Минфин России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 11:04, реферат

Краткое описание

В последние годы произошли коренные изменения в социальной, политической и экономической жизни страны, которые, несомненно, затронули многие важнейшие социальные институты общества, в том числе и такие, как институт финансового контроля.

Содержание

Введение ....2
История Министерства финансов………………………………………………….……….2
II. Структура Министерства финансов РФ .…4
III. Основные задачи, функции и права Минфина .…9
IV. Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля…….13
Заключение………………………………………………………………..………..18
Список используемой литературы……………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

Для выполнения своих задач и  функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права, в том числе:

    • вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля - получать от государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также предприятий, учреждений, организаций, банков, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, необходимые материалы, документы, бухгалтерские балансы, отчеты, справки и т.д., проводить документальные ревизии и проверки, давать обязательные к применению указания по устранению выявленных нарушений;7
    • по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка - ограничивать, а при необходимости приостанавливать финансирование предприятий, учреждений и организаций, взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка РФ; запрещать, либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами при нарушении законодательства;
    • по регулированию соотношения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в процессе их исполнения и поступлений налогов в федеральный бюджет - заключать от имени Правительства РФ соглашения с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
    • выдавать при необходимости ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов Федерации с погашением этих ссуд в пределах бюджетного года, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет с уведомлением Министерства РФ по налогам и сборам.8

 

IV. Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля

 

Министерство финансов РФ занимает важнейшее место в системе  финансового контроля, оно не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Минфин осуществляет финансовый контроль за:

    • целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
    • поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
    • доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ;
    • обеспечением платежеспособности страховщиков;
    • формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ;
    • использованием и хранением драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними;
    • расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом;
    • качеством аудиторских проверок.9

В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии  и тематические проверки поступления  и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводить  документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.

Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать  необходимые материалы по бюджетным  и внебюджетным фондам и применять  меры воздействия по результатам контроля – при установлении фактов нецелевого использования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Минфин уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

Следует при этом отметить, что  контрольные полномочия Минфина  Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется  деятельность исполнительных органов  власти субъектов Федерации, его  контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов  местного самоуправления в установленных  законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование  своих финансовых ресурсов.

Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, отметим, что  на Минфин возложено осуществление  финансового контроля за исполнением  бюджетов субъектов российской Федерации  и местных бюджетов, если субъект  Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения  Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Однако Минфин имеет  в совей структуре и специальные  подразделения, предназначены именно для проведения финансового контроля: Департамент государственного финансового  контроля и аудита, Департамент страхового надзора. В его ведении находятся  Федеральное казначейство, Пробирная  палата и др. органы.

Департамент государственного финансового  контроля и аудита создан на основании постановления Правительства РФ на базе нескольких упраздненных структурных подразделений Минфина России, в том числе контрольно-ревизионного управления и Департамента организации аудиторской деятельности.

В задачи этого Департамента входит контроль за:

    • исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, 
    • организацией денежного обращения,
    • использованием кредитных ресурсов,
    • состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов,
    • предоставлением налоговых льгот и преимуществ.

Департамент государственного контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных  КРУ ревизии и проверки; контролирует использование федеральных средств, в том числе в иностранной  валюте; организует контроль за качеством  проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок.

В случае установления нарушений использования  федеральных средств, израсходованных  незаконно или не по целевому назначению средства, а также доходы от их использования, по предписанию Департамента, подлежат возмещению в течение одного месяца после выявления нарушений. 

Территориальные контрольно-ревизионные  органы осуществляю последующий финансовый контроль на территории соответствующего субъекта РФ10. В частности, они:

    • контролируют целевое использование средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
    • проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;
    • в ряде случаев на договорной основе проводят ревизии и проверки поступления и расходования средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
    • контролируют своевременное устранение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций, а также возмещение ими причиненного ущерба и т.д.

Территориальные контрольно-ревизионные  органы Минфина России имеют право:

    • проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы;
    • получать от должностных лиц ревизуемых организаций объяснения;
    • получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций данные, необходимые для осуществления своих функций;
    • направлять предложения о приостановлении и прекращении финансирования ревизуемых организаций при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также непредставления ими бухгалтерских документов, связанных с использованием этих средств;
    • ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушениях, передавать материалы проверок и ревизий в правоохранительные органы и т.д.

Органы федерального казначейства, находящиеся в подчинении Минфина, наряду с другими функциями осуществляют и контроль, направленный на исполнении федерального бюджета и использование средств государственных внебюджетных фондов.

В этих целях Главное управление федерального казначейства:

    • организует контроль за поступлением  и использованием внебюджетных средств;
    • организует и осуществляет сводный учет операций по движению средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
    • организует и осуществляет сбор и анализ информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов.

Органы федерального казначейства по субъектам РФ, по городам, районам  в городах:

    • контролируют своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также целевое направление использования указанных средств;
    • передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность и др.

В целях осуществления контроля финансовое казначейство наделено следующими правами:

    • проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, связанные с зачислением, переначислением и использованием средств федерального бюджета;
    • получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
    • приостанавливать операции по счетам организаций, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
    • изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о нарушениях бюджетной дисциплины;
    • накладывать на кредитные организации штраф в случае несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление средств в федеральный бюджет;
    • взыскивать в бесспорном порядке денежные средства используемые не по целевому назначению.

Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.11

Важное место в их функциях занимает предварительный контроль, осуществляемый ими в процессе выдачи лицензий на осуществление страховой деятельности. По результатам текущего и последующего контроля они вправе приостановить, ограничить действие лицензии или отозвать ее.

 

 

Заключение

 

Анализ проведенного исследования взглядов и мнений ученых и практикантов в области финансового права  позволяет сделать следующий  вывод:

Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов  управления финансовой системы и  на современном этапе претерпевает серьезные изменения. Эти изменения  также затрагивают и систему  контрольных органов.

Среди всего многообразия органов, осуществляющих финансовый контроль, выделяется Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает  финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Прежде всего, Минфин осуществляет контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление  и расходование бюджетных средств  и средств федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного  контроля, а также контролирует направление  и использование государственных  инвестиций.

Финансовый контроль осуществляю  все структурные подразделения  Минфина РФ. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику, управлять процессом  исполнения федерального бюджета и  др. полномочия; органы Государственного страхового надзора осуществляют контроль в страховой деятельности.

Минфин осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительно  власти, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления, общественными объединениями и  иными организациями.     

 

Список используемой литературы:

  1. Нормативные акты:
  2. Конституция РФ от 12.12.1993
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823
  4. Постановление Правительства РФ от  23 августа 2000 г. № 624 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3592
  5. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1248 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5708
  6. Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4007
  7. Постановление Правительства РФ от 4 августа 1998 г. № 884 «О совершенствовании организационной структуры Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4006
  8. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276 «О Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1204
  9. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации»// СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288
  10. Приказ Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации» // «Финансовая газета». 2000. июнь. № 23

Информация о работе Минфин России