Механизм финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение механизма реализации финансовой политики в рыночных условиях.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и задачи финансовой политики государства;
- рассмотреть финансовую политику РК в рыночных условиях;
- рассмотреть финансовый механизм в экономических процессах;
- выявить проблемы и пути совершенствования финансовой политики РК.

Содержание

Введение
Глава 1. Финансовая политика
1.1 Содержание и цели финансовой политики
1.2 Виды финансовой политики
1.3 Функции финансовой политики
Глава 2. Механизм финансовой политики
2.1 Элементы финансового механизма
2.2 Методы финансового механизма
2.3 Современное состояние финансовой политики
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Mekhanizm_finansovoy_politiki_Vasilyeva_M_A (2).docx

— 41.72 Кб (Скачать файл)

С точки  зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3 составные части:

1) выработка  научно обоснованной концепции  финансов на длительную и ближайшую  перспективу.

2) определение  основных направлений использования  финансов в текущем году и  в перспективе.

3) осуществление  практических действий для достижения  поставленных целей.

Если  отсутствует хотя бы один из элементов, то финансовая политика не удовлетворяет  современным условиям.

Минфин  подготавливает несколько вариантов  финансовой политики. Все они подвергаются экспертной оценке, и наиболее оптимальный  вариант направляется в правительство.

В условиях перехода к рыночной экономике основными  направлениями финансовой политики являются:

– разумная приватизация государственного сектора;

– дальнейшее развитие антимонопольной политики;

– совершенствование  действующей налоговой системы;

– финансовое обеспечение конверсии;

– развитие финансового рынка;

– ликвидация бюджетного дефицита;

– сокращение внутреннего и внешнего долга.

 

Глава 2. Механизм финансовой политики

 

2.1 Элементы финансового механизма

Термин  «механизм» имеет техническое происхождение  и в экономическом понимании  означает средство, которым можно  привести что-нибудь в действие, побудить определенную деятельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана с содержанием  воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, определяемого задачами экономической, в том числе и финансовой политики.

Финансовый  механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Финансовый  механизм включает в себя совокупность организационных форм финансовых отношений  в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, формы и методы управления финансами и финансовой системой в целом, финансовое законодательство7.

Финансовый  механизм выполняет ряд функций, таких, как аккумулирование финансовых ресурсов, финансирование расходов, стимулирование и регулирование экономики, порядок  распределения бюджетных средств, формы и средства контроля за их расходованием.

Существуют  два вида финансового механизма:

- директивное  финансовое воздействие включает  в себя элементы, прямо установленные  государством, например: налоги, государственный  кредит, расходы государственного  бюджета, организация и устройство  бюджетного процесса, финансовое  планирование. Данные элементы считаются  директивными методами воздействия,  поскольку они устанавливаются  государством для всех субъектов  экономики, исходя только из интересов государства, и другие субъекты экономических отношений не могут повлиять на данные методы и как-либо изменить их;

- к регулирующему  виду финансового механизма относят  определенные отношения в конкретном  сегменте финансов, не затрагивающем  прямо интересы государства. В  принципе, сюда относятся те правила,  которые формируют финансовый  механизм для негосударственных  и частных предприятий. 

Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные  элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность  финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов  финансового механизма). Государство  в лице его исполнительных и законодательных  органов власти на основе тщательного  изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения  общественного продукта, национального  дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования  государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования  финансов большое значение имеет  осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых  способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных  видов, форм и методов финансовых отношений.

Основными звеньями (элементами) финансового  механизма является:

  • финансовое планирование и прогнозирование;
  • финансовые показатели, нормативы и лимиты;
  • управление финансами;
  • финансовые рычаги и стимулы;
  • финансовый контроль.

Каждая  сфера и отдельное звено финансового  механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны  и взаимозависимы. Вместе с тем  сферы и звенья функционируют  относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев  финансового механизма является важным условием его действенности. 

2.2 Методы финансового механизма

Методами  организации финансовых отношений  в финансовой науке называются способы  формирования финансовых ресурсов и  практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно  выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

1) финансовый  метод используется для формирования  финансовых ресурсов преимущественно  на безвозвратной и безвозмездной  основе. Финансовым методом, как  правило, формируются собственные  финансовые ресурсы коммерческих  и некоммерческих организаций  (аккумулирование членских взносов  внекоммерческих организациях соответствующих  организационно-правовых форм; формирование  амортизационных отчислений и  прибыли в коммерческих организациях  происходит на безвозмездной и без возвратной основах);

2) метод  кредитования связан с предоставлением  денежных средств на условиях  срочности, возвратности и платности.  На макроуровне этот метод  используется в ходе предоставления  бюджетных кредитов и бюджетных  ссуд другому бюджету8, а на микроуровне — при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов9, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;

3) налоговый  метод подразумевает аккумулирование  денежных средств для финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований  в форме денежных платежей (налогов)  юридических и физических лиц  на обязательной, принудительной  и безвозмездной основах. В  условиях функционирования рыночной  экономики налоговый метод является  преобладающим при формировании  финансовой базы деятельности  органов государственной власти  и местного самоуправления. Однако  при его использовании следует  обеспечивать необходимый баланс  между объемом аккумулируемых  с помощью налогов финансовых  ресурсов на макроуровне и  размером финансовых ресурсов, остающихся  в распоряжении организаций и  населения с целью обеспечения  финансовой устойчивости организаций  и финансовой защиты населения  от различных экономических и социальных рисков;

4) страховой  метод предполагает формирование  финансовых ресурсов за счет  поступления страховых взносов.  Его использование в рыночной  экономике, характеризующейся проявлением  многих элементов стихийности  в ходе ее функционирования, непосредственно  связано с особенностями осуществления  финансовой деятельности субъектами  хозяйствования и органами власти  в условиях, когда возрастает  возможность наступления непредвиденных  событий в социально-экономической  жизни общества. В этой ситуации  страховые фонды, созданные в  денежной форме, позволяют обеспечить  устойчивое функционирование экономики  и социальной сферы при наступлении  различного рода непредвиденных  событий, имеющих негативное влияние  на финансово-хозяйственную деятельность  субъектов хозяйствования, бюджетную  систему государства и социальное  обеспечение населения10.

 

2.3 Современное состояние финансовой политики

В современной  России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях  Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать  в рамках этого послания с целью  реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе11.

 К  основные направлениям (задачам)  финансовой политики Росси на  современном этапе можно отнести  следующее:

- устойчивый  профицит федерального бюджета  или сохранение сбалансированности  федерального бюджета;

- снижение  государственного долга;

- стабилизация  национальной валюты и снижение  темпов инфляции;

- развитие  банковского сектора, в первую  очередь, в части совершенствования  законодательной базы функционирования  банковской системы;

- переход  к среднесрочному планированию;

- продолжение  налоговой реформы и реформы  межбюджетных отношений (снижение  налоговой нагрузки и расширение  налоговой базы, внесение целого  ряда поправок в Бюджетный  кодекс РФ, совершенствование схем  разграничения расходных полномочий  между уровнями бюджетной системы).

 Известно, что развитие экономики страны  зависит от качества налоговой  системы. В последние годы в  направлении ее совершенствования  сделано немало – сформирована  налоговая система, включающая 15 налогов и сборов, и четыре  специальных налоговых режима, уже  шесть лет действует первая  часть Налогового кодекса РФ, из 19 глав второй части Кодекса  – принято 17 по основным налогам, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц.

 В  частности, с 1 января 2012 было сделано следующее:

- установлена единая увеличенная ставка акциза на сигареты с фильтром, а также сигареты без фильтра и папиросы;

- отменен ежемесячный стандартный вычет по НДФЛ в размере 400 руб;

- добыча лечебной грязи облагается НДПИ по ставке 7,5%;

- нулевая ставка НДС по транспортировке нефти

- льгота по НДС в сфере культуры и искусства для всех;

- придется заплатить госпошлину в размере 300 рублей за выдачу талона технического осмотра на тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и прицепы к ним;

- размер вычета на первого и второго ребенка увеличился до 1400 рублей12.

 Подводя  итоги, можно отметить, что финансовая  политика России была не скоординированной. Об этом свидетельствует рост внешнего долга (внешний долг РФ за 2011г. вырос на 10,23% и на 1 января 2012г., по оценке Центрального банка (ЦБ) РФ, составил 538 млрд 940 млн долл.)13, сохранение профицита бюджета (или его сбалансированности), замедлился рост ВВП (темп роста ВВП за 2012 год составил 3,5-4% по сравнению с 2011 годом, в котором темп роста составлял 4,2%14).

 Вместе  с тем остаются проблемы: например, бюджетное законодательство пока  не в полной мере отвечает  современным требования, государственный  сектор по-прежнему слишком велик и трудноуправляем, остается низкая экономическая эффективность расходов федерального бюджета, при формировании бюджета в малой степени используется программно-целевые методы; нет стабильности налогового законодательства. Стабильность налогового законодательства – основное условие привлечения инвестиций в экономику. Глава Кодекса о налогах с продаж действовала два года, затем этот налог был отменен. Отдельные главы Кодекса, принимались и принимаются без достаточных оснований и не всегда продуманно. Требует пересмотра и упрощенная система налогообложения малого бизнеса, резко снизившая налоговую нагрузку, но не обеспечивавшая рост количества малых предприятий. Учитывая сложность принятия изменений в Налоговый кодекс РФ, завершение налоговой реформы потребует немало времени15.

В 2013-2015 гг. предполагается снижение доходов  федерального бюджета с 20,9% ВВП в 2012 г. до 18,8% - в 2013 г., с дальнейшим снижением  к 2015 г. до 18,7% к ВВП. При этом нефтегазовые доходы снижаются на 2,0% к ВВП и  ненефтегазовые доходы на 0,2% к ВВП. Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2013-2015 гг. по отношению к 2012г. обусловлено снижением цены на нефть марки «urals» и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, а так же более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов добычи нефти.

Основная  часть прогнозируемых доходов (более 90%) будет обеспечена поступлениями  по налогу на добавленную стоимость (33-35%), таможенным пошлинам (32-33%), налогу на добычу полезных ископаемых (18%) и  акцизам (5-6%)16.

 

Заключение

 

В финансовой политике необходимо единство действий исходя из взаимообусловленности динамики стоимостных и натурально-вещественных потоков товаров и услуг, обеспечения  основной народнохозяйственной пропорции  расширенного воспроизводства - между  производством, текущим потреблением и накоплением общественного  продукта.

Информация о работе Механизм финансовой политики