Мировая финансовая система: понятие, сущность, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 02:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть основные принципы формирования и направления развития мировой финансовой системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1.Понятие и сущность мировой финансовой системы ………………………..5
1.1 Финансы современного общества………………………………….…….5
1.2 Международная финансовая система: определение и пути развития..7
1.3 Сущность функционирования мировых финансовых институтов……10
1.4 Основные принципы формирования мировой финансовой системы...14
1.5 Направления развития мировой финансовой системы……………….22
2. Анализ финансовой системы США ………………….………………….…25
2.1 Структура финансовой системы США………………………………....25
2.2 Общее состояние финансовой системы США за 2008-2010 год………31
3. Перспективы развития мировой финансовой системы …………………….34
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………………………………...38
Приложение №1………………………………………………………………….39
Приложение №2………………………………………….……….……………...40
Приложение №3……………………………………………..…………………..41
Приложение №4………………………………………………………………...42
Приложение №5…………………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и сущность мировой финансовой системы(курсач финансы).doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Также в США в зависимости от целей использования выделяют следующие специальные фонды:

экономические фонды, предназначенные для регулирования хозяйственной жизни. К ним относятся инвестиционные, конъюнктурные, фонд перестройки и развития и т. д. Средства этих фондов направляются на финансирование честных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно в периоды циклических кризисов. Помощь представляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов;

научно – исследовательские фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержание государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований;

военно – политические фонды – резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента США, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия имеющие особую важность. В США к ним относятся конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета. Из них финансируют секретные крупномасштабные научно – технические проекты.[3]

Прочие фонды

Таким образом, специальные фонды США имеют целевой характер и формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений и за счет средств федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Общее состояние финансовой системы США за 2008-2010 год.

 

Рассмотрим  положение дел по состоянию на март 2010 года. Центральные банки  западного мира, увеличив свой баланс на 40% (3 трлн долларов) в конце 2008 года, сохранили его на этом уровне в течение всего прошедшего года. Это помогло избежать кризиса ликвидности и банкротства всей системы.

Программа федерального резерва по выкупу MBS одновременно с  практически нулевой ставкой  рефинансирования привели к увеличению первичной денежной базы более чем вдвое. (Приложение № 1)

Массированный вброс денег привел к росту других показателей – росту денежных запасов (money stock). (Приложение № 2)

Рост существенный, но уже менее значительный чем  показатель M0. Но более широкие показатели денежных средств в обороте (M2) практически не изменились – кривая роста фактически остановилась после середины 2009 года. (приложение № 3)

В 4 квартале 2009 года общая сумма выданных займов сократилась на 129 млрд (1.7%), в том числе займы сектору недвижимости на 42 млрд (8.4%) и индустрии на 55 млрд (4.3%), продолжая тенденцию последних полутора лет. Вследствие этого, наблюдается эффект «негативного» множителя денег – очевидный визуально: график рассматривает соотношение роста первичной денежной базы к росту денежных запасов. (приложение № 4 )

Банковская  система совершенно неспособна стимулировать  экспансию экономики в связи  с тем, что многие еще не избавились от негативных последствий бума прошедших  лет. По данным агенства по страхованию  вкладов, в последнем квартале 2009 года банки списали 53 млрд долларов как невозвратные, при этом просроченная задолженность выросла на 38 млрд за этот же период. На конец 2009 года, совокупная просроченная задолженность банковской системы составляла 391 млрд долларов или 5.37% всех займов.

 

Общая статистика банковской системы неутешительна. Общая сумма банковских активов  уменьшилась за 4 квартал 2009 года на 137 млрд, при этом вложения в MBS увеличились  на 45 млрд (+3.3%), вложения в государственные  облигации США увеличились на 16 млрд (+18%). Количество «проблемных банков» увеличилось с 552 (с 346 млрд активов) до 702 (с 403 млрд активов). Треть коммерческих банков страны закончили квартал с убытком; чистая прибыль всей системы за 2009 год составила 12 млрд долларов (за 2008 год, 4 млрд). Стоит отметить, что эти показатели включают все крупнейшие сверхприбыльные инвестиционные банки страны, которые с 2008 года юридически являются коммерческими банками.[5]

 Активное  участие правительства и федерального  резерва в вопросе облегчения участи владельцев жилой недвижимости гарантирует определенную поддержку банкам по решению этих проблем: несмотря на жесткие условия и очевидные потери, процесс управляем и находится во главе угла. В частности, одно из последних предложений правительства предполагает запрет на обращение взыскания на залог и выселение заемщиков до того как эти займы будут рассмотрены и отвергнуты в рамках федеральной программы модификации. Это гарантирует банкам определенную отсрочку и позволяет растянуть процедуру неизбежной реализации убытков на более длительный период.

 Сложившаяся  банковская система при практически  гарантированном доходе при кредитовании  жилья делало ставку на развитие  кредитования коммерческой недвижимости, что теперь является самым  большим источником проблем: по оценке экспертов индустрии, 300-400 млрд займов в этом секторе являются безнадежными. Уровень просроченной задолженности (6.93% на конец февраля) и тем более потерь еще далек от аналогичных показателей жилой недвижимости, тем не менее, уже превысил показатели начала 90-х годов и утроился по сравнению с прошлым годом.

 

 Ситуация  аналогична если рассматривать  потребительское кредитование. С  увеличением безработицы с определенной  задержкой растет просроченная  задолженность по кредитным картам. Спад экономики продолжается, хотя уже не имеет лавинообразный характер: кредиторы уменьшают объем кредитных линий и увеличивают ставки, заемщики тратят меньше и больше гасят существующую задолженность, а не приобретают новую.

Просчитав потенциальные последствия, специалисты JP Morgan пришли к выводу, что доходность крупнейших мировых банков упадет на 59% (с ~13% до 5%) при том, что наибольший спад прибыли ожидается в английской банковской системе, а затем в Европе и США. Больше всего пострадают RBS (-139%) и Lloysds (-105%), прежде всего вследствии роста стоимости капитала из-за постепенной отмены правительственных гарантий и исчезновения дешевого финансирования.

За 12 последних  месяцев (июнь 2009 – май 2010) средний  месячный доход бюджета США составил $173 млрд, расход — $287 млрд., а госдолг США рос со средней скоростью $139 млрд. (80% от дохода).

Даже без  учета инфляции, видно огромное сокращение поступлений в бюджет США в сочетании с ростом расходом и, как следствие, почти кратный разрыв между доходами и расходами.

Динамика роста "короткой" части госдолга США  в сравнении с доходами бюджета  очень похожа на "цунами". Если в мае 2008 сумма к погашению  в ближайшие три месяца составляла 410% от среднего месячного дохода, то в мае 2010 - 827% от среднего месячного дохода  (источник данных). В денежном выражении - 1.4 триллиона. (Приложение № 5)

 

 

 

 

 

3. Перспективы  развития мировой финансовой  системы 

 

Мировой финансовый кризис миновал, страны восстанавливают  утраченный экономический потенциал. Известно, что у большинства развивающихся стран показатель уровня экономического развития уже равен показателю тех годов, в которых кризис отсутствовал.

В опубликованном докладе Всемирного банка, отмечено, что в предстоящем году темпы  развития мировой экономики снизятся и составят 3,3% по сравнению с зафиксированным в 2011 году ростом в 3,9%. Тем не менее, в 2012 году рост ВВП всего мира вновь увеличится и достигнет отметки 3,6%.

Темпы экономического роста в развивающихся странах  на период 2011 года значительно скажутся на темпах роста стран с более высоким уровнем доходов. При этом уровень экономического продвижения развивающихся стран в течение этого года будет составлять – 6%, а в 2012 году увеличится до уровня 6,1%. Похожие показатели и в экономике развитых стран, в 2011 – 2,4%, а в 2012 – 2,7%.[9]

Рассматривая  темпы экономического роста Китая, можно предположить, что по всей вероятности, они превзойдут сопоставимые показатели как в соседних странах  региона, так и в других развивающихся  странах. В 2011 году данный показатель приблизится к отметке 8,4%, а в следующем году увеличится до 10%.

Что касается показателей  возможного развития экономики стран  Еврозоны, то они изменятся с тенденцией увеличения регионального ВВП в 2011 году до 1,4%, а в 2012 году приблизятся к отметке 2%.

При сложившихся  обстоятельствах, прогнозы относительно перспектив развития экономики России, весьма утешительные. Ожидается, что  в 2011 году данный показатель увеличится до 4,2%, а в 2012 составит 4%. Экономическое  развитие России положительно отразится на состоянии дел в странах постсоветского пространства. Как известно, Россия выступает основным импортером товаров и услуг из стран СНГ, по этим причинам увеличение покупательной способности внутреннего российского рынка положительно отразится на соседних странах.

Стабильный  рост экономического развития предполагается в США, по словам президента Федерального резервного банка Миннеаполиса Нараяна  Кочерлакоты, 2011 год будет более  эффективным по сравнению с предыдущим. Рост ВВП США в 2011 году будет ближе к 3%, чем к 4%, что выше на 2,8. Реальные проблемы сохраняются в банковском секторе с качеством активов, что ограничивает рост активов и кредитование. По предположению Кочерлакоты, с улучшением ситуации в экономике, вырастет спрос на банковские продукты, спрос на кредиты.

Говоря об уровне инфляции в США, Кочерлакота выразил  надежду на то, что цены пойдут вверх  в 2011 году, при этом инфляция составит от 1,5% до 2% к концу 2011 года. В данный момент производится масштабная операция по покупке долгосрочных казначейских облигаций, которая призвана понизить процентные ставки и нивелировать влияние сокращения потребительских расходов на экономику.

Снижение ставки эквивалентно эмиссии доллара. Поэтому  США решило заменить процесс снижения ставки на эмиссию. Таким образом, прогноз развития мирового финансового кризиса в 2011 году, показал, что одной из основных преград для развития мировой экономики является высокий уровень государственных долговых обязательств ряда Европейских стран, а так же большая доля безработных граждан.[2]

 Необходимо  произвести реструктуризацию экономики,  увеличить долю накопления и  завершить процесс консолидации  финансовой системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство  экономистов во всем мире считают, что  мировой финансовый кризис уже миновал. Экономика большинства стран будет восстанавливаться после кризиса. Однако уровень восстановления экономики разных стран и регионов будет ощутимо различаться.

Заключение

 

По определению, мировая финансовая система - это  совокупность международных финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения между государствами являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве государства: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

Финансовая  система США сложна и многообразна, состоит из множества государственных федеральных и иных органов власти и управления, финансовых и административных ведомств и учреждений, частных банков и корпораций, осуществляющих как внутренние, так и международные финансовые операции. В силу огромного влияния на всю мировую экономику и мировые финансы финансовая система США более чем какая-либо другая национальная система является частью мировой финансовой системы. Государственный бюджет занимает важнейшее место в общей структуре финансовой системы США с точки зрения воздействия государства на состояние финансов, хозяйственную конъюнктуру, характер и направления экономической политики правительства. Он выступает мощным индикатором в определении долгосрочных планов крупных корпораций и банков.

В финансовой системе США бюджетный год федерального правительства начинается с 1 октября и завершается 30 сентября следующего года, а большинства штатов - начинается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом свыше половины штатов практикуют составление бюджета на два года. Центральное место в системе государственных финансов США занимает финансовая система федерации и федеральный бюджет. Дотации и субсидии в США распределяются неравномерно. С их помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. http://www.warandpeace.ru

2. http://www.rusipoteka.ru

3.http://krizisworld.ru

4. «Международная  экономика» Миклашевская Н. А., Холопов А. В., г. Москва, «Дело  и Сервис»,2006г.

5. Финансы: Учебник/Под  ред. В.В.Ковалева М:ТК Велби,Изд-во Проспект,2004г.

6. http://ru.wikipedia.org

7. http://www.aup.ru

8. http://www1.minfin.ru – Министерство финансов Российской Федерации

9. http://www.rg.ru - Российская  газета

10. Финансы: учебник для вузов  / Л.А. Дробозина, [и др.], ред. Л.А.  Дробозина. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 527 с.

11. Федулова С.Ф. Финансы: учебное пособие для вузов / С.Ф. Федулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2011. - 393 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 1

Первичная  денежная база США

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 2

Рост  денежных запасов США (money stock).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 3

Рост денежных средств в обороте США(M2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Мировая финансовая система: понятие, сущность, проблемы и перспективы