международной научной конференции студентов, аспирантов  молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том третий. Экономика. г.Ставрополь: СевКавГТУ, 2010.

 


Информация о работе Механизм обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации