Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:40, курсовая работа
Наше государство делает довольно много для поднятия состояния инвестиционного климата.
Совсем недавно в феврале этого года был принят Проект закона о государственной поддержке и стимулировании инвестиционной деятельности в Хабаровском крае.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности
1.1. Инвестиции, сущность, виды……………………………………………..3
1.2. Правовые аспекты инвестиционной деятельности……………………..9
1.3. Характеристика инвестиционного рынка………………………………11
1.4. Оценка эффективности инвестиций…………………………………….15
Глава 2. Развитие инвестиционной деятельности в российской экономике
2.1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности…….18
2.2. Характеристика инвестиционного климата в России…………………22
2.3. Перспективы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности в России………………………………………………………………26
2.4. Иностранные инвестиции в России…………………………………….32
2.5. Структура и направления Федеральной адресной инвестиционной программы на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов……………...37
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы_____________________________________________
2.4. Иностранные инвестиции в России
В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
- создания предприятий,
полностью принадлежащих
- приобретения иностранными инвесторами в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
- приобретение прав
пользования землей и иными
природными ресурсами, а также
- предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
Прямые зарубежный инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Портфельными инвестициями - принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.
Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным во-первых с точки зрения соблюдения национальных интересов и во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.
Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.
По данным ФСГС на конец 2010 года, общий объём накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял $300,1 млрд, что на 12 % превысило показатель 2009 года. Из этой суммы:
прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 58,3 %
прямые инвестиции — 38,7 %
портфельные инвестиции — 3,0 %
(Источник: www.gks.ru — федеральная служба государственной статистики)
По данным на 31 декабря 2010 года, по объёму накопленных иностранных инвестиций Россия находится на 17-м месте в мире.
В сентябре 2008 года ЮНКТАД опубликовала доклад, согласно которому Россия находится на четвёртом месте в списке стран, которые транснациональные корпорации считают наиболее привлекательными местами для размещения будущих зарубежных инвестиций. Как отмечалось в докладе, инвестиционная привлекательность России в сравнении с данными доклада ЮНКТАД от 2007 года заметно возросла.
По итогам 2008 года, приток прямых иностранных инвестиций в Россию составил 70 млрд долларов США — 5-е место среди стран мира.
По данным из пресс-релиза компании Boeing за лето 2009 года, на ближайшие 30 лет планы развития бизнеса Boeing в РФ составляют около 27 млрд долларов. Они будут вложены в программу сотрудничества с российскими партнерами в области производства титана, проектирование и разработку гражданской авиатехники, а также приобретение различных услуг и материалов.
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) разместило дебютный выпуск евробондов на 1,5 млрд долл.
По данным на март 2010 года, общий объём накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял $265,8 млрд, из которых:
прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 53,8 %
прямые инвестиции — 38,7 %
портфельные инвестиции — 7,5 %
В июне 2010 года в докладе британской аудиторской компании Ernst & Young отмечалось, что в 2009 году Россия вошла в первую 5-ку стран по количеству привлечённых новых инвестиционных проектов. Согласно докладу, наблюдается рост интереса крупных и средних европейских компаний к российскому рынку.
Объем иностранных инвестиций в экономику РФ в 2010 году вырос на 40.1% до $114.7 млрд. Такие данные распространил Росстат.
Прямые иностранные инвестиции сократились на 13.2% до $13.81 млрд.
Портфельные инвестиции выросли на 21.9% до $1.076 млрд, прочие инвестиции - на 53.3% до $99.86 млрд.
Накопленный иностранный
капитал в экономике России составил
$300.1 млрд, что на 11.9% больше, чем в
2009 году. Наибольший удельный вес в
накопленном иностранном
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил $120.8 млрд, или на 57.6% больше, чем в 2009 году.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2010 года составил $82 млрд. В 2010 году из России за рубеж направлено $96.2 млрд иностранных инвестиций, или на 16.1% больше, чем в 2009 году.
Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил $90.9 млрд, или на 19.3% больше, чем в 2009 году.
Основными странами-инвесторами в 2010 году являлись: Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Германия, Великобритания, Ирландия, Франция, Япония, Виргинские острова.
(Источник: www.gks.ru — федеральная служба государственной статистики)
Подводя итог хочу отметить
что с годами мы видим разницу
в вкладах иностранных
2.5. Структура и направления
Федеральной адресной
На реализацию адресной
программы предусматриваются
на 2011 год в сумме 895,3 млрд. рублей, в том числе на реализацию специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, - 154,5 млрд. рублей;
на 2012 год – 714,4 млрд. рублей (134,7 млрд. рублей соответственно);
на 2013 год – 649,7 млрд. рублей (145,8 млрд. рублей соответственно).
При этом в 2011 году 551,8 млрд. рублей направляется на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, включенных в 54 федеральные целевые программы (в 2012 году – 50 федеральных целевых программ на общую сумму 457,6 млрд. рублей, в 2013 году – 41 федеральная целевая программа на общую сумму 419,7 млрд. рублей).
В 2011-2013 годах в рамках адресной программы предусматривается финансирование по 7 новым федеральным целевым программам, в частности: «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (проект), «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах» (проект), «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2011-2020 годы» (проект), «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011-2015 годах» (проект), «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» (проект), «Доступная среда на 2011 - 2015 годы» (проект), «Чистая вода» на 2011 - 2017 годы (проект), а также по 3 новым подпрограммам: «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» (проект) федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы», «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011 - 2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» (проект) и «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011 - 2016 годы (проект) федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы.
На реализацию инвестиционных
проектов строительства, реконструкции,
технического перевооружения объектов
капитального строительства, не включенных
в федеральные целевые
На финансирование объектов капитального строительства собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, предлагается направить в 2011 году – 43,7 млрд. рублей, в 2012 – 44,8 млрд. рублей в 2013 – 24,3 млрд. рублей.
Адресной программой предусмотрено на реализацию инвестиционных проектов:
Значительная часть бюджетных ассигнований (в 2011 году – 126,6 млрд. рублей, в 2012 году – 51,9 млрд. рублей, в 2013 году – 36,6 млрд. рублей) направляется на обеспечение жильем граждан Российской Федерации. В рамках данного направления будут финансироваться мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе спасателей аварийно-спасательной службы МЧС России, прокуроров, следователей органов прокуратуры, а также мероприятия по строительству общежитий высших учебных заведений и по строительству жилья для судей и работников аппаратов судов.
Особое внимание будет уделено мероприятиям по формированию фонда служебного жилья для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и помещениями в общежитиях, а также строительству и приобретению жилых помещений для постоянного проживания. На эти цели адресной программой предусмотрено в 2011 году – 105,7 млрд. рублей, в 2012 году – 37,3 млрд. рублей, в 2013 году – 25,3 млрд. рублей.
В рамках социального комплекса на развитие и модернизацию объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта предусмотрены средства в 2011-2013 годах в размере более одной трети от общего объема средств, предусмотренных на развитие социального комплекса в целом (в 2011 году – 144,6 млрд. рублей, в 2012 – 100,0 млрд. рублей, в 2013 – 87,7 млрд. рублей).
Средства, выделяемые на здравоохранение, планируется направить на строительство важнейших объектов, в том числе клиники высоких технологий Научного центра здоровья детей; федерального государственного учреждения «Российский научный центр радиологии и хирургических технологий»; Федерального центра цереброваскулярной патологии и инсульта Российского государственного медицинского университета в г. Москве; объектов Научно-исследовательского института кардиологии им. В.А. Алмазова в г. Санкт-Петербурге; на реконструкцию и развитие комплекса Новосибирского научно-исследовательского института патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина и ряд других объектов.
Информация о работе Механизм стимулирования и активизации инвестиционной деятельности