Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:47, реферат
Актуальность темы исследования. В России существует ряд социально-экономических проблем, которые негативно сказываются на финансовой устойчивости национальной экономики: низкий уровень благосостояния населения, безработица, высокая дифференциация доходов общества. Преодолению безработицы и низкого благосостояния населения способствует экономическое развитие малых форм хозяйствования (далее – МФХ). К 2006 г., по данным Росстата, их насчитывалось в России более 20 млн., в том числе: 1032,8 тыс. малых предприятий, 3 млн. индивидуальных предпринимателей, 255,4 тыс. крестьянских хозяйств, а также 16 млн. семей, ведущих личное подсобное хозяйство.
Выдача займов производится из фонда финансовой взаимопомощи.
Средства фонда используются для предоставления займов только пайщикам кооператива. Выдача займов пайщику кооператива осуществляется по его заявлению и оформляется договором займа, заключенного в письменной форме. Договор займа считается заключенным с момента передачи денежных средств пайщику и завершается после полного исполнения его обязательств по данному договору.
Условия получения займов определены программами предпринимательского и потребительского кредитования, которые можно посмотреть ниже. Условия получения займов из фонда финансовой взаимопомощи одинаковы для всех пайщиков, персонала и сотрудников кооператива.
Решение о выдаче займа принимается комитетом по займам. В целях защиты финансовых интересов пайщиков, кооператив применяет различные способы обеспечения возврата займов, оформляемых документально.
Займы предоставляются только членам КПК.
Это требование устанавливается Федеральным Законом о КПКГ. Предоставление займов только членам КПК является способом снижения риска, так как предполагается, что пайщики в КПК знакомы друг с другом.
Заем может быть предоставлен любому пайщику в рамках, установленных правилами КПК.
Пайщику не может быть отказано в займе, если имеется уверенность, что он в состоянии его вернуть, и если он согласен с условиями, установленными КПК для предоставления займов данного вида.
Заем может быть предоставлен только в том случае, если есть уверенность в том, что заемщик в состоянии его вернуть.
КПКГ строит свою деятельность на предположении о честности и порядочности его пайщиков. Тем не менее, для предотвращения возможных проблем, КПК обязан тщательно проверить платежеспособность пайщика при принятии решения о предоставлении займа.
Условия получения займа одинаковы для всех пайщиков.
Предоставление займов в КПК осуществляется на условиях, установленных Кредитной политикой. Кредитная политика принимается общим собранием пайщиков. Ни один пайщик не может иметь преимущества перед другими пайщиками при предоставлении займа. Работники и члены выборных органов не должны иметь преимущество и пользоваться льготами при получении займа.
Займы предоставляются на условиях возвратности и компенсации.
Кредитные кооперативы принимают сбережения пайщиков и выплачивают пайщикам компенсацию на их сбережения. Чтобы иметь возможность выполнять обязательства перед пайщиками по сбережениям и компенсации, КПК предоставляет только возвратные займы и взимает компенсацию (процент) за их использование.
Займы одному пайщику ограничены по отношению к активам КПК (они также могут быть ограничены в фиксированной сумме).
Предоставление большей части кредитного портфеля КПК в виде займа одному пайщику повышает риск невозврата этого займа. Поэтому КПК должен ограничивать предоставление займа в одни руки. Это ограничение должно неукоснительно соблюдаться, даже если пайщик известен своей надежностью и предоставляет хорошее обеспечение.
Договор займа может быть процентным и беспроцентным.
Беспроцентный договор займа разрешается заключать на сумму, не превышающую пятидесяти кратного установленного законом минимального размера оплаты труда (ст. 809 ГК РФ)10 на цели, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Если договором займа предусмотрена уплата процентов, то для правильной квалификации дохода КПКГ в договоре, а также в бухгалтерском учете необходимо указать источник, за счет которого выдается займ.
Если займ выдается за счет собственных средств кооператива (иностранной помощи, чистой прибыли от предпринимательской деятельности, членских взносов и т.п.), то полученные проценты за пользование займом будут являться доходом самого кооператива, что повлечет за собой исчисление налогов с юридического лица - КПКГ.
Если же займ выдается за счет личных сбережений членов кооператива, то проценты за пользование займом не являются доходом КПКГ. Эти проценты являются личным доходом тех членов КПКГ, которые внесли указанные средства.
Развитие кредитной кооперации в Российской империи относится к началу XIX века. К основным предпосылкам ее возникновения: и развития можно отнести комплекс сложившихся причин, а именно:11
Первые потребительские кооперативы носили многоотраслевой характер. B литературе в качестве даты зарождения потребительской кооперации наиболее часто встречается 1831 г., когда ссыльные декабристы, дворяне-революционеры, участники восстания 1825 г. основали в Петровском каземате в Забайкалье (ныне г. Петровск-Забайкалье) потребительское общество «Большая артель», успешно действовавшее до 1839 г. Письменный устав «Большой артели» содержал такие кооперативные принципы, как добровольность членства; демократическое управление и контроль, которые и поныне являются основополагающими; Основателями и руководителями «Большой артели» были: И: И. Пущин; Д. И. Завалишин, Н. B. Басаргин, И.И. Горбачевский, А.Н. Сутгоф и. другие известные декабристы.
Рассмотрение зарождения потребительской кооперации с периода создания и функционирования «Большой артели» вызывает множество споров. Но при этом, некоторые ученые считают, что создание «Большой артели» также условно; можно считать «прародителем» первых русских кредитных потребительских кооперативов, так как именно члены «Большой артели» были: пайщиками «Малой артели» — ссудосберегательного кооператива, функционировавшего с 1834 г. по 1882г.12
Дальнейшее становление кредитной кооперации России связывают с организацией мелкого кредита для крестьян (1840 г.). Инициатором их возникновения было правительство, ассигновавшее на эти цели определенные; средства. Это были крестьянские сословно-общественные: учреждения, обслуживавшие отдельные группы сельского населения; заемные капиталы: удельных крестьян (с 1859 г. - удельные банки), вспомогательные и сберегательные кассы для выдачи крестьянам ссуд из неиспользованных остатков мирских сборов, мирские капиталы в государственной деревне. Основной их задачей был сбор мелких сбережений крестьян для использования их в интересах царского правительства. При этом их роль сводилась к способствованию создания зажиточных групп населения.
В 1813 г на территории Российской империи в Риге было основано общество взаимной помощи «Возобновленная дружба», но документально эта версия не подтверждена.
Впервые сеть сберегательных вспомогательных касс стала создаваться после издания закона от 10 июля 1839 года в селах, населенными государственными крестьянами. Сельские сберегательные кассы выдавали; ссуды от 10 до 500 руб. под 6 % годовых, при; этом в; качестве залога принимались свидетельства «мирского общества» о «добром поведении» и два поручителя за каждые 50 руб. ссуды. В целях «приращения процентов» сберегательные кассы передавали вклады в приказы или; предоставляли их в распоряжение вспомогательных касс. Вспомогательные кассы, выдавали ссуды размером до 60 руб. под 6 % годовых.
В 1840 г. такие кассы были организованы в трех волостях Петербургской губернии, в распоряжении которых было представлено из общественных, сумм 15 тыс. руб. Динамика развития сети сберегательных и вспомогательных касс в Российской империи в 1842-1857 г.г. представлена табл. 2.1 При этом: наибольшее число сберегательных касс на 01.01.1858г. числилось в Пермской (64), и Харьковской (40) губерниях, а вспомогательных касс: в Черниговской» (164), Пермской (67) и Вятской (42) губерниях.13
Таблица 2.1
Динамика развития сети сберегательных и вспомогательных касс в царской России
Виды касс |
1842 г. |
1846 г. |
1857 г. |
Сберегательные кассы |
6 |
101 |
460 |
Вспомогательные кассы |
6 |
408 |
882 |
Всего |
12 |
509 |
1342 |
В 1842 г. при сохранных казнах: были организованы первые городские сберегательные кассы в Петербурге и Москве. Им разрешалось брать вклады размером от 50 копеек до 10 рублей, но общая сумма вкладов на одно лицо не должна была превышать 300 руб. В 1841 г. максимальная; сумма единовременного взноса была увеличена до 25 руб., а общая сумма вклада-до 700 руб.
В 1846 г. было принято решение о создании сберегательных касс при г губернских приказах, но начали они функционировать лишь в 1849 г. Однако осуществляемые ими операции не имели сколько-нибудь значительных размеров (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2
Обороты сберегательных касс при губернских приказах, тыс. руб.14
Наименование |
1849 г. |
1852 г. |
1859 г. |
Количество книжек |
3367 |
11786 |
13535 |
Внесено вкладов |
140 |
490 |
784 |
При всем разнообразии таких организаций общими их чертами были, во-первых, строго сословный характер, базировавшийся на общинной или сельской организации; во-вторых, для их создания требовалось постановление сельских сходов; в-третьих, основной капитал их составлялся, прежде всего, из свободных мирских сумм, казенных ассигнований, имевших источником крестьянские же платежи, а позднее, частные займы, вклады и пожертвования; в-четвертых, ссуды выдавались, как правило, под личное доверие или под поручительство (например, один поручитель на каждые пять рублей ссуды), при этом ссуда была свободной нецелевой; в-пятых, во главе их стояла сельская администрация, а не выборные члены правлений.
По форме собственности, организационно-правовому и социальному статусу учреждения мелкого кредита были представлены частными и общественными, кооперативными и некооперативными, сословными и всесословными организациями, получившее наибольшее развитие в начале 60-х годов XIX века.
Другой тип учреждений мелкого кредита представляли ссудо-сберегательные товарищества, учрежденные либеральными помещиками, которые строились по типу шульце-дельчиских кооперативов в Германии.
Принципиальной отличительной
их чертой; было то, что их ссудный
капитал создавался за счет
паевых взносов членов
В Уфимской губернии зарождение деятельности ссудосберегательных товариществ относится к концу XIX века началу XX века. Так в январе 1872 Т. было открыто Уфимское ссудосберегательное товарищество, в апреле 1874Т. в Нагаевской волости было создано Ново-Троицкое ссудосберегательное товарищество, в мае 1879 г. было основано Уфимское общество взаимного кредита; На 01 января 1882 года в Уфимской губернии действовало 7 ссудосберегательных товариществ из 9 зарегистрировавших свои,уставы, в том числе в Белебеевском, Бирском, Златоустовском и Мензелинском уездах по одному товариществу и три в Уфимском уезде.
Следующая попытка развития системы кредитных учреждений связана с кредитованием сельского хозяйства — 1883 г., когда был утвержден; устав волостных и сельских банков, представлявший собой реформированный устав вспомогательных и сберегательных касс, утвержденный в 1871 г. Основу капиталов банков составляли мирские капиталы, при этом был отменен порядок поручительства на каждые 5 рублей ссуды, а местная администрация отстранена от руководства банками, которую заменило выборное: правление, подотчетное крестьянскому сходу. Увеличилась и максимальная продолжительность ссуды - с 6 месяцев при; возможной; трехмесячной отсрочке до: 12 месяцев с шестимесячной отсрочкой. Однако, даже эти изменения не смогли решить проблемы распространения кредитования- среди средних слоев населения, и с 1883 г. число ссудосберегательных товариществ резко пошло на убыль по всей России, в том числе и в губерниях, за счет, части территории которых был и образован Башкортостан. Причиной тому, главным образом, был слишком большой размер минимального пая, непосильный для большинства желающих получить ссуду, отсутствие, какого бы то ни было контроля или ограничений со стороны правительства за отчетностью ссудосберегательных товариществ. Также негативным фактором, повлиявшим на развитие и становление: ссудосберегательных товариществ, явилось установление ограничительного критерия размера ссуды, который не должен был превышать пай более чем в полтора раза, что снижало привлекательность займа.
В целях решения перечисленных выше: проблем в 1889 г был учрежден институт земских: начальников, на который были возложены функции надзора за деятельностью ссудосберегательных товариществ. В ряде губерний — Московской; Уфимской; Смоленской, Новгородской, Тверской, Псковской; Таврической, Смоленской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Вятской, Пермской; - состоялись съезды земских деятелей по мелкому кредиту, на которых были приняты постановления о предоставлении; займов ссудо-сберегательным товариществам. Так,, в 1871-1877 г.г. около 50г% из общего числа; возникших товариществ были учреждены при прямой поддержке и помощи земств: 466 товариществ получили от них ссуды в основной капитал на сумму 437 тыс. руб.