Мировые финансы особенности взаимодействия с национальными финансовыми системами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Под влиянием резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и многих других факторов и связей функционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики, ведь Россия все более включается в мировое хозяйство. Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Содержание

Введение
Глава 1. Мировые интеграционные процессы в сфере мировых финансов
Тема 1.1. Финансовые ресурсы мирового хозяйства
Тема 1.2. Интеграция и глобализация мировых финансовых процессов
Тема 1.3. Международные валютно-кредитные организации
Глава 2. Финансовые способы регулирования экспортно-импортных операций капитального характера
Тема 2.1. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост
Глава 3. Финансовые аспекты сотрудничества РФ со странами СНГ
Глава 3.1. Союзный бюджет РФ и Белоруссии
Глава .3.2. Единое Европейское пространство и Россия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

фин ресурсы.doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

О недостаточной степени  интегрированности собственно финансового рынка говорят некоторые важные его характеристики. Например, инвесторы, распределяя инвестиционные риски между странами и отраслями, руководствуются в своей практике соображениями, которые на порядок отличаются от тех, исходя из которых они осуществляют капиталовложения на внутреннем рынке. В этой связи самой главной причиной Мексиканского финансового кризиса 1994—1995 гг. можно считать сохраняющуюся сегментацию глобального рынка капиталов, его деление на национальные, иностранные и международные (оффшорные). Несмотря на устранение многих правовых преград между ними, владельцы денежных средств предпочитают большей частью держать их дома или быстро репатриировать из-за рубежа, в случае угрозы нестабильности (рыночной, политической, валютной)1. Они не смотрят на движение ресурсов между странами как на перемещение средств между регионами одной страны. Поэтому для стран с развивающейся экономикой необходимо увеличивать национальную норму внутренних сбережений в целях повышения инвестиционной активности.

Далее. В современных условиях стоимость капитала для заемщиков, имеющих одну и ту же платежеспособность, неодинакова во всех частях рынка. Становые процентные ставки, хотя и испытывают воздействие мировой финансовой интеграции, все же различны. В мае 2000 г. ставка дисконта Центрального банка равнялась (в %): в Японии — 0,5; в Швейцарии — 1; в странах зоны Евро — 3,75; в США — 6,0. А ставка коммерческих банков первоклассным заемщикам соответственно составляла: 1,375; 4,25; 3,70 и 9,02. Между тем соотношение уровня инфляции по странам не оправдывает таких расхождений.

Таким образом, существуют определенные преграды для  движения капитала. Согласно взглядам многих теоретиков и бизнесменов  причина лежит в валютном риске. Режим валютного плавания, которого придерживаются США и другие ведущие державы, ставит дополнительные барьеры на пути более эффективного применения капитала.

В этой связи  выражается мнение3, что в последние 30 лет рынок развивается в сторону того, что он собой представлял лет 90 назад. А основная разница между глобализацией тогда и сейчас состоит в характере капитала, который обслуживает торговые и инвестистиционные потоки. С одной стороны, значительная его часть это – криминальные денежные средства, т.е. те, которые используются для финансирования теневой экономики, организованных преступных группировок и коррумпированной части госаппарата. (Кстати в банковском секторе экономики России в 1997 г. зафиксировано 9 тыс. преступлений, что на 5,5% больше, чем в 1996 г.)4. Согласно статистике ООН в международной финансовой системе каждый день легализуется примерно 300 млн. долл. Годовой оборот наркобизнеса (400 млрд. долл.) является третьим по объему после торговли нефтью и оружием.

С другой стороны, с приобщением  все большего числа стран к  рыночной системе хозяйства большинство из них становятся реципиентами главным образом спекулятивного капитала. В результате они страдают из-за резкого несоответствия скорости его движения и сроков создания традиционных, материальных технологий, на которых они специализируются. Масштабные вложения спекулятивного капитала, которые поощряются политикой правительств, ориентированной на преждевременную либерализацию финансовых операций, неэффективны для государств с неразвитой экономической структурой и экспортной базой. Капитал уходит, не успев создать ничего реального и оставляя после себя одни разрушения.

Противоположный взгляд на глобализацию выражается в кругах американских финансистов. Некоторые  руководители ФРБ считают, что мир  живет в период аналогичный периоду  Промышленной революции. Только сегодня речь идет о компьютерах и телекоммуникациях, о революции в технологиях, которая увеличивает производительность, экономический рост, способствует мировой финансово-технологической интеграции, под влиянием которой усиливается конкуренция и разрушается механизм ценообразования корпораций, что сдерживает инфляцию. А когда инфляция находится под контролем, возрастает возможность увеличения жизненного уровня людей5.

Развитие американской экономики на протяжении последнего десятилетия подтверждает этот оптимизм. И хотя многие экономисты сомневаются, что оживление роста производительности в американской экономике сохранится, и опасаются, что оно вызвано спекулятивным бумом, как это уже было в середине 80-х гг. в экономике Великобритании, а несколько позже — Японии, отрицать лидирующие позиции США в создании и распространении высоких информационных технологий и роли этих технологий в усилении зависимости различных финансовых рынков между собой и всех вместе от экономического и финансового влияния США, не приходится.

Пионеры освоения этих технологий — США привлекают наиболее мобильную форму финансового капитала — спекулятивный капитал. Короткий период его обращения соответствует скорости развития информационных технологий и носит для их получателя производственный характер.

Поэтому глобализация как  отражение усиления американского  влияния в мире и их стремления обеспечить информационную прозрачность всех стран за счет применения стандартных  методов статистики, бухучета, отчетности, аудита, техники совершения коммерческих и финансовых операций, а также поддающихся анализу и прогнозированию способов макроэкономического регулирования — убедительная реальность.

Понимание новых условий  жизнедеятельности государств, в т.ч. России, должно предопределять выбор ими в XXI в. такой политической, экономической и финансовой стратегии, которая исходит из принципа: поступательное развитие НТП и жизненного уровня людей может быть только общим, не допускающим взаимного уничтожения и побуждающим сильнейших к поиску компромисса с относительно более слабыми.

 

Тема 1.3. Международные валютно-кредитные  организации.

 

Институциональная структура  международных валютно-кредитных  и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации преследуют следующие цели:

- объединить усилия  мирового сообщества в целях  стабилизации международных финансов  и мировой экономики;

- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

- совместно разрабатывать  и координировать стратегию и  тактику мировой валютной и  кредитно-финансовой политики.

К организациям, имеющим  всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООН-МВФ и группа МБРР, а также Всемирная торговая организация. Непосредственно роль ООН в международных валютно-кредитных  и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию - Юнктад (с 1964 г.) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. В период между сессиями функции Юнктад выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год).

Специализированное учреждение ООН - Экономический совет - создал 4 региональные комиссии - для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) включает 24 страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового производства Запада. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус). Цель ОЭСР - содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств.

Парижский клуб стран-кредиторов - неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.

Лондонский  клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников.

С середины 70-х годов  разработка проблем межгосударственного  регулирования перенесена на уровень  совещаний глав государств и правительств "семерки" и "группы десяти", которая кроме "семерки" включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам.

МВФ  (International Monetary Fund, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами  своего Устава, который фиксирует  основные структурные принципы мировой валютной системы.

Во-первых, МВФ наделен  полномочиями создавать безусловные  ликвидные средства путем выпуска  СДР. Последние предназначены для  пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен  на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.

Во-вторых, МВФ выступает  в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию  золота, ослабление его роли в мировой  валютной системе.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование  режима валютных курсов.  Согласно Уставу МВФ может установить, что "международная  экономическая ситуация позволяет  ввести широкую систему валютного  регулирования, базирующегося на стабильных, но  изменяемых паритетах". При такой системе допускаются отклонения рыночных валютных курсов от паритетов в пределах + 4,5%. Переход к данной системе возможен при одобрении ее странами-членами, располагающими большинством в 85% голосов, т.е. практически при согласии США и стран ЕС.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим  валютных операций. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

В-пятых, МВФ участвует  в регулировании международных  валютно-кредитных отношений путем  предоставления кредитов странам, а  главное, в результате выполнения им функций координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с другой.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам  и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке.

Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы и направление  экономического развития большинства стран оказывает группа международного банка реконструкции и развития (МБРР), координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала - Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт.

Информация о работе Мировые финансы особенности взаимодействия с национальными финансовыми системами