Мировая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:37, контрольная работа

Краткое описание

Международное общество объединяет государства, имеющие свою национальную и экономическую самобытность. Основными критериями, отличающими различные хозяйственные системы, являются возможности использования передовой техники и технологии производства, а также степень овладения принципами рыночного устройства экономики.
Цель данной работы - изучение мировой экономики (мирового хозяйства), а также современных тенденций развития международных отношений. Задачами работы являются определение мировой экономики, ее сущность, изучение субъектов мировой экономики, основных показателей.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 184.61 Кб (Скачать файл)

3. Появляются качественно  новые способы развития экономических  отношений между странами, например, заключение международных торговых  и трудовых контрактов в сети  Интернет и др.

4. Международные экономические  отношения, вовлекая в свою  орбиту все страны мира и  создав глобальные рынки товаров,  услуг, технологий, капиталов, рабочей  силы, становятся глобальными.

5. В географической конфигурации  международных отношений также  происходят определенные изменения.  В частности, промышленно развитые  страны, являясь основными субъектами  всех без исключения форм мирохозяйственных  связей, углубляют экономические  связи друг с другом, особенно  в рамках интеграционных объединений.  Активизируется взаимодействие  между тремя центрами развитого  мира: НАФТА, ЕС, Японией. Просматривается  активизация внешнеэкономических  связей между США и Японией  в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского  содружества в противовес Европейскому  Союзу.

Усиливаются позиции развивающихся  стран на мировых рынках товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Они все более утрачивают позиции  мировых экспортеров сырья и  продовольствия и становятся заметными  экспортерами готовых изделий, в  том числе машино-технической  продукции; из чистых импортеров капитала постепенно превращаются в его экспортеров. Отдельные из них начинают экспортировать услуги типа "инжиниринг", финансовые услуги. Особенно характерны эти изменения  для НИСов Юго-Восточной Азии, доля которых в мировом экспорте увеличилась с 3,3% в 1980 году до 18,3% в 1998 году. На этот регион приходится 12% мирового экспорта ссудного капитала и примерно 10% прямых зарубежных инвестиций.

В 90-е годы снизилась доля участия в мирохозяйственных  связях постсоциалистических стран  Центральной и Восточной Европы. Уменьшается их удельный вес в  международной торговле, хотя переход к рыночной экономике активизирует приток капитала в отдельные из этих стран. При этом ярко выражена переориентация внешнеэкономических связей этой группы стран на промышленно развитые страны с одновременным ослаблением их отношений между собой и развивающимися странами.

Таким образом, можно констатировать, что современные международные  экономические отношения интенсивно развиваются, трансформируются, изменяют свои географические приоритеты и все  более приобретают черты единой системы, где отдельные их формы  не только тесно взаимосвязаны, но и  взаимообусловлены.

 

Система регулирования международных экономических  отношений в России

Процесс вхождения Российской Федерации в мировое сообщество и сопровождавшие его повышение  степени открытости российской экономики  и либерализация внешнеэкономических  связей привели к тому, что в  настоящее время в России сложилась  и действует достаточно сложная  система их регулирования (рис. 1).

Активное включение РФ в деятельность международных экономических  организаций объективно расширяет  поле ее международного сотрудничества, по их каналам в Россию поступает  научно-техническая, консультационная, финансовая помощь. Одновременно членство в этих организациях обязывает Россию учитывать их требования по унификации правил международной коммерческой деятельности, по установлению таможенно-тарифных режимов и процедур в международной  торговле. Тем самым Россия входит в правовое пространство осуществления  внешнеэкономических связей, созданное  мировым сообществом в лице его  международных организаций.

Участие Российской Федерации  в международных интеграционных объединениях (СНГ, АТЭС, Союзное государство "Россия - Белоруссия" и др.) определяет приоритеты, преференции, режимы ее внешнеэкономических  связей.

Подписание Россией двух- и многосторонних соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству способствует продвижению  российских товаров, услуг, технологий, рабочей силы на рынки стран-партнеров  и наоборот.

Поскольку три вышеописанных  элемента системы регулирования  внешнеэкономических связей РФ достаточно подробно были раскрыты ранее, остановимся  на сложившейся в РФ системе государственного регулирования внешнеэкономических  связей.

Главным инструментом регламентации  внешнеэкономических связей является внешнеэкономическая политика страны, регулирующая ее отношения с иностранными государствами в области внешней  торговли товарами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, миграции капиталов и рабочей  силы.

Внешнеэкономическая политика РФ в единстве структурообразующих  ее элементов представлена на рис. 2.

Внешнеторговая политика РФ устанавливает и регулирует отношения  РФ с иностранными государствами  в области внешнеторговой деятельности, которая охватывает международный  обмен товарами, услугами, технологиями, инвестициями. Эти отношения строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.

Порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами, а также права, обязанности  и ответственность органов власти РФ и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности установлены Законом  РФ "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности".

Внешнеторговая политика включает в себя экспортную и импортную  политику. Экспортная внешнеторговая политика направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных  российских товаров и стимулирование их производства, для чего и используются государственные заказы, бюджетное  финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и т.п.

Импортная внешнеторговая политика направлена на регулирование ввоза  в РФ иностранных товаров (работ, услуг).

Внешнеинвестиционная политика представляет собой комплекс мер  по привлечению и использованию  иностранных инвестиций на территорию РФ и регулированию вывоза российских инвестиций за рубеж.

Политика импорта иностранных  инвестиций в РФ направлена на решение  следующих задач:

- увеличение объема отечественного  производства товаров и услуг  на уровне международных стандартов;

- привлечение в РФ передовой  (по международным критериям оценки) технологии, опыта, ноу-хау и т.п.;

- увеличение занятости  населения и сокращения на  этой основе уровня безработицы;

- увеличение совокупного  общественного продукта и национального  дохода.

Политика экспорта российских инвестиций направлена на решение следующих  задач:

- продвижение российских  экспортных товаров (услуг) на  зарубежные рынки;

- развитие зарубежного  производства для извлечения  прибыли или для обеспечения  гарантированного снабжения российского  рынка импортными товарами (полуфабрикатами,  запчастями, комплектующими и др.);

- укрепление банковской  сферы и повышение эффективности  валютных операций;

- укрепление страховой  системы и увеличение активности  страхового бизнеса.

Валютная политика представляет собой деятельность государства  по формированию, целенаправленному  и эффективному использованию валютных средств.

Задачей текущей валютной политики является обеспечение нормального  функционирования валютной системы  страны, поддержание равновесия национального  платежного баланса.

Валютная дисконтная политика представляет собой систему экономических  и организационных мер по использованию  учетной ставки процента для регулирования  движения инвестиций и сбалансирования  платежных обязательств, ориентированной  корректировки валютного курса. Эта политика проявляется в воздействии  на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, объем денежной массы, миграцию краткосрочных инвестиций.

Валютная девизная политика - это система регулирования валютного  курса покупками и продажей валюты с помощью валютной интервенции  и валютных ограничений. Валютная интервенция - это целевая операция Центрального банка России по купле-продаже иностранной  валюты для ограничения динамики курса национальной валюты определенными  пределами его повышения или  понижения.

Валютные ограничения  представляют собой систему экономических, правовых, организационных мер, регламентирующих операции с национальной и иностранной  валютой, золотом и т.д.

Долговременная валютная политика охватывает долгосрочные меры структурного характера по изменению  валютного механизма. Основными  методами долговременной валютной политики являются межгосударственные переговоры и соглашения прежде всего в рамках Международного валютного фонда, Европейского фонда валютного сотрудничества и другими валютно-финансовыми  учреждениями.

Мерами долговременной валютной политики являются порядок валютных расчетов, режим валютных курсов и  паритетов, использование золота и  резервных валют, международных  платежных средств и др.

Целями таможенной политики РФ являются:

- обеспечение наиболее  эффективного использования инструментов  таможенного контроля и регулирования  товарообмена на таможенной территории  РФ;

- участие в реализации  торгово-политических задач по  защите российского рынка и  стимулированию развития российской  экономики.

Государственная миграционная политика - это политика, направленная на регулирование въезда/выезда рабочей  силы в РФ и из нее.

Итак, целью государственного регулирования является создание правовых, экономических и организационных  условий, обеспечивающих эффективные  внешнеэкономические связи во всех их формах без ущерба для национальной экономической безопасности, под  которой понимается защищенность экономики  от внутренних и внешних неблагоприятных  факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижающих жизненный уровень, порождающих  неблагоприятные социальные последствия. В Законе РФ "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования  и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических  интересов по отношению к возможным  внешним и внутренним угрозам  и воздействиям.

В настоящее время внешнеэкономическая  политика РФ основывается на принципиально  новой (ранее рассмотренной) нормативно-правовой базе, разработанной в соответствии с требованиями адаптации страны к условиям рыночной экономики и интеграции ее в мировое экономическое пространство. Для разработки и реализации внешнеэкономической политики в РФ созданы соответствующие органы управления.

Федеральное Собрание - представительный орган РФ принимает федеральные  законы, относящиеся ко всем сферам социально-экономического развития России, включая и внешнеэкономическую  деятельность.

Президент РФ осуществляет руководство  государственной внешнеэкономической  политикой страны; регулирует сотрудничество в военно-технической области; определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов; вправе вводить экономические  санкции и приостанавливать действие актов в сфере экономической  политики.

Правительство РФ обеспечивает проведение и реализацию в РФ единой государственной внешнеторговой политики; разрабатывает и представляет на утверждение Федеральному Собранию национальную программу развития внешнеэкономической  деятельности; обеспечивает реализацию задачи по защите экономических интересов, экономических интересов субъектов  и российских участников ВЭД; принимает  решения об изменении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных  федеральными законами; вводит количественные ограничения экспорта и импорта  в соответствии с федеральными законами.

Министерство экономического развития и торговли РФ в сфере  внешнеэкономической политики разрабатывает  предложения по координации межгосударственного  сотрудничества России, механизмы и  инструменты регулирования ВЭД, организует работу по привлечению и  использованию иностранных кредитов, принимает участие в разработке и реализации государственной валютно-кредитной  политики.

На Министерство финансов возложены разработка валютно-финансовой и кредитной политики страны, разработка и реализация политики по привлечению  иностранных инвестиций и размещению российских инвестиций за рубежом, координация  сотрудничества с международными валютно-финансовыми  организациями, разработка предложений  по совершенствованию валютно-финансовой и кредитной политики РФ с зарубежными  странами.

Центральный банк Российской Федерации определяет правила валютных операций и обладает большими полномочиями во внешнеэкономической сфере, в  частности: осуществляет любые операции в иностранной валюте в России и за границей; выдает разрешение на открытие представительств иностранных  банков и иных финансово-кредитных  организаций на территории России; выдает в установленном им порядке  лицензии на совершение банками операций и банковское обслуживание расчетов в иностранной валюте по текущим  валютным операциям; управляет официальными золотовалютными резервами страны.

Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность  за соблюдение законодательства в таможенном деле; осуществляет валютный контроль в пределах своей компетенции; принимает  участие в разработке таможенной политики РФ; содействует развитию внешнеэкономических связей республик  в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей; осуществляет контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов  РФ материалов.

Государственный комитет  по стандартизации и метрологии (Госкомстат РФ) формирует и реализует государственную  политику в области сертификации, устанавливает общие правила  и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации; готовит предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, в установленном порядке заключает соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации (сертификатов, знаков соответствия, протоколов испытаний), представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по вопросам сертификации. На Госстандарте РФ лежит обязанность обеспечения контроля и надзора за качеством импортных товаров, поступающих на потребительский рынок.

Информация о работе Мировая экономика