Для выполнения своих задач и
функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права, в том числе:
- вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля - получать от государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также предприятий, учреждений, организаций, банков, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, необходимые материалы, документы, бухгалтерские балансы, отчеты, справки и т.д., проводить документальные ревизии и проверки, давать обязательные к применению указания по устранению выявленных нарушений;7
- по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка - ограничивать, а при необходимости приостанавливать финансирование предприятий, учреждений и организаций, взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка РФ; запрещать, либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами при нарушении законодательства;
- по регулированию соотношения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в процессе их исполнения и поступлений налогов в федеральный бюджет - заключать от имени Правительства РФ соглашения с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
- выдавать при необходимости ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов Федерации с погашением этих ссуд в пределах бюджетного года, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет с уведомлением Министерства РФ по налогам и сборам.8
IV. Полномочия
Минфина в осуществлении финансового
контроля
Министерство финансов РФ занимает
важнейшее место в системе
финансового контроля, оно не только
разрабатывает финансовую политику
страны, но и контролирует ее осуществление.
Минфин осуществляет финансовый контроль
за:
- целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
- поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
- доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ;
- обеспечением платежеспособности страховщиков;
- формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ;
- использованием и хранением драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними;
- расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом;
- качеством аудиторских проверок.9
В связи с этим Минфин России вправе
проводить комплексные ревизии
и тематические проверки поступления
и расходования средств федерального
бюджета, внебюджетных фондов и других
федеральных средств, проводить
документальные ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
по заданиям правоохранительных органов.
Для выполнения контрольных полномочий
Минфин России имеет право запрашивать
необходимые материалы по бюджетным
и внебюджетным фондам и применять
меры воздействия по результатам контроля
– при установлении фактов нецелевого
использования взыскивать их с наложением
штрафа; ограничивать, приостанавливать
и прекращать финансирование организаций
в случае нарушения финансовой дисциплины.
Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять
отсрочки и рассрочки по налоговым платежам
в федеральный бюджет.
Следует при этом отметить, что
контрольные полномочия Минфина
Российской Федерации распространяются
на финансовые средства только федерального
уровня. В тех случаях, когда проверяется
деятельность исполнительных органов
власти субъектов Федерации, его
контрольные функции не должны выходить
за эти рамки. Такой подход обусловлен
принципом самостоятельности бюджетного
устройства в Российской Федерации,
самостоятельности финансовой деятельности
субъектов Федерации и органов
местного самоуправления в установленных
законодательством пределах, их ответственностью
за формирование и использование
своих финансовых ресурсов.
Однако, принимая во внимание принятый
в 1998г. Бюджетный кодекс, отметим, что
на Минфин возложено осуществление
финансового контроля за исполнением
бюджетов субъектов российской Федерации
и местных бюджетов, если субъект
Российской Федерации получает помощь
в объеме свыше 50% расходов его консолидированного
бюджета. Назначается ревизия и исполнение
бюджета субъекта Федерации переходит
под контроль Минфина и в случаях, когда
субъект не в состоянии обеспечить обслуживание
и погашение своих долговых обязательств.
Финансовый контроль осуществляют
все структурные подразделения
Министерства финансов РФ соответственно
их компетенции. Однако Минфин имеет
в совей структуре и специальные
подразделения, предназначены именно
для проведения финансового контроля:
Департамент государственного финансового
контроля и аудита, Департамент страхового
надзора. В его ведении находятся
Федеральное казначейство, Пробирная
палата и др. органы.
Департамент государственного финансового
контроля и аудита создан на основании
постановления Правительства РФ на базе
нескольких упраздненных структурных
подразделений Минфина России, в том числе
контрольно-ревизионного управления и
Департамента организации аудиторской
деятельности.
В задачи этого Департамента входит контроль
за:
- исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов,
- организацией денежного обращения,
- использованием кредитных ресурсов,
- состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,
- предоставлением налоговых льгот и преимуществ.
Департамент государственного контроля
и аудита организует и проводит самостоятельно
и с привлечением территориальных
КРУ ревизии и проверки; контролирует
использование федеральных средств,
в том числе в иностранной
валюте; организует контроль за качеством
проведения аудиторами и аудиторскими
организациями аудиторских проверок.
В случае установления нарушений использования
федеральных средств, израсходованных
незаконно или не по целевому назначению
средства, а также доходы от их использования,
по предписанию Департамента, подлежат
возмещению в течение одного месяца
после выявления нарушений.
Территориальные контрольно-ревизионные
органы осуществляю последующий финансовый
контроль на территории соответствующего
субъекта РФ10. В частности,
они:
- контролируют целевое использование средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;
- в ряде случаев на договорной основе проводят ревизии и проверки поступления и расходования средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- контролируют своевременное устранение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций, а также возмещение ими причиненного ущерба и т.д.
Территориальные контрольно-ревизионные
органы Минфина России имеют право:
- проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы;
- получать от должностных лиц ревизуемых организаций объяснения;
- получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций данные, необходимые для осуществления своих функций;
- направлять предложения о приостановлении и прекращении финансирования ревизуемых организаций при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также непредставления ими бухгалтерских документов, связанных с использованием этих средств;
- ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушениях, передавать материалы проверок и ревизий в правоохранительные органы и т.д.
Органы федерального казначейства,
находящиеся в подчинении Минфина, наряду
с другими функциями осуществляют и контроль,
направленный на исполнении федерального
бюджета и использование средств государственных
внебюджетных фондов.
В этих целях Главное управление
федерального казначейства:
- организует контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
- организует и осуществляет сводный учет операций по движению средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- организует и осуществляет сбор и анализ информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов.
Органы федерального казначейства
по субъектам РФ, по городам, районам
в городах:
- контролируют своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также целевое направление использования указанных средств;
- передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность и др.
В целях осуществления контроля
финансовое казначейство наделено следующими
правами:
- проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, связанные с зачислением, переначислением и использованием средств федерального бюджета;
- получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- приостанавливать операции по счетам организаций, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях бюджетной дисциплины;
- накладывать на кредитные организации штраф в случае несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление средств в федеральный бюджет;
- взыскивать в бесспорном порядке денежные средства используемые не по целевому назначению.
Функции органов Государственного
страхового надзора также ограничены
особой сферой – страховой деятельностью.
Они осуществляются в целях обеспечения
соблюдения требований законодательства
РФ о страховании, развития страховых
услуг, защиты прав и интересов участников
страховых отношений.11
Важное место в их функциях занимает
предварительный контроль, осуществляемый
ими в процессе выдачи лицензий на
осуществление страховой деятельности.
По результатам текущего и последующего
контроля они вправе приостановить,
ограничить действие лицензии или отозвать
ее.
Заключение
Анализ проведенного исследования
взглядов и мнений ученых и практикантов
в области финансового права
позволяет сделать следующий
вывод:
Финансовый контроль является
одним из наиболее важных рычагов
управления финансовой системы и
на современном этапе претерпевает
серьезные изменения. Эти изменения
также затрагивают и систему
контрольных органов.
Среди всего многообразия
органов, осуществляющих финансовый контроль,
выделяется Министерство финансов РФ,
которое не только разрабатывает
финансовую политику страны, но и контролирует
ее осуществление.
Прежде всего, Минфин осуществляет
контроль в процессе разработки федерального
бюджета, контролирует поступление
и расходование бюджетных средств
и средств федеральных внебюджетных
фондов, участвует в проведении валютного
контроля, а также контролирует направление
и использование государственных
инвестиций.
Финансовый контроль осуществляю
все структурные подразделения
Минфина РФ. Так, органы казначейства
призваны осуществлять государственную
бюджетную политику, управлять процессом
исполнения федерального бюджета и
др. полномочия; органы Государственного
страхового надзора осуществляют контроль
в страховой деятельности.
Минфин осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительно
власти, органами исполнительной власти
субъектов, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и
иными организациями.
Список используемой литературы:
- Нормативные акты:
- Конституция РФ от 12.12.1993
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823
- Постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 624 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3592
- Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1248 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5708
- Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4007
- Постановление Правительства РФ от 4 августа 1998 г. № 884 «О совершенствовании организационной структуры Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4006
- Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276 «О Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1204
- Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации»// СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288
- Приказ Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации» // «Финансовая газета». 2000. июнь. № 23