Механизм обеспечения финансовой безопасности коммерческого банка на примере ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в изучении механизма обеспечения финансовой безопасности коммерческого банка на примере ООО Хоум Кредит энд Финанс Банк (ООО ХКФ Банк).
Поставленная цель исследования обуславливает необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков в России
2. Оценить финансовую безопасность коммерческого банка ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
3. Оптимизировать механизм финансовой безопасности ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»

Содержание

Введение
Глава 1.Теоритические аспекты обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков в России
1.1 Сущность, место и роль финансовой составляющей в системе обеспечения экономической безопасности банковской деятельности
1.2 Система управления безопасностью в коммерческих банках
1.3 Факторы обеспечения финансовой составляющей безопасности банковской деятельности
Глава 2.Оценка финансовой безопасности коммерческого банка ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.1 Краткая характеристика ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности Банка
2.3 Анализ финансовой безопасности Банка
Глава 3. Оптимизация механизма финансовой безопасности ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
3.1 Общие меры совершенствования механизма финансовой безопасности в Банке
3.2 Пути совершенствования устойчивости Банка и совершенствование методик ее оценки
3.3 Повышение качества IT-сопровождения, как одна из основных антикризисных задач Банка
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Механизм обеспечения финансовой безопасности коммерческого банка на примере ООО.docx

— 270.81 Кб (Скачать файл)

Существенным фактором финансовой устойчивости исследуемого Банка может являтся соответствие по срокам привлеченных и размещенных  ресурсов. В этой связи особую роль играют срочные депозиты: Банк получает возможность регулировать структуру  и объемы размещений, выбирая оптимальное  соотношение доходности, рискованности  и срочности активов. Невыполнение Банком условий корреляции по срокам между пассивами и активами приводит к потере устойчивости, т. е. возрастанию  вероятности того, что при определенном стечении обстоятельств он окажется не в состоянии выполнить свои обязательства из-за концентрации платежей в один и тот же период. Под  запасом срочных ресурсов понимается превышение обязательств с фиксированным  сроком погашения над срочными вложениями. Этот коэффициент показывает, насколько  выданные кредиты и другие срочные  активы адекватны имеющимся в  наличии срочным ресурсам и в  какой мере Банк способен выполнить  свои срочные обязательства реализацией  активов с определенным сроком востребования. Коэффициент можно рассчитывать как отношение разности срочных  обязательств и срочных вложений к срочным вложениям:

 

(15)22

 

где Д - срочные ресурсы, т. е. привлеченные ресурсы, которыми он может распоряжаться в течение  заранее оговоренного времени;

K - срочные активы, т. е. вложения Банка, которые  имеют определенный срок востребования  (в том числе и бесконечность,  когда заранее известно, что определенные  активы не будут востребованы  никогда или через непредсказуемо  большой промежуток времени).

К срочным ресурсам могут относится привлеченные на определенный срок ресурсы корпоративных  клиентов (в том числе по эмитированным  собственным векселям, облигациям и  другим ценным бумагам) и физических лиц, а также собственные средства Банка. К срочным активам могут  относится непросроченные кредиты  корпоративным клиентам и физическим лицам, срочные ликвидные ценные бумаги, прочие дебиторы (кроме затратных  статей), просроченные активы всех видов, отвлеченные (иммобилизованные) активы. Показатель «запас срочных ресурсов»  не позволяет провести развернутый  анализ соответствия активов и пассивов по срокам, в котором бы все ресурсы  классифицировались по срокам востребования, - это уже в большей степени  задача анализа ликвидности Банка. Для целей же анализа устойчивости достаточно провести анализ общей суммы  срочных активов и пассивов, что  покажет принципиальную возможность  Банка обеспечивает, собственную  устойчивость при наступлении пика выплат по обязательствам.

Описанные выше финансовые показатели рекомендуется интегрировать  в сводный показатель, который  позволит учесть взаимное влияние показателей  друг на друга и сформировать общий  вывод о надежности исследуемого Банка в целом. Сводный показатель будет равен среднему арифметическому  следующих пяти интегрированных  показателей: устойчивости, ликвидности, качества активов, качества пассивов, прибыльности. Расчет по среднему равносилен присвоению каждому из выбранных  направлений анализа равной степени  влияния на надежность Банка. Однако не исключено, что при определенных обстоятельствах влияние факторов надежности будет различно. В этом случае при расчете сводного показателя понадобится умножить каждый из пяти показателей на соответствующий  весовой коэффициент, характеризующий  его степень влияния. Основные выводы формируются, исходя из значений рассчитанных финансовых показателей, включая сводный  показатель. Интервал возможных значений каждого из показателей по выбранному алгоритму может быть разбит на пять основных подынтервалов с одинаковыми  качественными характеристиками значений внутри каждого из них: отлично, хорошо, удовлетворительно, критично, безнадежно.

Такой подход к разделению значений позволит задать четкий алгоритм интерпретации результатов расчета  показателей, автоматизировать процесс  формирования выводов и создать  основу для рейтингования Банка  как в целом, так и по отдельным  направлениям анализа. Таким образом, расчет финансовых показателей, т. е. должны рассчитываться показатели нижнего  уровня, на основе которых будут  вычислятся показатели по определенным принципиальным направлениям анализа (устойчивость, ликвидность, качество активов, качество пассивов, прибыльность), которые, в свою очередь, интегрируются  в сводный показатель, дающий общую  характеристику надежности Банка.23

 

3.3 Повышение качества IT-сопровождения, как одна из  основных антикризисных задач  Банка

 

По уровню автоматизации  банковский сектор является одним из лидеров среди отраслей экономики. Информационные технологии для финансовых и кредитных организаций –  не просто средство обеспечения бизнес-процессов, а один из основных инструментов создания стратегических конкурентных преимуществ, что становится особенно актуальным в условиях экономической нестабильности.

Один из западных экспертов дал банковскому бизнесу  такое определение: «banking business is IT business» (банковский бизнес – это бизнес информационных технологий). Точнее не скажешь. Ни одна современная финансовая организация не в состоянии осуществлять свою деятельность без четко отлаженной информационной инфраструктуры, обеспечивающей непрерывность обслуживания клиентов, застрахованной от сбоев, защищенной от различных кибератак.

Требования к  качеству IT-сопровождения всех банковских служб постоянно растут. А сейчас, когда доходность бизнеса падает, а конкуренция ужесточается, роль IT в деятельности исследуемого Банка  невозможно переоценить. В сложившихся  условиях устойчивость Банка, его конкурентоспособность  зависят от быстрого и адекватного реагирования на изменение ситуации. Соответственно, необходимо обеспечить возможность доступа людей, принимающих решения, к оперативной, полной и достоверной информации в любое время. Поэтому сегодня исследуемого Банк должен заботиться об IT-инфраструктуре, ответственной за непрерывность бизнес-процессов, информационное обеспечение ответственных решений, а порой — и саму возможность предоставления услуг.

По сути, банковская деятельность базируется на получении  и обработке информации. В Банке  ежедневно перерабатывается колоссальное количество данных. Поступающая информация скапливается в различных системах, ее объем постоянно и очень  быстро растет. В какой-то момент становится все сложнее извлекать из этих массивов именно те данные, в том  объеме и в те сроки, которые необходимы для принятия оперативного или стратегического  решения. Кроме того, часть важной информации может быть утрачена в  результате сбоя систем. Поэтому в  области хранения данных приходится постоянно решать задачи по увеличению производительности, улучшению управляемости, обеспечению безопасности и сохранности  данных, а также массу сопутствующих  задач, таких, как обеспечение непрерывного доступа к данным, миграция данных на обновленное оборудование, построение эффективных решений резервного копирования и ряд других.

Сегодня существует множество технологических решений  построения систем хранения данных. От их правильного выбора, планирования и комплексного проектирования в  полной мере зависит успех эксплуатации всех IT и, соответственно, эффективность  выполнения функций Банка.

Помимо всего  прочего, наличие современных высокопроизводительных систем хранения с интегрированными решениями обработки и анализа  данных позволит упростить один из наиболее трудоемких процессов —  подготовку обязательной отчетности. С одной стороны, рост количества данных усложняет задачу их сбора  и анализа. С другой – ужесточаются требования к отчетности Банка со стороны ЦБ РФ и других контролирующих органов. В частности, расширяется  детализация отчетных форм, ряд отчетов  Банк обязан выпускать ежедневно, а  несвоевременная сдача документов может послужить основанием для  серьезных санкций. Поэтому Банку  необходимы эффективные решения  по автоматизации формирования обязательной отчетности. Таковым, по отзывам специалистов, являются банковские хранилища данных и построенные на их основе BPM-системы (Business Performance Management, управление эффективностью бизнеса), которые содержат готовые  отраслевые модели данных, в том  числе для банков: набор приложений для автоматизации процессов  планирования и бюджетирования, управления доходностью, управления рисками, подготовки управленческой и регулятивной отчетности.

Одной из серьезных  проблем, связанных с накоплением  данных, становится постоянная необходимость  расширения дискового пространства. Несложный, в общем, процесс по добавлению пространства одному приложению может  потребовать остановки всей системы  на несколько часов, для того чтобы  выполнить все необходимые операции. Инфраструктура хранения разрастается. В современных системах Банка  количество объектов измеряется сотнями  и даже тысячами терабайт, затраты  на управление комплексом системы хранения данных увеличиваются. И даже если удается снизить стоимость накопителей, это не решает проблем эффективного доступа к данным, производительности, а также контроля целостности информации и безопасности.

Большинство новых  решений и технологий в сфере  систем хранения связаны с построением  высокоэффективной инфраструктуры хранения (центров хранения и обработки  данных, или дата-центров), которая  бы обеспечивала оптимальное соответствие сервисов задачам бизнеса. Сегодня  потребность в такой инфраструктуре очень высока, современных дата-центров  катастрофически не хватает. Инвестиции в строительство ЦОД Банк рассматривает  как стратегические. Поэтому, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, начатые  в Банке проекты по их созданию, как правило, не останавливаются. Тем  более что развитие инфраструктуры необходимо для создания во время  кризиса новых конкурентных преимуществ  – привлечения новых клиентов, повышения качества их обслуживания и т.д.

По мнению экспертов, спрос на проекты по созданию и  модернизации ЦОДов будет в меньшей  степени подвержен влиянию кризиса  по сравнению с другими крупными IT-проектами. Другой вопрос, что в  сложившейся ситуации Банк должен более  взвешенно подходить к решениям о запуске новых проектов и  предъявлять более жесткие требования к обоснованию инвестиций.

На самом деле целесообразности вложений следует  уделять больше внимания не только в связи с финансовой нестабильностью  и прочими проблемами, вызванными кризисом. По отзывам ряда специалистов, довольно часто в проекте ЦОД  закладывается недостаточное для  его правильного развития количество серверов и рабочих станций, а  также мощности локальных сетей. Дело в том, что с развитием  исследуемого Банка возрастает не только число его клиентов, но и сложность  предоставляемых услуг. Некоторые  аналитики необоснованно выводят  линейную зависимость: Банк вырастет на 100%, значит, и стоимость IT-инфраструктуры увеличится на 100%. В действительности же, когда бизнес Банка удваивается, стоимость инфраструктуры может  увеличиться и в 2,5–3 раза. Этот момент обязательно должен учитываться.

Во всяком случае, еще ни разу не приходилось слышать, что какой-то банк построил себе дата-центр, и он оказался для него безнадежно велик. Как правило, все сетуют на нехватку мощностей.

При принятии решений  об инвестициях в инфраструктуру решающую роль играют экономические  соображения. Основная цель пользователей  в Банке формулируется достаточно просто: «Обеспечить бизнес необходимыми IT-сервисами соответствующего качества при минимальных затратах». Они  будут стараться оптимизировать свои расходы на информационные технологии, станут искать продукты и решения, которые  позволят максимально эффективно использовать существующую IT-инфраструктуру, дополняя ее самыми современными технологиями. В числе самых востребованных Банком на первый план выйдут инструменты  виртуализации и автоматизации  администрирования. Также будут  реализовываться проекты в области  интеграции оборудования и решений  от различных производителей.

На сегодняшний  день о виртуализации больше говорят, чем в реальности используют ее технологические  возможности, будущее, безусловно, за ней. Эта новейшая технология не только позволит Банку повысить эффективность  использования ресурсов, но и станет элементом общего управления инфраструктурой, отвечающим за балансировку нагрузки. Для этого виртуализация вычислительных мощностей и систем хранения Банка  должна работать в тесной связке с  другими инструментами комплексного управления и обеспечивать тем самым  автоматическую адаптацию ресурсов в каждой конкретной ситуации.

По мнению экспертов  аналитической компании Garthner, к построению всей инфраструктуры хранения и обработки  данных целесообразно применять  поэтапный подход, придерживаясь  плана постепенного внедрения сложных  решений, добавляя функционал и сервисы  по необходимости. Каждый новый этап, или новый уровень зрелости системы, должен использовать базовые возможности  нижнего уровня. Например, на самом  верхнем уровне автоматизации на основе правил требуется мониторинг событий, управление маршрутами, отчеты и обнаружение ресурсов, что реализуются  на нижних уровнях. Подобная концепция  построения сложной инфраструктуры позволяет добиться высокой эффективности  и быстрой окупаемости инвестиций, а также ускоряет внедрение, позволяя начать эксплуатацию системы с простыми решениями, совершенствуя комплекс хранения и обработки данных по необходимости.

В новых условиях перспективным направлением в области  повышения эффективности информационных систем специалисты считают внедрение  концепции SOA (сервисно-ориентированной  архитектуры). Концепция SOA подразумевает  централизованное предоставление услуг  пользователям, коллективное использование  ресурсов, а также учет затрат и  потребления информационных сервисов. Следует отметить, что данную модель нельзя купить, нельзя заказать у интегратора  как продукт даже за очень большие  деньги. Она представляет собой целостный  организм с собственной нервной  системой, которая проникает во все  аспекты IT – от бизнес-процессов  и приложений до самых основ, включая  инженерные системы эксплуатации ЦОД. При этом существующая IT-инфраструктура должна быть не только централизованной и согласованной, но и иметь возможность  принять новую систему.

Принципы SOA, интегрированные  в передовые продукты мировых  производителей, полезны для применения в динамичной банковской сфере и  позволяют клиенту добиться гибкого  изменения и развития IT-подсистем  и связей между ними, включая бизнес-процессы, функционирующие на основе этих подсистем. Внедрение SOA позволит развивающемуся банку повысить устойчивость бизнеса  в долгосрочной перспективе. Сегодня  можно с уверенностью сказать, что  все базовые технологии для реализации SOA-модели уже существуют и главная  задача состоит в их интеграции. И хотя доля финансовых организаций, готовых к переходу на SOA, пока невысока, она будет увеличиваться, и в  перспективе SOA станет ключевой стратегией развития IT.

Еще одно из практических методологических решений в области  управления информационными услугами предложила компания Hewlett-Packard, которую  может быть использована Банком. Она  разработала типовую модель управления качеством информационных услуг - ITSM Reference Model. Модель детально описывает процессы и взаимосвязи между ними, которые должен поддерживать ИТ-отдел, чтобы предоставлять информационные услуги с гарантированным качеством.

Информация о работе Механизм обеспечения финансовой безопасности коммерческого банка на примере ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк"