Для выполнения контрольных
полномочий Минфин России имеет право
запрашивать необходимые материалы по
бюджетным и внебюджетным фондам и применять
меры воздействия по результатам контроля
- при установлении фактов нецелевого
использования взыскивать их с наложением
штрафа; ограничивать, приостанавливать
и прекращать финансирование организаций
в случае нарушения финансовой дисциплины.
Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять
отсрочки и рассрочки по налоговым платежам
в федеральный бюджет.
Следует при этом отметить,
что контрольные полномочия Минфина Российской
Федерации распространяются на финансовые
средства только федерального уровня.
В тех случаях, когда проверяется деятельность
исполнительных органов власти субъектов
Федерации, его контрольные функции не
должны выходить за эти рамки. Такой подход
обусловлен принципом самостоятельности
бюджетного устройства в Российской Федерации,
самостоятельности финансовой деятельности
субъектов Федерации и органов местного
самоуправления в установленных законодательством
пределах, их ответственностью за формирование
и использование своих финансовых ресурсов.
Однако отметим, что на Минфин
возложено осуществление финансового
контроля за исполнением бюджетов субъектов
российской Федерации и местных бюджетов,
если субъект Российской Федерации получает
помощь в объеме свыше 50% расходов его
консолидированного бюджета. Назначается
ревизия и исполнение бюджета субъекта
Федерации переходит под контроль Минфина
и в случаях, когда субъект не в состоянии
обеспечить обслуживание и погашение
своих долговых обязательств.
Финансовый контроль осуществляют
все структурные подразделения Министерства
финансов РФ соответственно их компетенции.
Однако Минфин имеет в своей структуре
и специальные подразделения, предназначены
именно для проведения финансового контроля:
Департамент государственного финансового
контроля и аудита, Департамент страхового
надзора. В его ведении находятся Федеральное
казначейство, Пробирная палата и др. органы.
Департамент государственного
финансового контроля и аудита создан
на основании постановления Правительства
РФ на базе нескольких упраздненных структурных
подразделений Минфина России, в том числе
контрольно-ревизионного управления и
Департамента организации аудиторской
деятельности.
В задачи этого Департамента
входит контроль за:
- исполнением федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов,
- организацией денежного
обращения,
- использованием кредитных
ресурсов,
- состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга,
государственных резервов,
- предоставлением налоговых
льгот и преимуществ.
Департамент государственного
контроля и аудита организует и проводит
самостоятельно и с привлечением территориальных
КРУ ревизии и проверки; контролирует
использование федеральных средств, в
том числе в иностранной валюте; организует
контроль за качеством проведения аудиторами
и аудиторскими организациями аудиторских
проверок.
В случае установления нарушений
использования федеральных средств, израсходованных
незаконно или не по целевому назначению
средства, а также доходы от их использования,
по предписанию Департамента, подлежат
возмещению в течение одного месяца после
выявления нарушений.
Территориальные контрольно-ревизионные
органы осуществляют последующий финансовый
контроль на территории соответствующего
субъекта РФ. В частности, они:
- контролируют целевое
использование средств федерального
бюджета и государственных внебюджетных
фондов;
- проводят документальные
ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности организаций любых
форм собственности по мотивированным
постановлениям правоохранительных
органов;
- в ряде случаев на
договорной основе проводят ревизии
и проверки поступления и расходования
средств бюджетов субъектов РФ
и местных бюджетов;
- контролируют своевременное
устранение нарушений в финансово-хозяйственной
деятельности проверенных управлением
организаций, а также возмещение
ими причиненного ущерба и
т.д.
Территориальные контрольно-ревизионные
органы Минфина России имеют право:
- проверять в ревизуемых
организациях денежные, бухгалтерские
и другие документы;
- получать от должностных
лиц ревизуемых организаций объяснения;
- получать от органов
государственной власти и местного
самоуправления, а также организаций
данные, необходимые для осуществления
своих функций;
- направлять предложения
о приостановлении и прекращении
финансирования ревизуемых организаций
при выявлении фактов нецелевого
использования бюджетных средств,
а также непредставления ими
бухгалтерских документов, связанных
с использованием этих средств;
- ставить вопрос об
отстранении от работы должностных
лиц, виновных в нарушениях, передавать
материалы проверок и ревизий
в правоохранительные органы
и т.д.
Заключение
Нарушения и злоупотребления
в финансовой, бюджетной сфере не имеют
ни хронологической привязки, ни национальных
корней. Во-первых, потребности любого
государства, как правило, превышают его
финансовые возможности, и у чиновников
нередко возникает соблазн быстро, в обход
парламента и закона, перераспределить
средства в пользу «неотложных» нужд.
Во-вторых, в любом обществе в той или иной
степени проявляются как политические,
так и коммерческие интересы различных
компаний, кланов, групп, что приводит
к лоббированию этих интересов в сфере
экономики, приобретению различных преференций
и льгот. Вот почему с тех пор как человечество
стало осознавать себя организованным
сообществом и до наших дней для любой
страны остается актуальной задача создания
и совершенствования системы гласного,
всеобъемлющего контроля за состоянием
«государственного кармана», за использованием
бюджетных средств.
История новейшего времени
убедительно показывает, что либерализация
экономики, развитие рыночных отношений
отнюдь не отменяют для государства необходимости
строго контролировать движение денежных
ресурсов. Прозрачность финансов - один
из существенных признаков реальной демократии.
Это особенно важно для стран с ослабленной
экономикой и связанной с этим острой
нехваткой средств. Здесь проблемы, как
правило, усугубляются снижением доверия
населения к государству, что вызывает
болезненную «утечку капиталов» в другие
страны, нередко - с нарушением финансового
и валютного законодательства. Наконец,
контролировать бюджетный процесс в этих
странах (а к ним приходится отнести и
Россию) важно и для того, чтобы добиваться
исполнения финансовых обязательств государства
в социальной сфере.
Список использованных
источников:
1. Лукашев М. - “Под
контролем”/ «Профиль» - 2002.
2. Финансы: учебник
для вузов/ Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной
- М.: 2000;
3. Minfin.ru Официальный
сайт Министерства финансов.
4. Вознесенский
Э.А. Финансовый контроль в СССР.
Юридическая литература, 1973.