Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 19:03, курсовая работа
Под влиянием резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и многих других факторов и связей функционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики, ведь Россия все более включается в мировое хозяйство. Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Введение
Глава 1. Мировые интеграционные процессы в сфере мировых финансов
Тема 1.1. Финансовые ресурсы мирового хозяйства
Тема 1.2. Интеграция и глобализация мировых финансовых процессов
Тема 1.3. Международные валютно-кредитные организации
Глава 2. Финансовые способы регулирования экспортно-импортных операций капитального характера
Тема 2.1. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост
Глава 3. Финансовые аспекты сотрудничества РФ со странами СНГ
Глава 3.1. Союзный бюджет РФ и Белоруссии
Глава .3.2. Единое Европейское пространство и Россия
Заключение
Список литературы
Всемирный банк (МБРР) как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.
МАР призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долларов в год. Однако чтобы участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.
МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал.
МИГА как третий филиал МБРР служит такой специальной цели, как поощрение инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения. МИГА предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) призван содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.
Особое место среди
международных валютно-
Также нужно упомянуть МБЭС и МИБ. Основным видом деятельности Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) являются расчеты и кредитование взаимного товарооборота стран-членов.
Международный инвестиционный банк (МИБ) - банк долго- и среднесрочного кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом - предоставление долго- и среднесрочных кредитов прежде всего для осуществления мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического прогресса.
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 1995-2003 гг.
(миллиардов рублей; до 1998 г. -трлн, руб.)
1995
|
1996" |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 | |
Доходы - всего |
437,0 |
553,5 |
711,6 |
686,8 |
1213,6 |
2097,7 |
2683,7 |
3519,2 |
4138,7 |
В том числе: |
|||||||||
налоговые доходы |
364,3 |
473,0 |
594,1 |
564,6 |
1007,5 |
1707,6 |
2345,0 |
3136.8 |
3735,3 |
из них: |
|||||||||
налог на прибыль организаций |
117,6 |
96.7 |
104.9 |
99,3 |
221,0 |
398,8 |
513,8 |
463,3 |
526,5 |
налог на доходы физических лиц |
36.6 |
56.6 |
75,2 |
71.5 |
117,3 |
174,8 |
255,8 |
358,1 |
455,7 |
налог на добавленную стоимость |
95,7 |
143,9 |
182,8 |
170.3 |
288,2 |
457,3 |
639,0 |
752,7 |
882,1 |
акцизы |
24,0 |
53,4 |
68,1 |
72.2 |
109,1 |
166.4 |
243,3 |
264,1 |
347,8 |
налога на имущество |
16,9 |
36,9 |
47,8 |
47,7 |
53.2 |
64,8 |
89.6 |
120,5 |
137,8 |
платежи за пользование природными ресурсами |
12,3 |
21,2 |
37,2 |
22,7 |
45,3 |
77,6 |
135,7 |
330,8 |
395,8 |
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
24,9 |
22,8 |
27,2 |
34,4 |
86,2 |
229,2 |
331,3 |
323.4 |
452,8 |
неналоговые доходы |
53,4 |
57,2 |
64.0 |
66,8 |
64,7 |
135,4 |
198,7 |
266.4 |
333.4 |
из них: |
|||||||||
От внешнеэкономической деятельности |
23,4 |
16,9 |
11.6 |
16.7 |
36.4 |
37,4 |
51,5 |
65,4 |
52,9 |
от имущества, находящегося
в государственной и муниципаль |
6.3 |
9,0 |
9,6 |
14,0 |
24,1 |
72,3 |
115,8 |
160,5 |
240,2 |
безвозмездные перечисления |
2,7 |
3,5 |
9,5 |
10.2 |
15,1 |
1.2 |
-15,0 |
-56,7 |
-91.2 |
доходы целевых бюджетных |
18,4 |
28,0 |
45,1 |
45,2 |
106,3 |
253.5 |
146,7 |
160,3 |
143.0 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8,3 |
12,4 |
18.2 |
Расходы - всего |
486,1 |
652,7 |
839,5 |
842,1 |
1258,0 |
1960,1 |
2419,4 |
3422,3 |
3964,9 |
в том числе: |
|||||||||
на государственное управление и местное самоуправление |
11,9 |
17,2 |
29,0 |
31,1 |
46.3 |
72,9 |
111,0 |
149.0 |
183,2 |
не международную деятельность |
27,3 |
26.7 |
2,6 |
17.6 |
59.1 |
10,9 |
23,8 |
34.2 |
31,5 |
не национальную оборону |
49.6 |
63,9 |
81,4 |
66.1 |
115,6 |
191,7 |
247,7 |
295,4 |
355,7 |
на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государстве |
27,2 |
39.2 |
59,0 |
45.4 |
74,6 |
132,5 |
183.9 |
240,4 |
304,0 |
на промышленность, энергетику и строительство |
35,3 |
38,9 |
50,3 |
26.2 |
31,4 |
58,5 |
237.4 |
324,5 |
334,7 |
на сельское хозяйство и рыболовство |
22,3 |
25,2 |
31,1 |
24,3 |
35,5 |
55,0 |
67,4 |
59,8 |
68,1 |
на транспарт, дорожное хозяйство, связь и информатику |
13,2 |
17,0 |
23.5 |
19,1 |
26.3 |
40,3 |
86,3 |
122.2 |
153,3 |
на охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию |
2.1 |
2,9 |
4,1 |
3,4 |
5,2 |
8,2 |
10,0 |
16,0 |
19,2 |
на жилищно-коммунальное хозяйства |
65,2 |
88,6 |
112,6 |
96,8 |
127,3 |
199,8 |
196,0 |
221.9 |
254,1 |
на социально-культурные мероприятия |
129,1 |
188,4 |
270,5 |
245,7 |
367,0 |
536,4 |
727.6 |
1356,8 |
1175.5 |
на обслуживание государственного и муниципального долга |
28.0 |
44,6 |
41,4 |
148.7 |
190,0 |
276,7 |
244,4 |
243,7 |
240,9 |
расходы целевых бюджетных фондов |
17,2 |
20.9 |
36,1 |
43,5 |
101,1 |
248.2 |
152,4 |
169.3 |
162,2 |
прочие расходы |
57.7 |
79,2 |
97,9 |
75.2 |
78,6 |
129,0 |
131,5 |
189,1 |
692,5 |
Профицит, дефицит (-) |
-49,1 |
-94,2 |
-127,9 |
-155,3 |
-44,4 |
137,6 |
264,3 |
97,0 |
173,8 |
Глава 2. Финансовые способы регулирования экспортно-импортных операций капитального характера.
Тема 2.1. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост
Многие отечественные экономисты указывают на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) как один из важнейших источников модернизации российской экономики. Между тем практика многих зарубежных стран показывает, что даже масштабный приток иностранных капиталов не гарантирует стабильных и высоких темпов экономического роста. Наглядным подтверждением этого является опыт таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Мексика и Аргентина. На протяжении последних десятилетий они были одними из основных получателей прямых иностранных инвестиций в развивающемся мире (см. таблицу). Однако несмотря на привлечение значительных объемов зарубежного капитала, их экономическое развитие на протяжении последних 25 лет остается крайне нестабильным. После экономического подъема каждый раз наблюдается новое падение объемов ВВП или снижение темпов его роста до минимального уровня. За период с 1980 по 2004 г. объем ВВП Мексики и Бразилии сокращался по 5 раз, а у Аргентины - 9 раз (рис.1).
Крупнейшие получатели прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой в
1980-1990-ее гг.
Страна |
Среднегодовой приток ПИИ в 1980 гг. |
Страна |
Среднегодовой приток ПИИ в 1990г. |
Саудовская Аравия |
2858 |
Китай |
32765 |
Мексика |
2442 |
Гонконг |
14899 |
Гонконг |
2390 |
Бразилия |
13101 |
Сингапур |
2341 |
Мексика |
10460 |
Китай |
1962 |
Сингапур |
9563 |
Бразилия |
1629 |
Аргентина |
7671 |
Малайзия |
1132 |
Малайзия |
4933 |
Египет |
878 |
Бермудские острова |
4254 |
Бермудские острова |
872 |
Польша |
4060 |
Таиланд |
748 |
Чили |
3667 |
Аргентина |
700 |
Таиланд |
3260 |
Тайвань |
588 |
Южная Корея |
3196 |
Нигерия |
568 |
Венгрия |
2891 |
Колумбия |
513 |
Венесуэла |
2568 |
Чили |
475 |
Чехия |
2334 |
Индонезия |
418 |
Каймановы острова |
2322 |
Южная Корея |
405 |
Россия |
2089 |
Филиппины |
280 |
Колумбия |
1996 |
Турция |
235 |
Тайвань |
1819 |
Иностранные инвестиции в развитии государств Латинской Америки исторически играли особую роль. С момента обретения ими политической самостоятельности зарубежные капиталы оказывали влияние на формирование структуры их экономики и общественно-политического климата. Во многом под воздействием иностранных капиталов складывался экстенсивный тип развития, основанный на экспорте ресурсов. Поэтому, несмотря на богатую сырьевую базу, уровень экономического развития большинства государств региона оставался невысоким.
Рис. 1. Динамика темпов прироста ВВП некоторых стран Латинской Америки
В 1980-1990-е гг. влияние иностранного капитала в латиноамериканской экономике значительно усилилось. После недостаточно успешных попыток создания собственной конкурентоспособной перерабатывающей промышленности многие страны региона пережили долговые кризисы, в результате чего ими был взят курс на либеральные реформы. Под давлением кредиторов был расширен доступ иностранных капиталов в национальную экономику и проведены масштабные приватизации с активным участием зарубежных инвесторов. В итоге значительная часть экономики многих латиноамериканских стран оказалась под контролем зарубежных корпораций, которые оказывают серьезное влияние на ситуацию в их экономике и политической сфере. Снижение управляемости национальной экономикой, высокая зависимость от неконтролируемых потоков иностранного капитала и интересов транснациональных компаний стали одними из важнейших причин происходящих здесь периодических кризисов. Особенно тяжелая ситуация складывается в Аргентине, где в 1990-е гг. был реализован, пожалуй, один из наиболее радикальных сценариев неолиберальных реформ.
В конце 1980-х гг. после валютных кризисов, гиперинфляции и банкротства долговой политики в стране было введено жесткое прикрепление курса национальной валюты - песо - к американскому доллару, что фактически лишило ее возможности проведения независимой денежно-кредитной политики и регулирования валютного курса. Правительство сократило государственные расходы, и были привлечены кредиты МВФ. Принятые меры помогли остановить гиперинфляцию и даже вызвали некоторый экономический рост. Однако уже в конце 1990-х гг. экономика страны впала в новую рецессию, и в декабре 2001 г. Аргентина объявила дефолт. Для удержания экономики от развала и предотвращения социальных взрывов правительство вынуждено было вновь просить МВФ о предоставлении финансовой помощи, взамен которой оно пошло на беспрецедентное открытие экономики, не останавливаясь перед потерей национального контроля над ней. Результатом реформ стали обеднение значительной части населения и фактическая утрата экономического суверенитета страны. Сегодня даже для решения проблем в жилищно-коммунальном секторе президенту Аргентины приходится летать во Францию, чтобы просить уступки у французских инвесторов 4.
Еще одним полюсом
крупного притока прямых
Рис. 2. Динамика темпов прироста ВВП
некоторых стран Восточной и Юг
За последние 25 лет экономики стран этого региона испытывали падение лишь 1-2 раза (см. рис. 2). Если за период с 1980 по 2004 г. экономика Аргентины выросла на 36%, Бразилии - на 79, Мексики - на 96%. то экономика Малайзии за этот же период выросла в 4,5 раза, Южной Кореи - 4,8, Китая - 9,5 раза.
В отличие от неолиберального сценария, реализованного в Латинской Америке, в Азии государство не устранилось из экономики, а взяло на себя основную роль в проведении реформ. Экономические преобразования и привлечение инвестиций осуществлялись в соответствии с национальными планами экономического развития. Так, правительство Китая широко использовало централизованную промышленную политику в рамках пятилетних планов, осуществляемых согласно так называемой долгосрочной программы четырех модернизаций. Каждый план определял секторы, которые необходимо модернизировать в первую очередь. Начальные планы были ориентированы на реформирование сельского хозяйства, модернизацию пищевой промышленности и сектора потребительских товаров. Позже были разработаны планы диверсификации и модернизации ключевых отраслей промышленности, таких как машиностроение, промышленность строительных материалов, химический и автомобильный сектора. Затем было начато стимулирование высокотехнологичных секторов: производство микросхем, компьютеров и периферии, телекоммуникационных компонентов и разработка новых материалов. В 1997 г. правительство страны утвердило официальный Отраслевой каталог для иностранных инвесторов, разделяющий объекты для иностранного инвестирования на четыре категории: поощряемые; разрешаемые; ограничиваемые; запрещенные.
На модель
централизованного
Информация о работе Мировые финансы особенности взаимодействия с национальными финансовыми системами